Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшее из армейских историй на Биглер Ру Выпуск 1082


Информационный Канал Subscribe.Ru

Лучшие истории Биглер.Ру по результатам голосования


Авиация

БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ Н-СКОГО ПОЛКА.

Служил я в Гвардейском Орловском ТБАП ДА в 1980 - 1982 гг. в г. Барановичи КБВО.
Подразделение: ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть)
Должность: техник авиационный по СД (самолёт и двигатели)
Специализация: гидросистема и шасси.

К службе относился серьёзно (это без шуток).
В мои и моих подчинённых служебные обязанности входило проведение регламентных и ремонтных работ на гидросистеме и шасси самолёта. Но кроме этого проводили по вызову из эскадрилий замену резины на колёсах аэропланов. 8 колёс основных стоек и 2 колеса передних. Эта работа не входила в наши обязанности, но т.к. за неё рассчитывались шпагой, то никто не отказывался, хотя процесс весьма трудоёмкий, предусматривал обильное махание кувалдой, поэтому технический экипаж предпочитал вызывать нас.
Ездить на это дело мои подчинённые со мной любили, т.к. я не потреблял шпагу, и отдавал её своим прапорщикам. Кроме этого, я всю группу СД воспитал так, что все через полгода стали обращаться друг к другу по имени отчеству. Особенно веселились прапорщики, обращаясь ко второму офицеру нашей подгруппы шасси Курбанову Толкинжану Карабаевичу. До моего прихода они и отчества его не знали, хотя служили вместе несколько лет. А он дослужился до старшего лейтенанта с рядового через курсы, после которых дают младшего лейтенанта. Нормальный был мужик, не вредный.

Наш полк вёл свою родословную с 13 августа 1941 г., когда под командованием Водопьянова он совершил свой первый налёт на Берлин на Пе-8. Ещё он славен тем, что единственный в ДА бомбил Хельсинки в 1944 г., после чего финны попросили мира и стали воевать против фашистов. Затем перевооружение на Ту-4, Ту-16 и Ту-22. Ещё когда я служил, поговаривали о том, что нам первым дадут новый аэроплан, теперь понятно, что речь шла о Ту-160. Но что-то не получилось. На сегодня практически полка нет. Последние самолёты перебазировали под Рязань и, кажется, уже все порезали. Не знаю. Но очень грустно.

В длинные вечера дежурств на полётах, общаясь с седыми прапорами и старлеями, которые помнили ещё отца русской авиации Жуковского, слышал от них истории, передаваемые как легенды новым поколениям защитников Отечества. К сожалению, не знал я в то время, что будет такая штука - Интернет и Биглер.ру в ней. Не записывал. А зря. Поэтому, в моём повествовании только самую малость небылицы, которые я ещё помню, а остальное - суровые будни, коим я был свидетелем.

1. НЕБЫЛИЦЫ
1.1. Эпоха освоения радиолокационных прицелов.
Задание: полёт по маршруту ночью, с выходом на полигон и бомбометанием по цели, в качестве которой выступала радиоконтрастная цель в виде танка или трактора (списанного, естественно).

Как гласит предание, всё было хорошо. Моторы поют, приборы светятся, настроение хорошее, болтанки нет, даже какая-то опасная расслабленность. Но это не помешало точно в назначенное время увидеть на экране прицела ясную цель. Расчёт на бомбометание был выполнен на отлично. Как показало в дальнейшем расследование, бомбы легли точно по трактору. Только трактор оказался не списанным, а настоящим. И бомбили не полигон, а вполне реальный «хуторок в степи» в котором проживала бабка-самогонщица, к которой тракторист и заехал за «энтим самым». Ну, вы понимаете о чём я. О самогоне.
Судя по всему, как показали последующие события, это стало доброй традицией в нашем полку (не туда залетать и не в того стрелять, т.е. допускать штурманские ошибки). Вот и в этот раз. То ли ветер усилился на маршруте против расчётного, то ли штурман движок на линейке не на ту риску поставил, но трактора не стало, а пьяного тракториста, который дрых на сеновале - покалечило (так гласит предание!).

1.2. После вышеприведенного случая были предприняты радикальные меры.
Было решено располагать уголковые отражатели (или что там их заменяет) в виде определённых геометрических фигур. нАчать решили с треугольника. В центр которого надо было попасть.
Задание и условия те же.
Как гласит предание: всё было хорошо. (далее см. текст выше до ...«бомбы легли точно в центр...») треугольника цели. Только треугольник оказался не полигонной мишенью, а металлическими крышами одного из посёлков недалеко (по авиационным меркам) от полигона. Причём во всём посёлке только именно эти три дома были с крышами из оцинковки, остальные - камыш и черепица. То ли ветер усилился ... (см. выше). Про последствия для населения предания умалчивают.

