Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 60. Гильермо дель Торо: сказка и история. Отчет



Клуб киноУХО - 60. Гильермо дель Торо: сказка и история. Отчет
2013-11-06 13:26


Гильермо дель Торо - интересный современный режиссер, сочетающий в себе приверженность и способность как к авторскому, своеобразному и уникальному, так и к жанровому, кассовому и массовому кино.

При этом не скрывает своего увлечения темами детскими, сказочными, которыми, по общему мнению, не пристало заниматься серьезному режиссеру: ужастики, чудовища, призраки.

Такая закваска для пакетбукного трэша, фильмов категории С, третьеразрядных и низкосортных.

Но этот человек, Гильермо дель Торо, начал заниматься кино с какими-то совсем другими амбициями и мечтами: кажется, у него не было цели прославиться и стать культовым и фестивальным режиссером – цель, с которой в режиссуру идут большинство наших, российских парней.

Не было и такого всепоглощающего желания срубить бабла, с каковой туда, в режиссуру приходят остальные съемщики дешевого мыла. Гильермо дель Торо пришел в кино, потому что любит его. И еще он любит чудовищ, которых так хорошо снимать в кино.



При этом он – мексиканец с испанскими корнями, снимает в Голливуде - получается, что на него работает еще и этот мультикультурный сплав.

Его вырастила бабушка-католичка – вот откуда в фильмах дель Торо такое навязчивое, очень выразительное и тревожное присутствие церкви, всяких ангелочков и прочей католической религиозной скульптуры и живописи.

Но и испанская тема – гражданская война, испанские коммунисты – тоже вносит свой лейт-мотив в творчество, так получились лучшие фильмы режиссера.

Начинал он как гример, в совершенстве знает технологию сложного грима – вот вам Фавн и все макабрические герои «Хеллбоя».

Своей фильмографией, в полной мере уникальной, Гильермо дель Торо иллюстрирует простую мысль: чтобы быть выдающимся режиссером, мало быть просто выдающимся профессионалом, нужно иметь что-то уникальное за душой.

В профессию чаще всего приходят люди молодые, у которых своего личного уникального жизненного опыта, по определению и сроку жизни, еще не может быть, по крайней мере - не может быть – много.

Получается, что уникальным делает режиссера сплав его семейной, родовой истории, наследником которой он себя ощущает. Вот Гильермо дель Торо таким наследством обладает и блестяще умеет им распорядиться.

Хронос | Cronos. 1993 г. Мексика.

1-й фильм режиссера. Здесь мы сразу встречаем любимого – в будущем – актера Гильермо дель Торо, который вместе с ним поедет потом в Голливуд и продолжит там вполне успешную карьеру - Рона Перлмана. И в дальнейшем редкий фильм дель Торо обойдется без Перлмана.

Хронос | Cronos; Перлман

Главную роль в «Хроносе» играет мексиканский актер Федерико Луппи, с ним дель Торо тоже не захочет расставаться. Вообще, фильм не «о чем», а «как». Потому что его тема вполне себе распространенная: хороший человек случайно находит источник вечной молодости, но за это становится рабом чудовища – и сам потихоньку превращается в чудовище.

Мексиканский колорит фильма – лучшее, что в нем есть. Актер Федерико Луппи – прекрасный благородный старик, чье преображение тем страшнее, чем он был прекрасней вначале.

Хронос | Cronos; Луппи

Сразу же появляется девочка – дети вообще обязательные участники фильмов дель Торо, потом будут играть и центральные роли, здесь – второстепенную, но очень важную для общего настроения фильма.

Как здорово дель Торо умеет выстроить сложную причудливую предметную среду! В общем, не удивительно, что первый фильм стал заметным событием на мексиканском кинонебосклоне и – пропуском режиссера в Голливуд.

Блейд – 2 / Blade II. 2002 г. США

Фильм про вампира-полукровку, истребителя вампиров. Тема, вполне вписывающаяся в контекст интересов режиссера. Это уже не первый проект дель Торо в Голливуде, и он с легкостью распоряжается многомиллионным бюджетом, компьютерной графикой и армией актеров, в том числе и известных.

Блейд – 2 / Blade II; Снайпс

Фильм большим успехом не пользовался, да и внешнее сходство главных боевых сцен с недавней «Матрицей» как-то не по-хорошему бросается в глаза. Однако, несмотря ни на что, "Блэйд-2" вполне подтверждает голливудский статус режиссера Гильермо дель Торо.

Лабиринт Фавна / El laberinto del fauno. 2006 г. Испания, Мексика, США.

По общему мнению, лучший фильм режиссера, снимался в Испании и Мексике. США указаны в выходных данных, но Голливудом здесь и не пахнет. Фильм в высшей степени испанский – мрачный, трагичный, страшноватый и прекрасный: ведь прекрасность в Испании складывается именно из темного и трагичного.

Лабиринт Фавна / El laberinto del fauno; Джонсон Здесь главный источник трагедии – история: гражданская война в Испании, фашисты, смерть и разлад на глобальном уровне.

Главной героиней фильма становится девочка, которая от этого вселенского разлада и смерти отца стремится спрятаться в Лабиринте и стать волшебной принцессой. А кто бы отказался?

Фавн, другие обитатели Лабиринта, волшебная часть фильма замечательно контрастирует с реальностью войны, партизан и неприятного отчима-фашиста.

Вообще, этот контраст двух миров у Гильермо дель Торо очень здорово получается.

Много визуальных образов из «Лабиринта» запоминаются и становятся частью твоего визуального багажа, как Босх и Брейгель.

Уникальная работа со сложным гримом в полный рост – Фавна играет полностью запакованный в латекс, но все равно узнаваемый актер Даг Джонс.

