Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1938


Книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Флот

О ПОЛЬЗЕ СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ

Медленно падающие снежинки, пролетая мимо ламп причальных фонарей, на мгновение становятся ослепительно белыми. Сам причал, еще час назад выскобленный до бетона, снова укрыт слоем пушистого снега. Когда на него наступаешь, он поскрипывает.
Скрип-скрип-скрип...
Мое отделение шагает к началу причала.
Скрип-скрип-скрип-скрип...
Это навстречу топают газотурбинисты.
Скрип-скрип-скрип...
- Отделение!.. - командую я. - Кру-у-гом!
На причале проходят строевые занятия. Командир БЧ-5 старший лейтенант Б. назначил их неожиданно. Вместо запланированных на вторую половину дня «работ на заведованиях»...
Нервничая, старлей Б. начинал говорить высоким, срывающимся на визг голосом. «Бычком» он был назначен, отслужив всего год после училища. То ли «шапка Мономаха» была слишком рано нахлобучена на него чьей-то дружеской рукой, то ли личный состав боевой части оказался «не тот», но нормально Б. почти не разговаривал. Когда моряки между собой упоминали «базарную бабу», все знали, о ком идет речь.
Объявив о строевых занятиях и услышав в ответ гул «Так работать же надо на технике», Б. с ходу заговорил в визгливом тоне:
- Вы сюда не работать пришли, а служить! Не забывайте, что здесь не завод, а воинская часть. Будет делать всё, что положено уставом! А то слишком разболтались. Пора вас всех привести в чувство ...
И словно гвоздем по стеклу:
- Командирам групп и старшинам команд, начать строевые занятия!
Нахохлившись, Б. минут пять наблюдал кипение жизни на причале. Трюмные и мотористы отрабатывали «подход к начальнику». Мы, электрики, по команде нашего мичмана поворачивались на месте. Газотурбинисты (под визг Б. «Выше ногу! Тверже шаг!») зашагали вдоль корабля. Когда они, сделав несколько ходок, остановились для «строевых занятий на месте», старлея на причале не было. Прошло еще несколько минут, и из старших остались одни командиры отделений.
Впрочем, никто не тешил себя иллюзий, что теперь мы остались без присмотра и до конца занятий можно устроить затяжной перекур. Из каюты «бычка» как раз просматривалась та часть причала, где матросы и старшины «приходили в чувство» посредством строевых экзерсисов. Поэтому те командиры отделений, которые хотели пару минут сачкануть, под предлогом «отработки строевого шага» выводили своих бойцов из зоны видимости. Пройдя вдоль корабля, отделение останавливалось возле носовых швартовых и какое-то время бездельничало. Потом пускались в обратный путь.
Одна беда - больно скучное занятие шагать туда-сюда. Чтобы внести хоть какое-то разнообразие, при очередном сближении с газотурбинистами командую: «Смирно! Равнение налево!» Бросаю ладонь к шапке и «ем глазами» командира «чумазых» старшину 1 статьи Ваську Алешина. Он, глядя на меня, крутит пальцем у виска.
«Ах, так!», - завожусь я.
- Отделение! Кру-у-гом!
Скрип-скрип-скрип-скрип...
При новой встрече выкрикиваю:
- Общее презрение газотрубинистам!
Мои электрики, не сбившись с шага, дружно отвечают:
- У-у-у, суки!
Забористый мат Алешина (будущего выпускника МГУ и кандидата исторических наук) летит мне в спину...
Спустя годы, вспоминая эту сцену, недоумеваю: зачем ни с того, ни с сего обидел «чумазых». Уж у кого как, а у них служба одна из самых тяжелых на корабле.
Да и сами строевые занятия - дело, надо признать, святое. Для кого-то чуть ли не единственная возможность ощутить свою значимость.
Скажем, моряк, не блещущий умом и не шибко владеющий специальностью, но волею судьбы получивший вместе с двумя «соплями» на погончики толику власти. Вчера он на твоих глазах глубокомысленно пялился в схему контроллера, собираясь сходу указать на поломку. Не получилось, но сразу нашелся: «Ладно, сам разберешься и доложишь». Зато сегодня он орел! По десять раз гоняет с «подходом-отходом» или звонко командует: «Тверже ногу! Ряз, ряз, ряз-два-три!..» И видно невооруженным глазом, как он сам себе нравится.
А молодому офицеру, без году неделя на корабле, или «бычку», берущему исключительно горлом. Как ему еще привести в чувство «вконец оборзевших годков»? А заодно и остальной личный состав, который почему-то не очень спешит выказывать ему знаки уважения. Очень просто: выведи на причал и погоняй часа два. А будут ворчать, что они, мол, не «сапоги», чтобы шагистикой заниматься, пообещай завтра продолжить. И гонять не два часа, а три. Если, конечно, не будет выхода в море.
Да что там группа или боевая часть! Всем экипажем построились по «большому сбору» на причале и: «Шагом марш!», «Песню запевай!»

