Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Интервью с Константином Мельником


Йога и не только. Интервью с Константином Мельником Выпуск 255.
подписаться на рассылку

 

АЛХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ

 

 

            Сколько бы ни было разной посуды в доме, но чтобы не просто удовлетворить свои оральные потребности в еде, а сделать это с особым душевным подходом - накормить себя и дорогих гостей, рука почему-то тянется с посуде глиняной, а особенно если она сделана руками талантливого мастера-керамиста Константина Мельника, с чьими удивительными работами можно познакомиться и приобрести их в киевской YOГА-студiи  или заказать в YOГА Лавке. Это и наборы для чайной церемонии, или просто удивительной красоты чайнички и пиалочки разной величины, и тарелочки, и незаменимая вещь для йогов, предпочитающих начинать свой день с шаткарм – нети-поты.

            Держа в руках маленькую глиняную пиалу, у меня возникли воспоминания о далеком детстве, когда морозными днями я забегала в дом к бабушке и отогревала руки и душу горячим дымящимся чаем, непременно поданным заботливой бабушкой в моей любимой глиняной чашке…

            Мне удалось встретиться с Константином и задать несколько вопросов о его интересном деле – алхимическом превращении куска глины в необыкновенные произведения…

           

- Костя, расскажите, пожалуйста, как началось Ваше увлечение керамикой? Как давно Вы этим занимаетесь?

 

Константин Мельник- Керамикой я занимаюсь уже 17 лет и почти без перерыва. Через год будет совершеннолетие в этом деле. J Начал я заниматься без какой бы то ни было мотивации. Сначала был просто спортивный интерес. А поскольку время было странное, особо делать было нечего, то я решил попробовать. В то время я только переехал в Украину с севера России и в период адаптации начал заниматься оторванным от здравого смысла делом. Но постепенно приобрел навыки и очень увлекся.

 

- Какие были Ваши первые работы?

 

- Моя карьера в керамике началась с бусиков. J  Маленькая печечка, я их дымил в опилках, получались сумасшедшие эффекты. Чтобы дымить большие предметы, то есть делать так называемое восстановление, нужны условия. Там дыма очень много, поэтому нужна вытяжка, печь, которую нужно быстро открывать и закрывать. Сейчас у меня уже своя мастерская, где я делаю весь цикл производства керамики.

 

- А как это происходит?

 

- Весь материал я готовлю вручную. Цикл приготовления глины обычно составляет месяц, улучшенной глины – два месяца. 

 

- Ого! А почему так долго?

 

- Так получается. Земля – знаете, какая стихия – она всему сопротивляется. Хочешь быстрее, но нужны определенные этапы, выдержка.  А потом, после того, как глина уже готова, желательно, чтобы она еще полежала в готовом виде, и чем дольше она полежит, тем лучше. Китайцы, японцы  вообще доводят цикл вылежки глины до десятков лет, правнукам закладывают…, но это издержки отсутствия культурного разрыва. У нас он огромен…

 

- Ваши изделия разноцветные. Вот это красное – это краска или глина? (рассматриваю пиалу и чайник).

 

- Это красная глина. Я пигменты не использую, только цветные глины. Для улучшения качеств базовой глины я ввожу в рецептуру красную глину. Вот так называемые ангобные техники (показывает), которые я использую. Это покрытие на основе цветной глины. Здесь она представлена с добавлением окисла металла. Он дает такую черную патину. Это покрытие, а основа - местная глина, которая раньше добывалась в Светловодстке, она считается полуфаянсовой. Также для покрытия я использую цветную глину из Донецкой области лилово-розовую - она очень красивая. (Рассматриваем дальше вазы и пиалы). А это белая глина тоже из Донецкой области. Но по свойствам они различны и применяются только в покрытии. Эта ваза из улучшенной глины, она очень звонкая.

 

- Очень красиво. А как получается этот блеск, эта радужная игра?

Вазы и блюдо

- Я люблю делать многослойные покрытия, они потом при обжиге дают самые неожиданные эффекты и всегда разные. Где-то погуляла температура, где-то больше-меньше выдержки получилось - и эффект уже меняется. Обжигается-то при достаточно высокой температуре – за 1000 градусов и 2-3 раза.

При термохимической реакции в печи происходит некое превращение. Все техники основаны на применении одного окисла меди, только в разных ипостасях он дает разные оттенки зеленого, иногда уходит в коричневый.

