Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

клуб киноУХО - 3. Кино-вечер "Чехов-анти-Чехов". Отчет


клуб киноУХО - 3. Кино-вечер "Чехов-анти-Чехов". Отчет
2010-03-03 13:20

Чехов-анти-ЧеховПровели в нашем клубе киноУХО в понедельник кино-вечер "Чехов-анти-Чехов" (смотри анонс).
В двух словах о заявленной теме: предлагалось рассмотреть и обсудить противоречие между белым и пушистым образом душки-Чеховского-интеллигента и самого Чехова-гуманиста – с тем, с чем он, собственно говоря, вошел в большую мировую литературу: отнимающими всякую надежду на лучшее в человеке констатациями пошлости и низости человеческой природы.

Разогрели народ викториной по жизни и творчеству – ну, такой, легонькой, но помогло погрузиться.

Потом немного подготовили людей к просмотру дискуссионной картины. Что она будет таковой – не сомневались, ради этого все и писалось: "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, (по мотивам рассказа "Тяжелые люди" и неоконченной пьесы "Татьяна Репина").
Предупредили, что картина сложная, что смотреть ее будем порциями, насмотревшиеся могут отходить на заранее  заготовленные позиции и отпаиваться там чаем. Порции примерно по 30 минут. Начали просмотр. До конца просмотра (который наступил примерно на 85-й минуте 2-х часового фильма) удержать удалось не всех – двое самых пожилых гостей и три интеллигентные дамы средних лет ушли. Правда, чая перед уходом все-таки попили, но на обсуждение не остались. Да и все мы досматривать до конца не стали – по мягкому рейтинговому голосованию. Хотя трое из смотревших с самого начала и двое опоздавших и не успевших насмотреться выражали сожаления. Пришлось, чтобы не потреять аудиторию (авсего было человек 30), применить принцип демократического централизма - просмотр прекратили.

Зато хватило времени обсудить и заесть "Драмой" (Раневская!). На сладкое.

Дискуссия, как и ожидалось, была самым интересным номером программы. Вернее не дискуссия даже, а формулировка и озвучивание своего мнения о фильме, ну, и немного о Чехове вообще. Мыши плакали, кололись, но ели кактус – и реально большая часть публики высказалась скорее за, чем против. К каковому мнению присоединиться не можем, но – услышать его, аргументированное, развернутое и с вариациями – очень хотелось.

Итак, вот какие мысли и чувства вызвал у гостей клуба киноУХО просмотр фильма Киры Муратовой "Чеховские мотивы".
Вели протокол. Один абзац – один человек. Получилась разом целая лента комментариев.


- Я смотрю на это и для меня это квинтэссенция того, что происходит вокруг, я живу среди этих персонажей, я смотрю и просто делаю вывод, как надо себя вести.

- Перед зеркалом поставили увеличительное стекло. Каждый решает для себя, совершенствоваться или оставаться таким, как прежде.

- Есть отдельные царапающие взгляд вещи. Вообще, если честно, паноптикум, собрание свиных рыл. Но оператор роскошный.

- Я не досмотрела. Не люблю высказываться, пока не посмотрю целиком. Я тут оскорбления не увидела - да, увеличительное стекло. Художник – он видит, видит тоньше.

- Смотреть трудно, тяжело, но оторваться невозможно.

- Агрессивность, истеричность заставляет работать, думать, переживать. Подбор актеров – Маски-шоу. Голос раздражающий, все продумано. Это ее право, (режиссера Киры Муратовой), другое дело:  выдержишь - не выдержишь.

- Мне очень тягостно это зрелище, при всей его гениальности; жалко, что такой масштаб гениальности тратится на то, чтобы сделать жизнь еще более невыносимой.

- Режиссер не занимался подхалимажем перед зрителем. Я как зритель говорю  – это провокация, сеанс внушения, это совсем не напрямую Чехов; не стоит рассуждать: рассказ похож -  не похож. Чехов высмеивал пошлость нашей жизни.

