Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1504


Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Флот

ВСТРЕЧИ С ИСПЫТАТЕЛЯМИ.

(отрывок-2, 1 - http://www.bigler.ru/showstory.php?story_id=5542)

8 сентября 1980 на тяжёлом авианосном крейсере “Минск” при выполнении
испытательного взлёта с коротким разбегом на самолёте Як-38 погиб Заслуженный лётчик-испытатель СССР Олег Григорьевич Кононенко. Шла всего третья неделя с начала боевой службы. Психологический шок от этой утраты переживал весь экипаж. Но уже через неделю с палубы стали взлетать самолёты и вертолёты. Жизнь, вернувшись в строгие рамки поставленных задач, продолжалась.
На крейсере базировался вертолёт Ка-25 с бортовым номером 64. Он принадлежал феодосийскому управления ГНИКИ ВВС, и на нём отрабатывалась программа спасения потерпевших аварии экипажей . Полёты этого вертолёта с опусканием и подъёмом на лебёдке спасателей, прыжками их в воду на скорости с высоты 10-15м с последующим подъёмом на борт вертолёта - были для нас чем-то вроде бесплатных цирковых представлений. Особо зрелищными были игры этой машины в кошки-мышки с американскими и английскими визави, регулярно посещавшими окрестности “Минска“.
Члены экипажа этого вертолёта: лётчики-испытатели Рыжков и Белокопытов ( а он летал ещё и на “Яке“), штурман Земцов, спасатели Турлаков и Назаренко - вскоре стали нашими друзьями.
Чтобы солёные брызги не оставляли белых следов, стёкла кабины вертолёта должны были промываться чистым “шилом“ из специальной системы. Сами понимаете, что до такой безнравственности опуститься летуны не могли, и запасы драгоценного продукта у наших друзей превышали любые нормы приличия.
Да нет, вы неверно подумали! Дружить мы стали не из-за этого. Мужские неформальные коллективы складываются сами по себе, и невозможно объяснить или составить точные схемы подобных процессов. К тому же, оказалось, что Коля Белокопытов служил с братом моей жены в Ахтубинске, а Женя Турлаков нашёл на моих училищных фотографиях своих феодосийских друзей. Когда я научил играть на гитаре Белокопытова, он достал - подумать только! - на корабле и подарил мне болгарскую гитару “Орфей“, которая до сих пор со мной.
Однажды я, как заяц во хмелю, не чувствуя ответственности за “базар“, изрёк что-то вроде этого: а слабо покатать друга на вашей стрекозе? Ответа с мотивированным отказом, к моему удивлению, не последовало, и мне ничего не оставалось, как в назначенное время незаметно внедриться в винтокрылую машину и покинуть крейсер.
Дерзкая самовольная отлучка на боевой службе, ещё недавно казавшаяся невозможной, стала объективной реальностью. Надели на меня поплавки, защитный шлем, включили в бортовую связь и - тут началось. Мне трудно найти слова, достоверно передающие всю гамму неизведанных и не приносящих светлой радости ощущений, когда сошедший с ума вертолёт летел одновременно вперёд, вниз и вправо. При этом поток воздуха по
диагонали между люками штурмана и грузовой кабины имел тягу аэродинамической трубы, и я под ехидные комментарии штурмана самозабвенно пытаюсь удержаться за какие-то выступы в кабине. Падение камнем вниз, мгновенный переход из глубокого левого крена в правый, свободная ручка управления во время прикуривания сигареты - всех ужасов не перечесть. Я понимал, что это весь этот экстрим - в мою честь. И лишь то, что у каждого из этих воздушных хулиганов имеется двое детей - вселяло некоторые надежды на гарантированность моей безопасности. Но все попытки успокоиться разбивались о гвоздь застрявшей в мозгу мысли: крыльев у этой штуки нету, а как оно всё без крыльев обойдётся-то?..
Слава Богу, начали взлетать самолёты, и мы полетели на обеспечение посадок.
Вертолёт выходит в район, где “Як“ включает струйное управление и переводит сопло в “Вертикаль“, пристраивается на правом траверзе, и теми же курсом и скоростью сопровождает “Як” до среза палубы. Самолёт кажется висящим в воздухе. Крейсер издали не имеет привычных гигантских очертаний, и только при приближении начинаешь ощущать его размеры. Разноцветная палуба на фоне невообразимо фиолетово-голубых моря и неба выглядит стоп-кадром диснеевского “мультика“, потому что высота скрадывает грязь и огрехи окрашенных поверхностей.
На волне полученных суперположительных эмоций предыдущие страдания показались никчемными и вскоре улеглись. Экипаж после приземления был построен у вертолёта и пилот Рыжков торжественно вручил мне шоколадку, как и полагается после успешного завершения полётного задания...