Нам нужны такие корабли на море,
Чтоб они могли с любой волной поспорить...

«Ага, щаз! Так поспорим, так поспорим!.. Преобразователь успокоителя качки уже месяц, как сгорел. А «на верх», судя по всему, докладывать не стали. Никто не хочет из-за того, что «техника не в строю», сидеть без берега. Все равно через три месяца вставать на ремонт.
Зато на последнем выходе «в моря» со штабом бригады замечательный анекдот вышел. Волна была балла четыре. Из кают-компании позвонили: включите же успокоитель качки, а то невозможно пообедать по-человечески. Вот и пришлось нам вручную замыкать конечные выключатели, чтобы на мостике засветились табло: «Рули УК выпущены», «УК включен». В ответ новый звонок: «Спасибо! Стало гораздо лучше».
Вам еще рассказать о состоянии техники? О том, как из пяти автоматических систем управления дизель-генераторами в строю только одна?.. И как вместо автоматики нагрузка передается посредством матросской смекалки? О сгоревшем дизеле, который два года возили мертвым грузом, но по бумагам он исправно нарабатывал моточасы? Об отключенных датчиках системы размагничивания корабля?
Как-нибудь в другой раз. К тому же не моего ума это дело. От меня всего-то требуется - чеканить шаг и орать во все горло бодрую песнью...»

И тогда вода нам как земля,
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против -
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

Правда, встречаются и другие офицеры. К строевым занятиям прохладно относятся. Шуточки отпускают: «Какая работа Ленина посвящена строевой подготовке? «Шаг вперед, два шага назад»». Подчиненные у них больше техникой занимаются, чем причал топчут.
Слава Богу, довелось и с такими послужить! Капитан-лейтенант Дорогой - командовал боевой частью с еще «новостроечным» составом экипажа. Кто знает, что это такое, оценит по-настоящему. Не припомню, чтобы он кого-нибудь громогласно распекал. Но и, не повышая голоса, мог любого поставить на место.
С капитаном-лейтенантом Шихотаровым прошло почти два года. Не «бычок» - бык по своей внутренней силе. Он прекрасно осознавал, что любой его матрос и самый распрекрасный старшина ежеминутно, как подвигу, готовы к «залету». Однако в первую очередь оценивал подчиненного по тому, как тот относился к овладению специальностью, как содержит заведование. И не ради каких-то поблажек доводилось мне спать по четыре часа в сутки, чтобы побыстрее ввести в строй какую-нибудь систему. Просто Командир приказал-попросил, не ставя по стойке смирно, не крича «Шагом марш устранять неисправность!»

Скрип-скрип-скрип...
Снежинки продолжают медленно падать на причал. Ни малейшего дуновения ветерка. Легкий морозец бодрит, а не пронизывает, как бывало, заставляя всей душой стремиться в тепло боевых постов. Гуляем себе на свежем воздухе вместо того, чтобы дышать запахом солярки.
«Да хер с ней, с работой на заведовании, - лениво скользят мысли. - Скоро объявят приборку, потом ужин. Как говорится, день прошел...»
Эх, зря я тогда крикнул «Общее презрение!»... газотурбинистам.
Средняя оценка: 1.54
Обсудить
Историю рассказал тов. Nauta Romanus : 2008-10-06 22:31:14
Книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное