Анекдот от Гриши Фейгана.
Пришёл Иван к Абраму десять рублей занять, мол, через год двадцать отдам, и в
залог топор оставляет. А тот ему: «Слушай, не могу я с хорошего человека сразу
двадцать рублей взять. Давай, половину ты мне сейчас отдашь, а через год –
десять рублей – не двадцать». По рукам. Идёт Иван и думает: «Денег нет, топора
нет, десять рублей должен… Вроде всё правильно…»
Сетевой, он же многоуровневый,
маркетинг (Multi Level Marketing
– MLM)
был явлен миру на родине Энди Таккера и Джеффа Питерса. Официально, это способ
распространения товаров и услуг. Как и всё гениальное, идея МЛМ гениально проста
– сделать потребителя распространителем: человек попробовал, ему понравилось, он
рассказал об этом друзьям и знакомым, те захотели, попробовали, и т.д. Цепная
реакция в геометрической прогрессии. Эпидемия. Лавинообразный охват рынка. С
практически нулевыми затратами на рекламу и почти без посредников. А за то, что
вы поддержали этот процесс, и от себя запустили такую же волну,
компания-производитель благодарит вас комиссионными бонусами.
Для производителя это, возможно,
привлекательный способ довести свой продукт до конечного потребителя. Кроме
всего прочего, при классической схеме движения товара в цене продукта,
достигшего полки магазина, около 80% - стоимость рекламы и накрутки посредников,
а в МЛМ накладные расходы и выплаты дистрибьюторам рассчитываются в пределах
40-60% от цены продукта.
Для дистрибьютора тут две задачи:
дупликация и стабилизация. Говоря по-русски, вам нужно иметь с кого получать
(широкую и глубокую разветвлённую сеть дистрибьюторов «под вами» –
даунлайн), и нужно иметь, с чего получать (эта сеть должна производить
объёмы закупок, с которых вы будете получать свои проценты). «Если эти
две задачи решены, – дети могут не работать.» НО – как эти задачи решаются?
Дупликация – это размножение,
строительство сети. Надо сделать так, чтобы вы привлекали людей, которые
привлекают людей, которые привлекают людей… Расширенное воспроизводство. Но
продавать и вербовать тех, кто будет продавать – это психологически не приемлемо
и невоспроизводимо для абсолютного большинства населения. Правда, классики МЛМ
учат, что продавать не нужно, надо только организовать потребление и обучение.
Однако потреблять в объёмах, указанных в маркетинг-планах (сетках оплаты) многих
компаний, просто нереально (и слишком дорого даже по «их» меркам), а не
выполнишь объём (квалификацию) – все очки сгорают, и начинай сначала.
Стабилизация – это создание
условий, при которых ваша сеть стабильно «производит объёмы». Надо сделать так,
чтобы все люди в вашей сети выкупали продукцию компании постоянно, регулярно, на
заметные суммы. А теперь примерьте-ка это на себя: что может заставить вас лично
покупать, пусть даже лучшую в мире продукцию, ежемесячно долларов хотя бы на
сто, и делать это годами? Увы, даже при финансовом благополучии, физическое
потребление ограничено (сколько вы можете съесть, намазать на себя, износить…?
Сегодня вам это нравится, а завтра – ?) Потребление любого продукта, достигнув
какого-то пика, неизбежно снижается до уровня т.н. остаточного потребления.
Если же покупать на продажу, то когда количество продающих достигает какого-то
значения на душу населения, – всё, можно сушить вёсла. Вы создаёте конкуренцию
себе же и людям друг для друга – это тот троянский конь, который генетически
заложен в этой системе. Какое-то время какой-то объём стабилизируется правилами
компании: хочешь стать дистрибьютором – купи на столько-то, хочешь оставаться
дистрибьютором – покупай на столько-то… Человека привлекают возможностью
заработать, и делают из него покупателя.
Один крупный лидер показал мне
такую цифру: 1990. То есть, преуспевает на этой ниве 1% участников, 9% - что-то
получают, а 90% – пришли и ушли (оставив деньги и потеряв время). По другим
данным, динамика выбывания из МЛМ – те же 90% в полгода. О чём это может
говорить?
Кому не хотелось бы иметь
стабильный источник дохода, которым можно было бы гордиться? А чем тут
гордиться, если от вас уходит 90% людей, которых вы пригласили и не сумели
обеспечить им доход? И какого мнения эти люди могут быть об этой индустрии в
целом, и о вас лично в частности? Дипломатичное «спасибо, это не для меня» или
«я в эти игры больше не играю» – обычная реакция многих, кто попробовал себя в
МЛМ.
Почему это происходит? Не потому
ли, что как ни крути, а МЛМ – это всё-таки пирамида? (Иерархия, в отличие от
пирамиды, не требует расширения как условия существования.) Чтобы вы получали,
надо, чтобы люди под вами вкладывали (покупали); чтобы получали они, надо,
чтобы вкладывал кто-то под ними… Но численность населения ограничена, и, как
только ресурс возможного контингента «вырабатывается», ситуация довольно быстро
сворачивается к тому, что остаётся лишь то самое остаточное потребление,
которого хватает на жизнь крупным лидерам, а средние и мелкие пытаются
реанимировать бизнес, «промывая» оставшееся население, или начинают новый. И,
конечно же, нижним не всё равно, что верхние получают с них. По существу, это
вопрос политический: «куда идут наши деньги, кого мы финансируем?» Распределение
доходов, соответственно, представляет собой перевёрнутую пирамиду: самые большие
деньги – на самом верху, а внизу они стремятся к нулю.
Как это происходит? Схема
примерно следующая. Молодая, перспективная компания, производящая хорошую, «с
изюминкой» продукцию, и, как правило, испытывающая трудности с выходом на рынок,
обращается к лидерам МЛМ. Либо «волки» сетевого маркетинга сами выходят на
интересного для них производителя и предлагают свои услуги. Процесс пошёл. Сеть
растёт, расширяется, производит объёмы. Компания получает прибыль и платит
дистрибьюторам бонусы согласно маркетинг-плана. Через какое-то время расширение
сети приводит к обострению «внутривидовой борьбы за выживание» между
дистрибьюторами этой компании. Они снижают цены до оптовых, только бы набрать
объём, чтобы получить бонус. Что это значит? – Приехали. Рынок забит. Охвачен.
Что и требовалось доказать. Молодцы, ребята, спасибо. Мавр сделал своё дело:
потребители узнали продукцию, кому-то она понравилась, да и сами дистрибьюторы
успели привыкнуть к ней. Какой-то минимальный спрос и остаточное потребление
обеспечены. А игра теряет смысл сперва для нижних, и потихоньку всё выше и выше.
И возвращаемся мы к прерванным
когда-то размышлениям об истинных ценностях… Хорошие вещи мы рекомендуем друг
другу бесплатно. Механизм цепной реакции сам по себе работает нормально. А
деньги – это такая смазка, которая рано или поздно клинит любой механизм, в т.ч.
ваши отношения с друзьями.
***
Однако, загвоздка в том, что это
явление – как прибой: волна за волной, и уровень воды потихоньку поднимается. Со
времён «Гербалайфа» – этого бульдозера, который первым прошёл по развалинам
Советского Союза – количество МЛМ-компаний даже в нашем небольшом городе совсем
не уменьшается. Причины? – возьмите любой номер «Из рук в руки», «Информ-биржи»…
– такое ощущение, будто производителей становится больше, чем потребителей. И
такая ситуация – по всей нашей многострадальной планетушке. Всё больше
производителей выбирают МЛМ: короче до конечного потребителя и надёжнее для себя
(пирамида как товаропроводящая структура: сверху вниз – товары, снизу вверх –
деньги). Разные эксперты по-разному оценивают объёмы товарооборотов, но раз уж
этот МЛМ становится объективной реальностью, которая надвигается на нас вместе
со всеми мировыми делами и проблемами, то нельзя ли сделать так, чтобы те
товарообороты хотя бы не протекали мимо? Выжать из ситуации, что можно. Видеть
стакан наполовину полным, а не наполовину пустым.
Что ни говори, а глупыми лидеров МЛМ
никак не назовёшь. Учитывают они не только психологию, но и систему
совершенствуют, чтобы людям не приходилось заниматься продажами, уговариванием и
прочими неприятными вещами, вроде ежемесячных закупок. Даже пирамида, в которой
нижние получают с верхних – давно уже не новость. Только берут теперь не всех:
от непонимающего больше проблем, чем пользы. Главные враги тут – жадность,
хитрость и глупость. Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа») открытым
текстом рекомендует изучать сетевой маркетинг наряду со специальными финансовыми
дисциплинами. А зарабатывать головой – наверное, лучше, чем другими частями
тела. По крайней мере, учиться – не зазорно, уметь – не вредно.
Главный негатив МЛМ – аналогия с
сектами и «лохотронами» – происходит от морально-этических проблем лидеров,
допускающих применение элементов зомбирования (овации, музыка и др.) для
отключения критического мышления и повышения внушаемости аудитории. Такие
наказывают себя сами. Компании приходят и уходят, а люди остаются.
***
А теперь пофантазируем на тему
моделирования будущего. В учебных материалах для дистрибьюторов говорится, что в
Японии уже чуть не 90% населения охвачено сетевым маркетингом. В других странах
– поменьше, но динамика – в том же направлении. Допустим, через несколько
поколений на Земле не останется людей вне МЛМ (некая объединённая компания с
маркетинг-планом вроде накопительного бинара, а ещё лучше – единой цепочкой
(если бы люди всей Земли за руки взяться однажды могли) и линейкой товаров для
образа жизни «Свобода»). Люди получают доход со структуры – кто и зачем будет
работать? Или, более оптимистично, люди работают не за деньги. Т.е. деньги
теряют свою функцию мотивирования к труду. Что получаем? – Монетарная система
уступает место той самой ресурсоориентированной экономике, о которой говорит Жак
Фреско (неполитическое движение «Дух Времени»,
www.thezeitgeistmovement.com).
Как капитал породил своего могильщика, пролетариат, так и деньги породили своего
могильщика – МЛМ? :-)