1.3. Технический прогресс не стоял на месте. Настала благословенная эра ракетного оружия. Надо учиться его применять, закреплять навыки, совершенствовать..., углублять..., повышать... и т.д. и т.п.

Всё тоже самое (см. выше), только попадали в ж.д.мост, в вышку аэропорта (кстати где-то читал об этом, как о реальном факте) и в паровоз.

1.4. Один прапорщик при перебазировании полка на родной аэродром после учений решил сократить этот процесс до минимума и втихаря влез в бомболюк и устроился никем не замеченным на балке для подвески ракеты. Лететь было не далеко, минут тридцать.
Как гласит предание, после открытия бомболюка на стоянке на бетонку вывалился труп, т.к. якобы эжекцией отсосало весь воздух и прапорщик задохнулся.

Это явная туфта. Воздух там всегда есть. Более того, были примеры, о которых писали, когда в нишах шасси люди умудрялись лететь из Европы в Южную Америку и выживали! Были такие сообщения несколько лет назад. Кажется, 2 случая.

Но полковое предание имеет право на существование, только с причиной смерти из-за другого фактора. В нашем полку, уже после моего «дембеля» задавило насмерть вооружейника (именно так «вооружейники», а не «оружейники» называли у нас в полку спецов по вооружению) при уборке балки в бомболюк.

2. БЫЛИ

2.1. Прапорщик Фонарёв.
Было это где-то на 7-8 месяце моей службы. Барановичский аэродром весьма большой. Одна из эскадрилий стояла на отдельной стоянке, до которой от ВПП по рулёжке километра три. Вызвали нас на замену резины в эту дальнюю эскадрилью. Как добираться? Взяли МП (моторный подогреватель), прицепили установку для разбортирования колёс (она была работоспособной в месяц дней пять, в остальные дни - кувалдой махали), мой подчинённый - прапорщик Фонарёв прихватил, как водится, 3-х литровую резиновую грелку, куда должны наливать честно заработанное, и мы поехали. Всё сделали хорошо. Нам без слов налили грелку, плюс старший техник корабля поинтересовался, а не хотим ли мы и доппитание получить в виде 150 гр на нос. Ну добрый он был в тот день. Честно говоря я к тому времени ещё не совсем обтёрся о суровые реалии полковых будней, плюс я не потреблял шпагу, отдавал свою долю прапорщикам. Поэтому, отказавшись от своих 150 гр., я тут же с изумлением услышал:
- Викторович (это меня по отчеству Фонарёв спрашивает), ты не будешь против, если я твои приму? И не дожидаясь ответа, тут же и принял, а затем подставил пустую кружку под свою порцию, которую также оприходовал. Закуски никакой. Это меня напрягло. Всю мою жизнь мне внушали, что пьяный за рулём - преступник и на тебе - фактически потворствую! Но сделать уже ничего нельзя. Фонарёв водитель МП. До ТЭЧ три километра. Ещё установка для разбортирования. Ну, думаю, поехали, благо полётов нет, рулёжки и ВПП свободны, лишь бы на встречу ещё один такой «жаждущий» не попался. Поехали. Едем нормально, правда времени прошло мало, по Фонарёву не видно, что он только что залил в себя 300 гр. Где то через 2 км. он говорит: Викторович, подержи руль. Я берусь двумя руками за руль, а Фонарёв привстав, поднимает сиденье и достаёт из-под него грелку со шпагой, отвинчивает пробку и из горла!!! делает несколько глотков. И всё это в движении. Я в лёгкой панике, но вида не показываю, вот и ТЭЧ на горизонте. Доехали, припарковались, всё путём. Никаких последствий.

2.2. Прапорщик Хвалько

Последние дни перед отъездом из Мачулищ (это рядом с Минском) в Барановичи. В Мачулищах мы проводили лето, т.к. наш аэродром ремонтировался. Наш полк стоит в каре рядом с рулёжкой. Ожидаем перекличку, инструктаж и прочую хрень. Нет моего шассиста Хвалько. Все смотрят в центр, где стоит командование без командира полка, ждут его с минуты на минуту. В этот момент за спиной раздаётся довольно сильный скрип колёс о бетонку. Оборачиваюсь - картина маслом: стоит ЗИЛ 133 УПГ(универсальный передвижной гидроагрегат - моё заведование) на расстоянии 2 м от задней шеренги л/с ТЭЧ, открывается ВОДИТЕЛЬСКАЯ дверь и из неё ВЫПАДАЕТ пьяный в дым прапорщик Хвалько. Его быстренько под белы рученьки попытались поставить в строй, при том, что весил он не менее 120 кг. Бесполезно. Не мог стоять. Подбежал замполит ТЭЧ и в соответствующих выражениях, но шёпотом, приказал убрать его за ближайшие палатки (мы были развёрнуты в полевых условиях).
Мне было чуток страшно. До сих пор помню.