И Джонс, и Фавн так понравятся дель Торо, что он – с небольшими изменениями – вставит их и в другой свой фильм.

Мутанты | Mimic. 1997. США.

1-й фильм Гильермо дель Торо в Голливуде, проба пера, слабая и невыразительная, по сравнению с предшествующим «Хроносом». Но здесь - бюджет, актеры уже довольно известные – главную роль играет Мира Сорвино, среди актеров Джош Бролин.

Мутанты | Mimic

Гигантские тараканы – конечно, хороши в качестве чудовищ, но фильм получился вполне дежурный, без огонька. Разве что мальчик-сапожник в заброшенной церкви с теми же ангелками, которых мы видели в «Хроносе», позволяют поверить, что этот фильм снимал тот же режиссер.

Тихоокеанский рубеж | Pacific Rim. США. 2013

Последний по хронологии фильм режиссера. Любитель сказок и чудовищ снял фильм про битву гигантских боевых роботов с годзиллами. Прямо-таки трогательную улыбку вызывает.

Так же, как и трогательная привязанность к своему актеру-талисману: и для Рона Перлмана нашлось местечко в этой апокалиптической картине: он играет мафиози, который занимается контрабандой чудовищными частями тела. Или туши?

Тихоокеанский рубеж | Pacific Rim; Перлман

Фильм получился хорошим, огромные роботы – какие-то архаично неповоротливые, вообще, как будто ретро-будущее в нем показано, такое будущее, каким оно виделось из недалекого, но уже безвозвратного для нас прошлого.

Сцены в боевом лагере Тихоокеанского рубежа вызывают в памяти бивуаки «Звездного десанта», костюмы пилотов-водителей роботов срисованы с летных курток летчиков второй мировой… Так мило!

А гигантские чудовища, поднимающиеся из бездны морской, без затей названы японским словом, чтобы не скрывать их родственную связь с Годзиллой.

Фильм не застревает в памяти, как «Фавн», не веселит, как «Хеллбой», не тревожит, как «Хребет дьявола», но смотрится с удовольствием и вызывает какое-то теплое ностальгическое чувство. Неожиданное для фильма подобной тематики.

Хребет дьявола | El espinazo del diablo. 2001. Испания, Мексика.

Этот фильм считает лучшим сам режиссер. И мы тоже. Накал тревожности и испанской грусти в нем – самый высокий, не зря его продюссировал Педро Альмодовар вместе с братом Августином.

Тут сплав состоит из гораздо большего числа ингридиентов, что делает навар крепче и настой гуще. Гражданская война – это далекий фон, эхом и пыльным ветром докатывающийся до событий, разворачивающихся на наших глазах.

Вторая мировая воплощается в бомбе, которая застряла посреди двора детского приюта, так что ее присутствие – тоже отдаленное, но вовсе не незримое.

В центре сюжета – приютские мальчишки со своими, вполне знакомыми нам по нашим фильмам типа «Республики ШКИД», взаимоотношениями, терками и играми.

Хребет дьявола | El espinazo del diablo; Луппи

Но главная тема все-таки не выставляется напоказ, а вплетена поначалу в общий ход повествования, и являет себя со всей мощью только в финале – это хребет дьявола, появление настоящего злодея, чудовища в человеческом облике, безжалостного и трудно распознаваемого. Прямо редко, где зло показано так. Бескомпромиссно.

Испанский колорит, мальчишеская братия, взрослые прекрасные обитатели приюта, тема призрака – все это такое сильное впечатление производит, и тайна, загадка, пугающее, нависшее – так хорошо ощущается, что по степени воздействия «Хребет дьявола» - один из самых сильных фильмов, которые нам известны.

В 2001 году, когда фильм снимался, режиссер задумывал его как первую часть трилогии, которую он потом продолжил «Лабиринтом», но потом как-то до сих пор тему эту не продлил, а жаль. Может, еще и дойдут руки.

В фильме мы снова встречаемся с Федерико Луппи из «Хроноса». Сильное впечатление производит испанский актер Эдуардо Норьега, а узнаваемая актриса Альмодовара Мариса Паредес придает фильму какой-то классичности, значительности, весомости.

(Мариса Паредес снималась у Альмодовара в фильмах «Высокие каблуки», «Все о моей матери», «Кожа, в которой я живу»). В общем, «Хребет дьявола» - один из лучших фильмов наступившего тысячелетия.

Хэллбой-2: Золотая армия / Hellboy II: The Golden Army. 2008

На удивление веселый фильм, поскольку любовь к ужасному вовсе не предполагает в человеке еще и склонности к комизму, но дель Торо это удалось.

Серия про Хэллбоя – настоящая сказка, рассказанная с помощью всей голливудской мощи компьютерной графики, которая способна претворить неистощимую фантазию режиссера в жизнь. Уж столько здесь наворотили – огромного, сложного и прекрасного!

Хорош, без сомнения, и сам Хэллбой – Рон Перлман, и мудрый Водяной – узнаваемый вновь в полноростовом гриме Даг Джонсон. Замечательна мульт-прелюдия к истории про Золотую Армию.

Хэллбой-2: Золотая армия / Hellboy II: The Golden Army; Перлман, Джонсон

Один из лучших фильмов-комиксов – занимательный и неистощимый в превращениях. Гильермо дель Торо – замечательный сказочник, и в то же время обладает тонким чувством историчности. Чувствует время. Будем ждать от него новых высказываний – просто интересно, что еще он может поведать миру. (Фильм, с заявленной датой выхода 2014 год - снова сказка: "Пиноккио"!)

В этот день в 2009 году: Алла Сурикова
В этот день в 2006 году: Население 436 | Population 436

Что было в клубе киноУхо?
Как нас найти?



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное