Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Йога и лечение спины" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Йога и не только. Интервью с Константином Мельником
Йога и не только. Интервью с Константином Мельником Выпуск 255. подписаться на рассылку
АЛХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ
Сколько бы ни было разной посуды в доме, но чтобы не просто удовлетворить свои оральные потребности в еде, а сделать это с особым душевным подходом - накормить себя и дорогих гостей, рука почему-то тянется с посуде глиняной, а особенно если она сделана руками талантливого мастера-керамиста Константина Мельника, с чьими удивительными работами можно познакомиться и приобрести их в киевской YOГА-студiи или заказать в YOГА Лавке. Это и наборы для чайной церемонии, или просто удивительной красоты чайнички и пиалочки разной величины, и тарелочки, и незаменимая вещь для йогов, предпочитающих начинать свой день с шаткарм – нети-поты. Держа в руках маленькую глиняную пиалу, у меня возникли воспоминания о далеком детстве, когда морозными днями я забегала в дом к бабушке и отогревала руки и душу горячим дымящимся чаем, непременно поданным заботливой бабушкой в моей любимой глиняной чашке… Мне удалось встретиться с Константином и задать несколько вопросов о его интересном деле – алхимическом превращении куска глины в необыкновенные произведения…
- Костя, расскажите, пожалуйста, как началось Ваше увлечение керамикой? Как давно Вы этим занимаетесь?
- Керамикой я занимаюсь уже 17 лет и почти без перерыва. Через год будет совершеннолетие в этом деле. J Начал я заниматься без какой бы то ни было мотивации. Сначала был просто спортивный интерес. А поскольку время было странное, особо делать было нечего, то я решил попробовать. В то время я только переехал в Украину с севера России и в период адаптации начал заниматься оторванным от здравого смысла делом. Но постепенно приобрел навыки и очень увлекся.
- Какие были Ваши первые работы?
- Моя карьера в керамике началась с бусиков. J Маленькая печечка, я их дымил в опилках, получались сумасшедшие эффекты. Чтобы дымить большие предметы, то есть делать так называемое восстановление, нужны условия. Там дыма очень много, поэтому нужна вытяжка, печь, которую нужно быстро открывать и закрывать. Сейчас у меня уже своя мастерская, где я делаю весь цикл производства керамики.
- А как это происходит?
- Весь материал я готовлю вручную. Цикл приготовления глины обычно составляет месяц, улучшенной глины – два месяца.
- Ого! А почему так долго?
- Так получается. Земля – знаете, какая стихия – она всему сопротивляется. Хочешь быстрее, но нужны определенные этапы, выдержка. А потом, после того, как глина уже готова, желательно, чтобы она еще полежала в готовом виде, и чем дольше она полежит, тем лучше. Китайцы, японцы вообще доводят цикл вылежки глины до десятков лет, правнукам закладывают…, но это издержки отсутствия культурного разрыва. У нас он огромен…
- Ваши изделия разноцветные. Вот это красное – это краска или глина? (рассматриваю пиалу и чайник).
- Это красная глина. Я пигменты не использую, только цветные глины. Для улучшения качеств базовой глины я ввожу в рецептуру красную глину. Вот так называемые ангобные техники (показывает), которые я использую. Это покрытие на основе цветной глины. Здесь она представлена с добавлением окисла металла. Он дает такую черную патину. Это покрытие, а основа - местная глина, которая раньше добывалась в Светловодстке, она считается полуфаянсовой. Также для покрытия я использую цветную глину из Донецкой области лилово-розовую - она очень красивая. (Рассматриваем дальше вазы и пиалы). А это белая глина тоже из Донецкой области. Но по свойствам они различны и применяются только в покрытии. Эта ваза из улучшенной глины, она очень звонкая.