2.3. Помпаж

Собрались мы перебазироваться из Мачулищ в Барановичи. Всё оборудование и технику упаковали, машины построили вряд вдоль рулёжки Мачулянского аэродрома, сидим в кунгах, ждём команды на выдвижение.
На базе нашего полка существовал ЦОКК - центр обучения командиров кораблей, в котором переучивали лётчиков с Ту-16 на Ту-22. В тот день шли у них плановые полёты. Мы сидим, треплемся, на гул взлетающих машин внимания не обращаем, как вдруг раздаётся удар грома, даже я бы сказал выстрел орудия боевым, причём рядом стоящего. На улице все оказались за секунду. Смотрим набирает высоту Ту-22 но на одном форсаже, второй - пустой, чёрная дырка. Всё ясно: срыв пламени - помпаж. Почему?
Оказалось, что причиной - любовь ст. техника корабля к здоровому образу жизни, а именно - рыбалке с надувной резиновой лодки типа ЛАС-5.

Дело в том, что с каждой стороны фонаря кабины данного аэроплана находятся по люку размером где то 0,8х0,8м. Слева по борту находится надувная лодка ЛАС-5, а справа НЗ на весь экипаж из трёх человек. Насчёт НЗ не знаю, а вот лодками техники пользовались иногда. Но лодка надувается углекислым газом из баллона, присоединённого к ней. А выпадает из ниши после того, как из кабины лётчик(или штурман - не помню) дёрнет соответствующую ручку, которая связана с механизмом прокалывания мембраны в баллоне. Газ, поступая в лодку, надувает её, лодка выдавливает крышку и вываливается наружу.
Короче, лётчик благополучно взлетел, у него, кстати, это был первый самостоятельный вылет на Ту-22, поэтому заправки почти никакой - только полёт по кругу. Это его и спасло. Если бы обрезало при полной заправке, да с ракетой - всё.
Сел - сразу видна дырка в борту от люка. Нашли и люк, и лодку. Получилось то, что почему-то сработал баллон, лодка выдавила люк, люк вдоль борта полетел и запечатал плашмя входное устройство одного из двигателей.
Затем ст. техник якобы признался в том, что брал лодку. Какие последствия для техника были - я не помню. Но после этого заставили провести внеочередной регламент по лодкам и заменить на всех баллонах мембраны.
Но, ЧСХ, перед этим, но годом раньше, опять когда мы были в Мачулищах, такой же случай, но на большой высоте, как раз над Минском, только в двигатель попал этот самый баллон с углекислотой. Аэроплан благополучно сел. Я сам видел последствия - разрушения на первой ступени компрессора, царапины и вмятины в диффузоре.

2.4. Лесоруб.

Так прозвали п/п-ка К. в нашем полку, когда он рулил с дальней стоянки (это где-то 3 км) и разогнавшись, не удержался на полосе, вылетел на боковую грунтовую полосу безопасности на которой росли молодые берёзки в руку толщиной. Казалось бы ерунда, а носок левой консоли пришлось менять полностью. А это несколько сотен винтов. Причём их последний раз завинчивали на заводе при изготовлении аэроплана. Всю ночь колупались человек пятнадцать. И я в том числе. Зимой. Сделали.

2.5. Иракский вариант.

1981 г. Вернулся из командировки в Ирак капитан АОшник (авиационное оборудование). Рассказывает, что иракцы очень полюбили Ту-22. За первый год войны сбили всего один аэроплан, да и то, когда он, вопреки всем правилам, решил посмотреть результат бомбёжки и сделал второй заход. Получил Хок в брюхо. А Ту-16 якобы сбивали кучами и Саддам, поэтому, загонял своих лётчиков на боевые вылеты на Ту-16 через показательные расстрелы.