 - Человек, который занимается морализаторством – он сам должен быть на такой высоте, чтобы к нему вопросов не было. Если ты должен писать о ком-то …. то сам должен быть выше. Чехов никогда не высмеивал интеллигенцию, никогда не высмеивал своих родителей. Чехов писал с любовью, а это насмешка. Это карикатура, злобная карикатура.

- Тяжело смотреть; на мой взгляд, перебарщивает режиссер, сцены излишне затянуты, гротеск излишний. Может быть, она хотела что-то подчеркнуть, но мне кажется, что она с перебором это сделала.

- Присоединюсь к недосмотревшему меньшинству. Мне нравится Муратова, я готов ее защищать. Сцена в церкви затянута, но много интересных деталей. Я могу думать над тем, почему это создано, почему это имеет место быть, какие вопросы поднимаются, нужны ли они, почему они. Зачем увеличительное стекло – ответ простой: сейчас, для того, чтобы дать почувствовать зрителю, насколько все хреново, чеховских красок уже недостаточно, потому что мы живем в таком мире, что, чтобы показать его ужас, нужны именно такие краски.  Он умел абстрагироваться от себя. Чехов пишет, как о себе, об этом герое. В рассказе этот герой ругает мать, но это разговор не о стыде, а о состоянии, не все можно определить. Это тяжелая жизнь, которой живут тяжелые люди. Это обыкновенный Муратовский прием, а вам не нравятся ваши ощущения.

- Растянуты эпизоды на протяжении всего фильма, растянуты надрывно. Мы не ангелы с вами, есть недостатки, есть над чем работать, где-то как-то не так выступаешь.

- Муратова как гениальный художник увидела то, что Чехов увидел в то время, что это существует и сейчас, и этими длиннотами она старалась подчеркнуть свое отношение.

- Мне понравилась работа режиссера, нужно такую было создать обстановку, чтобы так играли люди. У меня фильм вызвал удивление, не раздражение.

- С одной стороны тяжело смотреть, а с другой стороны интересно – почему тяжело?

- Фильм гениальный, не оставляет человека равнодушным, заставляет что-то в себе обнаружить и по-другому взглянуть на то, что нас окружает каждый день и в себе.

- Не покидает ощущение, что режиссер, снявший фильм, он людей не любит, просто испытывает к ним отвращение. Я по своей воле не стала бы его смотреть, только за компанию и ради процесса. Он не поднимает человека, а опускает, не помогает все это преодолеть, выбраться. Я считаю это фильм глубоко вредным явлением.

- Фильм вызывает ассоциацию с Балабановским "Груз-200". Это метод.

- Я обошелся бы без этого фильма. Все что здесь сказано, показано, я очень хорошо знаю, все показано очень достоверно, и в познавательном смысле для меня он ничего не значит. С точки зрения режиссуры, мне кажется, фильм очень-очень хорош, и я второй раз вижу, как женщина снимает такое мощное кино. Сравнить могу с Лиозновой и "17 мгновений". Насчет "сгущено": я почти дословно согласен, сказано "неча на зеркало пенять", зеркало достаточно правдиво, нам больно и горько в него смотреть, но посмотреть в таком концентрированном замесе всей этой гадости и пошлости имеет смысл, на предмет катарсиса. При чем здесь Чехов?
Мы, читая Чехова, смотрим на все это через сотню лет. Как же эти персонажи и ситуации смотрелись 100 лет назад. То, что Муратова перенесла эту идею в нашу современность (при чем неподготовленный зритель и не почувствует разницу), это очень интересно, очень правильно и очень полезно, потому что хороших людей фильм не испортит, а дурных, может быть, наставит. Может быть, дурным людям так и надо - через увеличительное стекло. Несмотря на то, что фильм долгий и трудный, я бы тоже досмотрел; поэтому общее впечатление положительное, это фильм не для всех, кто готов платить деньги не за развлекуху; я кроме спасибо ничего сказать вам не могу.