И вот ночь перед возвращением в родную базу. Накрыт прощальный стол, обмениваемся адресами, подарками, поём прощальные песни. Лётчики приносят гору шоколадок, которые собирали всю боевую службу. Они их не спрятали, не съели под одеялом, а разделили с нами, чтобы мы угостили своих детей. Отказываться было бесполезно, и вот уже у кого-то в воспалённом сознании возникает идея: а что если шоколадки вместе с письмами положить в конверты и сбросить в районе нашего дома. Маршрут перелёта вертолётов проходил рядом с нашим городком - Тихасом. Улетали они утром, а нас, как обычно, хоть бы к вечеру отпустили. Испытателям эта идея понравилась, но они не были в городе и не представляли, где находится наш “зелёный дом“. Рисуем схемы, объясняем. Конверты с записками и шоколадками укладываем в конверты с адресом: “ Зелёный дом, квартира N...“ Коля Рыжков, уходя спать, успокаивает:
- Да не волнуйтесь вы так! Не Рио-де-Жанейро всё-таки! Если не найду, то сяду и спрошу.
А потом нам рассказывали, как вначале один полковой вертолёт устроил над городом фейерверк из тепловых ловушек. А затем настал черёд испытателей, которые покружив немного в поисках, устроили фурор над двором нашего дома. Бельё полетело с верёвок, начали сбегаться испуганные женщины и дети: вертолёт явно шёл на вынужденную. В облаке поднятого винтами снега с песком все увидели высунувшегося из кабины
штурмана. Привлекая внимание, он размахивал чехлом от лётного защитного шлема, в котором были сложены наши посылки. Штурман вовсе не пытался покинуть вертолёт, как показалось многим. В итоге ценный груз сброшен, вертолёт делает прощальный круг над домом и улетает. Остаётся только представить состояние и ощущение тех, для кого это всё делалось, когда послания разнесли по адресатам.

Через два дня, преодолев массу трудностей, по пути во Владивосток я посетил на несколько часов вертолётный гарнизон Ново-Нежино, где в ожидании самолёта для отправки в Феодосию проживали испытатели. Привёз несколько бутылок армянского коньяка с автографами наших благодарных женщин. Конечно, был накрыт стол. Белокопытов корит Рыжкова: “Ну что ты, как мальчишка, так низко завис над домом?“
- Ничего подобного! Да я ниже окон двенадцатого этажа не опускался.
Учитывая, что наш дом девятиэтажный, я представил высоту, на которой зависал
вертолёт, и что при этом чувствовали жители близлежащих домов.
А затем в четыре утра человек двадцать, исполняя песни под гитару, при приличном морозе провожали меня на проходящую электричку. Проснувшись через три часа во Владивостоке, за отворотом шинели я обнаружил бутылку из-под “Шампанского“ со спиртом, которую вынужден был подарить пожилому проводнику с мятой физиономией за неимением портфеля или сумки.
Я теперь знаю, что такое счастье. Счастье - это глубокое чувство, отражённое в глазах того проводника, который всё махал и махал на прощание рукой до тех пор, пока я не скрылся в здании вокзала.

Не знал, что заехал тогда на несколько часов в Ново-Нежино, чтобы в последний раз увидеться с Колей Белокопытовым. Через полгода лётчик-испытатель первого класса Николай Павлович Белокопытов разобьётся на “ЯКе“ при заходе на посадку на аэродром Кировское. Вечная память!

Средняя оценка: 1.77
Обсудить
Историю рассказал тов. Ulf : 2006-11-15 08:04:56
Вышли в свет книги Александра Скутина (Стройбат) «Самые страшные войска» и Олега Рыкова (NavalBro) «Чарли Чарли Браво». Эти и другие книги, а также значки с символикой сайта Вы можете приобрести в нашем «магазине».
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

В избранное