Когда Николай I повелел на месте сломанного Малого театра построить новый, он,
возможно, осуществлял свою тайную мечту. Что ни говори, а в актерских способностях
этому самому блестящему из русских царей не откажешь. Строительство нового театра
Николай поручил архитектору Карлу Росси и лично принимал работу за день до открытия,
обошел ложи и партер, а затем посмотрел дивертисмент из императорской ложи.
Николай назвал театр Александринским в честь жены - императрицы Александры Федоровны.
В театре императрицу ждал сюрприз: обивка мебели была василькового цвета - Александра
Федоровна так любила васильки! А Николай Павлович любил балет и балерин, в Александринке
тогда показывали и балет, и водевиль, а не одну только драму. В театре есть императорские
апартаменты, куда можно попасть прямо с улицы, они имеют отдельный выход на сцену
и соединены с малой царской ложей. Царь мог, не привлекая внимания, приехать
во время спектакля, уединиться в своих апартаментах или зайти за кулисы, чтобы
сказать актрисе комплимент и что-нибудь посоветовать режиссеру. А однажды Николай
даже принял участие в постановке спектакля, он режиссировал батальные сцены в
балете "Восстание в серале"!
Александринка всегда была на особом счету, ее директору подчинялись все остальные
императорские театры. И последняя премьера в императорской России тоже состоялась
в Александринском театре. Это было 25 февраля 1917 года, в театре играли драму
Лермонтова "Маскарад" в постановке Мейерхольда, и гром рукоплесканий заглушал
выстрелы на улицах...
Империя погибла, а Александринка - нет, она просто перестала быть императорским
театром...