- На мой взгляд, в жизни и так много черных сторон, на борьбу с которыми уходят силы; их искать и создавать специально, искусственно, посредством искусства – это увеличивать их количество в природе, забирая у людей силы еще и на это. О том, что это жизнь – это иллюзии. Это химеры, созданные, может быть, с гениальным мастерством, но злобные химеры. В театральном институте, когда студенты-актеры делают этюды, мастер может дать задание: "отвращение" и студент не будет изобретать велосипед, он из любого обыденного действия – ест яблоко, садится на стул, подходит к телефону – это отвращение извлечет. А тут – режиссерский этюд на эту тему. Она сама себе поставила задачу и взяла – тоже, чтобы продемонстрировать свои возможности – первое, попадающее под руку любому человеку искусства в России – Чехова.

- Кто скажет, что черная сторона может быть без светлой стороны? Если показывают только хорошо - это будет "советская пропаганда". Не надо корить Чехова за то, что он в свои зрелые годы видел, может быть, больше, чем другие.

- У меня абсолютно медицинское отношение к этому кино. Приходит врач, а я здоровый человек, а врач мне говорит – "А давайте я вам, батенька, глаз удалю". А я здоровый, мне не надо глаз удалять. А врач мне: "А зато вы испытаете катарсис". Я: "А мне не надо мазохизма; я здоровый".
А врач мне: "А я вам покажу за это палату безнадежных и сумасшедший дом, чтобы вы жили полной жизнью и все время говорили себе – "Это не я. Я другой". Я: "Я и так знаю, что это не я. Глаз останется при мне. Где у вас тут выход". Спасибо Кире Муратовой я за этот фильм не скажу.

- Хотел поблагодарить организаторов, что прорыв произошел, что подобного рода инициативы возбуждают интерес, я и фильм посмотрел, и Чехова почитал. Замечательный пример,  когда используя фактуру Чехова, можно реализовать свою собственную идею. Можно было сделать и юмористическо-сатирический фильм. Художник берет фактуру и режет ее так, как считает нужным для себя. Сколько там осталось Чехова? Я не поленился и прочел. Где там остался Чехов, знает Муратова. На мой взгляд, здесь потрясающая картинка 90-х годов, я о них вспоминаю. Для меня Чехов остался бородкой и пенсне, а это родные 90-е годы. "Татьяна Репина" – я смотрел фильм и видел текст Чехова, текст тот же, а использование этого текста совсем другое.


Мы не ставили задачей переубедить друг друга, переспорить и привести все возможные аргументы своей позиции, чтобы положить сторонника противоположной на обе лопатки. А вот что удалось: продемонстрировать разнообразие, веер мнений и суждений и множество оттенков между черным и белым.
А потом посмотрели чеховского Чехова, в отличие от анти-чеховского Чехова Муратовой – "Драму" с Фаиной Раневской. Заметили, кстати, что речь там идет, ни много ни мало, об убийстве! И тоже гротесковым способом заклеймена пошлость. Но как же  смешно!
Вообще-то мысль была не противопоставлять "Драму" "Мотивам", а просто поставить веселую точку. Однако в таком соседстве сопоставление неизбежно – ведь в юмореске Чехова речь идет о морализирующей даме-сочинительнице драм…
В общем, суд его оправдал!


P.S.
Фото и видео - не будет. Не до того нам было.
Основной организационный вывод: мы попробовали новый формат, даже название придумали - "Не влезай, убьет!". Оказалось, что это интересно, что не только развлекаться хотят наши гости. Это радостно, честное слово! И с Чеховым мы обязательно продолжим.




Но в следующий раз - у нас будет гораздо более развекательное собрание: 17 марта (день святого Патрика) будем искать ирландцев среди нас. Песни, пляски с бубном и т.д. Если от Муратовой мы народ немного отпугивали, то на Патрика - приглашаем всех-всех. Следите за рекламой!

Смотри еще про клуб киноУХО:
1-е собрание клуба было посвещено памяти Иосифа Бродского 28 января 2010 (см. анонс, отчет, видео)
2-е собрание - это был песенный фестиваль "Дубровский" в день памяти Пушкина 10 февраля 2010 (см. анонс, отчет)
 


В избранное