При окислительном обжиге медь в стеклофазе – зеленая. При восстановительной среде, т.е. при бескислородном обжиге она восстанавливается до металла, приобретает металлический блеск. В разных местах по-разному. Где-то до меди восстановилась, какие-то радужные оттенки появились, странные совершенно. В красной глине в большом количестве содержится окись железа, она окрашивает глину в красный цвет, это Fe2O3. При восстановлении  Fe2O3 переходит с FeO, глина чернеет.  Красное становится черным, черное – красным – все наоборот, все меняется. Это японская техника раку, у меня она еще впереди.

Когда применяется техника в три обжига – посуда удивительная получается – в ней и теплые оттенки, и холодные присутствуют. Но все-таки я этих вещей мало делаю – очень затратными они получаются. В два раза цену не поднимешь, а покупателю, не знакомому с этими сложными процессами, невозможно объяснить, почему так и почему такая цена.

 

- Чем изделия обрабатываются внутри?

 

- Внутри - глазури. Я применяю очень качественные сертифицированные пищевые немецкие глазури. Поэтому эту посуду спокойно можно использовать как столовую.

 

- А что это за паутинки внутри посуды?

 

- Это  цек пошел. Цек – это характерная вещь для ручной керамики. Это микротрещинки по поверхности глазури. Туда потом чай заходит, посуда потом приобретает темный цвет – наслоение времени. Вы пользуетесь, и наслоение времени остается на предмете. Это то, что ценят японцы, например. Цек можно подчеркивать – втирать какие-то пигменты, еще раз обжигать. Это будет уже техника кракле. Фабричные вещи подогнаны по коэффициентам расширения – и цека нет на глазури. Мне нет смысла такой работой заниматься. Каждый новый замес глины все равно будет отличаться. Это характерно и нормально - что посуда с цеком. У меня дома  есть любимая чашка где-то пятилетней давности. На белой глазури там мелкий-мелкий цек, пропитанный чаем, такая мелкая сеточка. Цек сначала идет большой, свободными линиями, потом все это усложняется и получается меленькая сеточка из черных черточек.

 

- А кто ваши учителя? Вы у кого-то учились?

 

- Я считаю своими вдохновителями трех людей – киевских мастеров: Сережу Козака,  Володю Онищенко и Наташу Макееву. Какое-то время мы общались, я к тому времени уже какое-то время  занимался керамикой, просто они мне показали, какова может быть планка.

 

- А как насчет учеников?

 

- Сейчас у меня появился ученик, хотя я статус учителя на себя не беру, просто передаю опыт, даю какие-то первичные инструкции. Это очень интересная девушка и она делает определенные успехи – первые вещи несовершенны, но в них есть то, что я уже никогда не сделаю. Груз опыта, стремление к совершенству накладывают свой отпечаток.

Статуя БуддыС ноября прошлого года у меня начался необычный поток, а началось все с того,  что я вылепил статую Будды. Попросили друзья. Я какое-то время занимался кун-фу по школе Винг Чунь Квэн. До сих пор поддерживаю отношения со школой, с наставником. В прошлом году у них было 20-летие, и к этой дате они попросили сделать одного Будду для оформления тренировочных залов, я  сделал двух. J  И когда вылепил первого, посмотрел на него и понял, что сейчас что-то начнется… И вот, пришел ученик. Как раз эта девушка практикует йогу и суфийские кружения. Это редкой мощи символ, и пример того, как подобное притягивает подобное: вращается гончарный круг, кружится дервиш, земля, галактика…  Просто мегасимвол…

Я вообще скульптурой мало занимался,  но Будда пошел очень легко. Я долго к нему подходил – три месяца внутренне готовился, И потом я буквально за два вечера сделал одного и за три вечера другого. С изготовлением статуи Будды начался совершенно новый этап в моей работе.

 

- А какие работы Вам больше всего нравится делать?

 

- Чайник – это предмет, который мне нравится делать постоянно и постоянно в нем что-то искать. Он чудесно поддается каким-то  трансформациям по формам, по  конструкции, по дизайну.

Вообще чайник – это предмет, который в себе несет мужское начало. Так мне кажется. Все компоненты мужчины в нем есть.  Он конструктивен. Пиала – это женщина, однозначно. Она, как  и женщина, целостна с первого вдоха.

 

- Наверное я с Вами соглашусь. В чайнике сила дающая, в пиале – воспринимающая. Действительно – женское и мужское начало.Чайник Самурайский

 

-  В чайнике скрытая алхимия происходит – заварка чая. А в пиале -  уже готовый продукт.

 

- Над этим стоит помедитировать...

 

- Вообще я постоянно с чем-то экспериментирую. Вот, например, это блюдо (показывает) выполнено в технике с витражными стеклами, мне очень нравится эта техника. Она дает сочные цвета, которые при высокой температуре не перегорают. Красивый толстый добротный слой стекла, который потом очень красиво трескается.

 

- Да. Очень красиво.

 

- Был период, когда мне стало интересно работать с деформациями, я сделал и такую серию. Искал разрывную пластику.  При деформациях предмет  красиво рвется по сырому. 

Еще я начал работать с музыкальными инструментами - делать керамические барабаны, маракасы - музыкальные инструменты из тыквы. Люблю разную перкуссию.

 

- Вы практикуете йогу?

 

- Нет. То, чем я занимаюсь – и есть моя практика. Это сложно объяснить на словах,  надо углубляться во внутренние процессы.

С одной стороны там полно мистики, а с другой - я пришел к тому, что мистики как таковой нет, есть какой-то небесный путь, который бывает очень сложно ощутить. И лишь спустя какое-то время ты можешь выстроить все в одну цепочку  - события, переживания - и сказать, что да,  это был небесный путь.

 

- Как Вы начинаете работать?  Вы приходите в мастерскую с заданием? Или как некоторые творческие люди говорят, что до начала работы они не знают, что они будут делать – как пойдет.

 

- Спонтанное творчество? Это поначалу такое бывает. И на уровне мастера. На данный момент я готовлюсь к работе, знаю заранее, что буду делать, что предстоит на сегодня и, возможно, завтра.

Вообще, процесс изготовления керамики удивительный. Все идет по стихиям. Сырая глина с водой - это одна стихия – земля-вода, потом задействуется воздух – сушка, и огонь – это обжиг и завершение создания целостного образа. В жизненных ситуациях тоже все идет по стихиям, я это заметил, есть этот цикл. Иногда нахлынет перепросмотр, какие-то фрагменты всплывают из прошлого. Потом просто собираю все это в уме и вижу, что все развивалось по стихиям.

 

- Как Вы относитесь к Вашим произведениям?

 

- Сложно сказать. Это как отпрыски, как дети.

 

- А какие чувства возникают, когда что-то новое получилось?

Нети-поты

- Я придираюсь. Бывает - устраивает однозначно, бывает, что и восхищаюсь собой J, бывает, что принимаю с оговорками, бывает - оставляю на переобжиг.

 

- Спасибо за интересный рассказ и отдельное спасибо за Ваши керамические изделия. Они действительно очень красивые и удивительные. Я интересовалась у знакомых, которые пользуются и чайными наборами, и тарелочками – всем очень нравится. А йоги особенно нети-поты оценили. J

 

- Большое спасибо. Я делаю, чтобы самому было приятно в руках держать. Если мне приятно, то кому-то еще будет приятно или глазу радостно.

 

 

Посмотреть работы Константина Мельника и приобрести можно в киевской YOГА-студiи  Андрея Сидерского по адресу: г. Киев, ул. Краснопартизанская, 14-Б, тел. 8(044) 270-44-20, 8(044)270-46-78, 8(044)270-46-80

или заказать в YOГА Лавке  по e-mail: lavka@yora.info

 

А также в YOГА Лавке  появились:

  • Коврики для йоги - мягкая модель Nike 8 мм - щадит суставы, идеальна для беременных и начинающих, очень удобна при занятиях на природе.
  • Новая партия немецких профессиональных ковров EXTRA, и модели Soft.
  • Новые штаны ЦИГУН – удобные и с карманами J
  • Куртки YOГА с капюшонами, на молнии и без нее, олимпийки YOГА.  
  • Чехлы-сумки для ковриков различных моделей и расцветок (появилась расцветка «military») от 9 $.  

 

Обновления на сайте тренировочной системы Андрея Сидерского Y23.

Новый - еще более простой и четкий дизайн, более четкое и вразумительное представление организационно-административной информации, еще меньше прибамбасов, развлекушек и прочих тормозных штучек-дрючек, вообще никакой рекламы - только информация "к сведению", концептуальный текст, схемы стартовой матрицы первой стадии 1S - в самом полном варианте: все три программы (1SP1, 1SP2, 1SP3) с указанием всех дыхательных ритмов - до сих пор в открытом доступе нигде никогда не публиковались.

 

Проект YOГА Travel  предлагает YOГА туры, эзотерические путешествия, YOГА семинары и аюрведические курорты.

 

 


ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

  www.Yоra.info - проектЪ славянского дZENа YOГА
журналЪ, порталЪ, инструктора, события...

www.Yoga-studio.org - YOГА-Студiя на Соломенке - А.В.Сидерский и команда профессионалов...

www.lavka.yora.info - YOГА Лавка - товары для практики йоги: видео, аудио, коврики, одежда и многие другие полезные вещи...


В избранное