Рассказывал следующую небылицу:

ИраКцы планировали налёты Ту-22 на районы, прилегающие к рекам Тигр и Евфрат с учётом их долин, т.е. шли до русел этих рек над пустыней на 50 м, ныряли в долину реки, затем на траверзе цели выскакивали и, на форсаже, на тех же 50 - 100м шли на цель и бомбили с подскоком с одного захода.
Но основная хохма была не в этом, а в том, что якобы Фантомы ираНцев не могли перехватывать Ту-22, идущие на форсаже на таких высотах из-за ограничений по прочности фюзеляжа и режимов пуска ракет, а также зверского расхода топлива. Ту-22 просто уходили от них без последствий для себя. Тем более уже были пустые. Я почему-то верю в такие возможности Ту-22, т.к. сделан он с огромным запасом прочности. Одни балки центроплана чего стоят! Кто видел - тот поймёт о чём я. Кстати, впервые увидел в деталировке на Ту-22 (такие большие альбомы, каждая деталь со своим номером и маркой стали из которой она сделана) спецсталь с сигмой «в» 160 кг/мм2. Из неё тележка шасси сделана. Очень проникся.

2.6. Обмыв звёздочек.

В полк со мной вместе пришло ещё двое двухгодичников. Естественно, старлеев нам дали всем одним приказом. Утром объявили перед строем, поздравили и на этом же построении сообщили, что полк начинает подготовку к лётно-тактическим учениям, товарищи офицеры и прапорщики должны вести себя соответственно, чтобы ЛТУ прошли без замечаний. А что бы «карась не дремал» пообещали «щуку» в виде комиссии из политотдела дивизии.
Приказ объявили в середине недели, а в субботу после ПХД, вся наша группа СД собралась у меня в офицерской общаге. За это время я как следует подготовился: две трёх литровых банки шпаги, шампанское, банки солёных помидоров и т.п. и т.д. Ну, сами знаете.
Но я не зря упомянул двух других своих коллег.
Один со своим техническим экипажем проводил такое же мероприятие через две комнаты, а третий ещё дальше по коридору.
Причём второй поставил на стол бутылку коньяку, а шпагу налил в чайник. Что было в третьей комнате - не помню.
Итак - мероприятие в разгаре. У меня на столе откровенные банки со шпагой, гранённые стаканы, десять рыл в возрасте от 23 до 55 лет разной степени тяжести. Дверь закрыта на ключ. Уверенный настойчивый стук. Я, думая, что пришёл очередной поздравляющий, спокойно открываю и вижу красную рожу нашего главного комсомольца (он знал, что будет за этой дверью, но ничего поделать не мог). Но комсомолец - это не главное. Он был составной частью той самой комиссии, возглавляемой целым п/п-ком из штаба дивизии. Я, прямо скажем, особо не испугался. Три месяца до дембеля, к тому же двухгодичник. Чего мне бояться?! Сразу с ходу пригласил комиссию присоединиться, объяснив предварительно повод. Меня вежливо поздравили, пожелали, и рекомендовали не злоупотреблять. И комиссия удалилась. Как я сказал, мне было похрену, Но! В нашем славном коллективе только я был «пиджак», а остальные кадровые и сверхсрочники. Им лишние проблемы ни к чему. Поэтому, через пятнадцать минут в моей комнате не было ни грамма шпаги, всё прибрано, полы протёрты!! И я лежал, читая книжку!! О! Ровно на шишнадцатой минуте в комнату ворвалась комендантша общежития. Без стука, с очень деловым видом. Она сначала опешила, увидев такую идиллию, но потом молча полезла под кровать, надеясь найти там банки со шпагой. Не найдя ничего, также молча удалилась. Я в свою очередь был также поражён такой наглостью настолько, что не нашёлся сразу что сказать, а потом уже поздно было т.к. умчалась она весьма стремительно.
На следующий день наш комсомолец рассказал мне всё, что происходило после того, как комиссия вышла из моей комнаты (я оказался первым на её пути).
Выйдя от меня, политотделец попенял нашим типа «так-то вы готовитесь к ЛТУ» и предложил посетить другую комнату общаги. Все, естественно, согласились. Он отсчитал две двери и открыл третью (она почему-то была не заперта). Увидел четверых за бутылкой коньяку и со стаканами чая (шпагу подкрашивали коньяком, конгспигатогы!). Ему опять объяснили повод и предложили присоединиться. На что он ответил: тут хоть радует то, что потребляют благородный коньяк. И комиссия удалилась.
После этого, политотделец уже не спрашивая никого молча отсчитал несколько дверей и открыл... угадайте какую? Правильно. Ту самую, где новоиспечённый третий ст.лейтенант поил своих коллег по группе АО . Не слушая очередных приглашений к столу, сразу захлопнул дверь и сказал: всё, пошли отсюда, а то чувствую, что за следующей дверью увижу мужика с голой жопой на бабе.
Спустившись вниз пожурил комендантшу за беспорядок и лёгкий разврат в виде пьянства в таких-то номерах (всё, гад, запомнил) и ушёл разбираться с воспитательной работой к командованию полка.
В понедельник командир полка на построении сказал: Я этим двухгодичникам старших лейтенантов присвоил, а они мне такую свинью подложили!
И задержал нам дембель на один месяц :(.