- Очень красиво. А как получается этот блеск, эта радужная игра? - Я люблю делать многослойные покрытия, они потом при обжиге дают самые неожиданные эффекты и всегда разные. Где-то погуляла температура, где-то больше-меньше выдержки получилось - и эффект уже меняется. Обжигается-то при достаточно высокой температуре – за 1000 градусов и 2-3 раза. При термохимической реакции в печи происходит некое превращение. Все техники основаны на применении одного окисла меди, только в разных ипостасях он дает разные оттенки зеленого, иногда уходит в коричневый. При окислительном обжиге медь в стеклофазе – зеленая. При восстановительной среде, т.е. при бескислородном обжиге она восстанавливается до металла, приобретает металлический блеск. В разных местах по-разному. Где-то до меди восстановилась, какие-то радужные оттенки появились, странные совершенно. В красной глине в большом количестве содержится окись железа, она окрашивает глину в красный цвет, это Fe2O3. При восстановлении Fe2O3 переходит с FeO, глина чернеет. Красное становится черным, черное – красным – все наоборот, все меняется. Это японская техника раку, у меня она еще впереди. Когда применяется техника в три обжига – посуда удивительная получается – в ней и теплые оттенки, и холодные присутствуют. Но все-таки я этих вещей мало делаю – очень затратными они получаются. В два раза цену не поднимешь, а покупателю, не знакомому с этими сложными процессами, невозможно объяснить, почему так и почему такая цена.
- Чем изделия обрабатываются внутри?
- Внутри - глазури. Я применяю очень качественные сертифицированные пищевые немецкие глазури. Поэтому эту посуду спокойно можно использовать как столовую.
- А что это за паутинки внутри посуды?
- Это цек пошел. Цек – это характерная вещь для ручной керамики. Это микротрещинки по поверхности глазури. Туда потом чай заходит, посуда потом приобретает темный цвет – наслоение времени. Вы пользуетесь, и наслоение времени остается на предмете. Это то, что ценят японцы, например. Цек можно подчеркивать – втирать какие-то пигменты, еще раз обжигать. Это будет уже техника кракле. Фабричные вещи подогнаны по коэффициентам расширения – и цека нет на глазури. Мне нет смысла такой работой заниматься. Каждый новый замес глины все равно будет отличаться. Это характерно и нормально - что посуда с цеком. У меня дома есть любимая чашка где-то пятилетней давности. На белой глазури там мелкий-мелкий цек, пропитанный чаем, такая мелкая сеточка. Цек сначала идет большой, свободными линиями, потом все это усложняется и получается меленькая сеточка из черных черточек.
- А кто ваши учителя? Вы у кого-то учились?
- Я считаю своими вдохновителями трех людей – киевских мастеров: Сережу Козака, Володю Онищенко и Наташу Макееву. Какое-то время мы общались, я к тому времени уже какое-то время занимался керамикой, просто они мне показали, какова может быть планка.
- А как насчет учеников?
- Сейчас у меня появился ученик, хотя я статус учителя на себя не беру, просто передаю опыт, даю какие-то первичные инструкции. Это очень интересная девушка и она делает определенные успехи – первые вещи несовершенны, но в них есть то, что я уже никогда не сделаю. Груз опыта, стремление к совершенству накладывают свой отпечаток. С ноября прошлого года у меня начался необычный поток, а началось все с того, что я вылепил статую Будды. Попросили друзья. Я какое-то время занимался кун-фу по школе Винг Чунь Квэн. До сих пор поддерживаю отношения со школой, с наставником. В прошлом году у них было 20-летие, и к этой дате они попросили сделать одного Будду для оформления тренировочных залов, я сделал двух. J И когда вылепил первого, посмотрел на него и понял, что сейчас что-то начнется… И вот, пришел ученик. Как раз эта девушка практикует йогу и суфийские кружения. Это редкой мощи символ, и пример того, как подобное притягивает подобное: вращается гончарный круг, кружится дервиш, земля, галактика… Просто мегасимвол… Я вообще скульптурой мало занимался, но Будда пошел очень легко. Я долго к нему подходил – три месяца внутренне готовился, И потом я буквально за два вечера сделал одного и за три вечера другого. С изготовлением статуи Будды начался совершенно новый этап в моей работе.
- А какие работы Вам больше всего нравится делать?
- Чайник – это предмет, который мне нравится делать постоянно и постоянно в нем что-то искать. Он чудесно поддается каким-то трансформациям по формам, по конструкции, по дизайну. Вообще чайник – это предмет, который в себе несет мужское начало. Так мне кажется. Все компоненты мужчины в нем есть. Он конструктивен. Пиала – это женщина, однозначно. Она, как и женщина, целостна с первого вдоха.
- Наверное я с Вами соглашусь. В чайнике сила дающая, в пиале – воспринимающая. Действительно – женское и мужское начало.
- В чайнике скрытая алхимия происходит – заварка чая. А в пиале - уже готовый продукт.
- Над этим стоит помедитировать...
- Вообще я постоянно с чем-то экспериментирую. Вот, например, это блюдо (показывает) выполнено в технике с витражными стеклами, мне очень нравится эта техника. Она дает сочные цвета, которые при высокой температуре не перегорают. Красивый толстый добротный слой стекла, который потом очень красиво трескается.
- Да. Очень красиво.
- Был период, когда мне стало интересно работать с деформациями, я сделал и такую серию. Искал разрывную пластику. При деформациях предмет красиво рвется по сырому. Еще я начал работать с музыкальными инструментами - делать керамические барабаны, маракасы - музыкальные инструменты из тыквы. Люблю разную перкуссию.
- Вы практикуете йогу?
- Нет. То, чем я занимаюсь – и есть моя практика. Это сложно объяснить на словах, надо углубляться во внутренние процессы. С одной стороны там полно мистики, а с другой - я пришел к тому, что мистики как таковой нет, есть какой-то небесный путь, который бывает очень сложно ощутить. И лишь спустя какое-то время ты можешь выстроить все в одну цепочку - события, переживания - и сказать, что да, это был небесный путь.
- Как Вы начинаете работать? Вы приходите в мастерскую с заданием? Или как некоторые творческие люди говорят, что до начала работы они не знают, что они будут делать – как пойдет.
- Спонтанное творчество? Это поначалу такое бывает. И на уровне мастера. На данный момент я готовлюсь к работе, знаю заранее, что буду делать, что предстоит на сегодня и, возможно, завтра. Вообще, процесс изготовления керамики удивительный. Все идет по стихиям. Сырая глина с водой - это одна стихия – земля-вода, потом задействуется воздух – сушка, и огонь – это обжиг и завершение создания целостного образа. В жизненных ситуациях тоже все идет по стихиям, я это заметил, есть этот цикл. Иногда нахлынет перепросмотр, какие-то фрагменты всплывают из прошлого. Потом просто собираю все это в уме и вижу, что все развивалось по стихиям.
- Как Вы относитесь к Вашим произведениям?
- Сложно сказать. Это как отпрыски, как дети.
- А какие чувства возникают, когда что-то новое получилось? - Я придираюсь. Бывает - устраивает однозначно, бывает, что и восхищаюсь собой J, бывает, что принимаю с оговорками, бывает - оставляю на переобжиг.
- Спасибо за интересный рассказ и отдельное спасибо за Ваши керамические изделия. Они действительно очень красивые и удивительные. Я интересовалась у знакомых, которые пользуются и чайными наборами, и тарелочками – всем очень нравится. А йоги особенно нети-поты оценили. J
- Большое спасибо. Я делаю, чтобы самому было приятно в руках держать. Если мне приятно, то кому-то еще будет приятно или глазу радостно.
Посмотреть работы Константина Мельника и приобрести можно в киевской YOГА-студiи Андрея Сидерского по адресу: г. Киев, ул. Краснопартизанская, 14-Б, тел. 8(044) 270-44-20, 8(044)270-46-78, 8(044)270-46-80 или заказать в YOГА Лавке по e-mail: lavka@yora.info
А также в YOГА Лавке появились:
Обновления на сайте тренировочной системы Андрея Сидерского Y23. Новый - еще более простой и четкий дизайн, более четкое и вразумительное представление организационно-административной информации, еще меньше прибамбасов, развлекушек и прочих тормозных штучек-дрючек, вообще никакой рекламы - только информация "к сведению", концептуальный текст, схемы стартовой матрицы первой стадии 1S - в самом полном варианте: все три программы (1SP1, 1SP2, 1SP3) с указанием всех дыхательных ритмов - до сих пор в открытом доступе нигде никогда не публиковались.
Проект YOГА Travel предлагает YOГА туры, эзотерические путешествия, YOГА семинары и аюрведические курорты.
ведущая рассылки Елена Груздева, Киев. архив предыдущих выпусков www.Yоra.info - проектЪ славянского дZENа YOГА www.Yoga-studio.org - YOГА-Студiя на Соломенке - А.В.Сидерский и команда профессионалов... www.lavka.yora.info - YOГА Лавка - товары для практики йоги: видео, аудио, коврики, одежда и многие другие полезные вещи... |
В избранное | ||