2.7. Шпага. Самая страшная тайна ДА.

Происхождение названия спирто-водяной смеси «шпага» или «шило» многие относят к характерному профилю носовой части аэроплана Ту-22, особенно его чисто бомбардировочного варианта, у которого обтекатель РЛП не имел «бульбообразного» вида, как у ракетного варианта.
И ентой самой шпаги на нём было 350 (триста пятьдесят!!!) литров. НО! Только зимой! Заливали на ноябрьские, сливали на майские. Представляете, каково было л/с ходить рядом с этим богатством! Причём по ТУ в момент «залива» крепость должна быть 50%. Весчь!!! Горловина законтрена, опечатана, стоянку охраняет вооружённый боец. На следующий день - 30%. Как? Не знаю! Не участвовал и не присутствовал, но особо отчаянных часовые ловили, было дело.
Самое интересное, как был поставлен процесс списания этого эликсира.
Для чего козе баян?(с) Для использования в системе кондиционирования кабины экипажа. Шпага заливалась в ёмкость, через которую по змеевику проходил горячий воздух, забираемый от компрессора двигателя. Этот воздух дополнительно смешивался с холодным забортным и подавался в кабину экипажа. Кабина на три человека, большая (по самолётным меркам), расходы воздуха большие, поэтому и испарение в теплообменнике должно быть большим. Это и взяли за основу! По норме, за маршрут в 4 часа полёта, расход шпаги должен составить 100 (сто) литров!
Открываю страшную тайну и преклоняюсь перед стоическим терпением славных соколов. После того, как я узнал всю правду, я понял, что наша «длинная авиация» непобедима.
Дело в том, что команду на включение системы кондиционирования фиксирует только магнитофон на КДП из внутреннего радиообмена экипажа при «чтении молитвы». Сам факт включения АЗС (автомат защиты сети) этой системы не пишется нигде. Командир корабля подаёт команду «включить систему кондиционирования». Штурман отвечает - «Есть включить систему кондиционирования». И всё. Никто ничего не включает, чтобы сохранить драгоценную амброзию. Я думаю, уважаемый КБ пояснит более подробно технические детали всей схемы, какая температура воздуха в компрессоре, где происходит смешение с забортным воздухом - до или после змеевика, и т.д. и т.п. Самое интересное - какая температура в кабине в полёте при отключённом кондиционере?
Главное было после полёта.
Усталые, но довольные (с) от предвкушения предстоящей операции, лётчики вываливались из аэроплана, доставали из своих лётных портфелей 10 (десяти) литровые грелки из прорезиненной ткани и отдавали их старшему технику корабля. Тот распечатывал бак и сливал из него во фляги 100 литров шпаги, из которых начинал раздачу обыкновенным черпаком, которыми раньше молоко разливали в магазинах. Так же через воронку. Очень буднично и по-деловому. 30 литров лётно-подъёмному экипажу. Далее фонд инженера полка, инженера эскадрильи, инженерам полка по соответствующему оборудованию и себя с наземным экипажем не забывал. Самолётов много, фонд инженеров наполнялся быстро, так что львиная доля доставалась наземному экипажу. Вот из неё то перепадало и нам, шассистам.
Самыми уважаемыми людьми были старшие техники «спарок», т.к. на спарках шпага была круглый год. Особенно, когда полковые спарки передавали во временное пользование в ЦОКК (центр обучения командиров кораблей), который функицировал на базе нашего полка. Полёты интенсивные, слив постоянный.
Все ли лётчики брали шпагу - честно скажу: не знаю. Но 100 литров за 4 часа - это то, что мне говорили ст. техники кораблей. Зачем им врать?
Средняя оценка: 1.32
Историю рассказал тов. АВК : 2005-03-28 18:43:01
Уважаемые подписчики, напоминаем вам, что истории присылают и рейтингуют посетители сайта.
Поэтому если вам было не смешно, то в этом есть и ваша вина.
Прочитать весь выпуск.
Кадет Биглер: cadet@bigler.ru
Вебмастер сайта Биглер Ру: webmaster@bigler.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.funny.bigler
Отписаться

В избранное