Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов # Выпуск 256


---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #256

Призрак

  • Призрак
  • Spectre (2006)
  • Режиссёр: Mateo Gil
  • В ролях: Juan Jose Ballesta, Natalia Millan, Jordi Dauder, Adrian Marin
  • В данном обзоре, речь пойдет о картине из цикла "Peliculas Para No Dormir" - "Фильмы, которые не дадут вам уснуть". Этот цикл включает в себя шесть картин ("The Baby's Room", "To Let", "The Christmas Tale", "A Real Friend", "Blame", "Spectre"), поставленных испанскими кинематографистами в 2005-2006 специально для телевидения. Получилось нечто наподобие мини-сериала из полнометражных фильмов, не связанных друг с другом общностью сюжета; своего рода европейская альтернатива американским "Мастерам ужаса". Тем более среди приглашенных режиссеров оказался весь цвет испанской киноиндустрии: Jaume Balaguero, Paco Plaza, Mateo Gil (сценарист, подаривший зрителям картину "Abre Los Ojos"; возможно читателям более известен ее голливудский вариант под названием "Ванильное небо"), Narciso Ibanez Serrador ("Who Can Kill A Child?"), Alex De La Iglesia (весьма успешный режиссер, которого жалуют как критики, так и зрители, явно тяготеющий к жанру "черной" комедии - "Crimen Ferpecto").

    Главный герой фильма - пожилой писатель по имени Томас (ударение на букве "а") - неожиданно получает карту таро. Он знает, что такую карту мог отправить только один человек, но этот человек умер более 40 лет назад... И герой принимает решение: вернуться в Испанию, в родной городок, где прошло его дество, чтобы окончательно разобраться в тех событиях, которые не давали покоя ему на протяжении всей жизни...

    Сорок четыре года назад Томас был еще совсем неоперившимся юнцом, прозябающим в деревенской глуши... Учился, курил тайком от родителей и почти ежедневно наблюдал перешептывания местных жителей о странной женщине, дом которой находился на самом отшибе деревни. Она давно не появлялась в церкви, не поддерживала ни с кем отношений... Поговаривали, что эта женщина - ведьма, которая ходит целыми днями нагишом, что она способна оборачиваться кошкой, наводить порчу на скот и насылать засуху, а по ночам к ней постоянно наведывается какой-то мужчина из соседней деревни и, возможно, это даже сам дьявол. Естественно, в веренице однообразных жарких летних дней эта загадочная женщина более всего занимала Томаса и двух его друзей... Потому они тайком отправляются к дому на окраине в надежде увидеть его хозяйку и ведьмовские атрибуты. Однако при попытке разглядеть что-нибудь интересное в окне, Томас падает, подвернув ногу. Верные друзья, при таком неожиданном повороте событий, бросаются наутек, а Томаса отводит внутрь та самая загадочная хозяйка дома ...

    Она оказывается женщиной средних лет, отнюдь не потерявшей природной красоты и естественного шарма, по имени Мойра. Мойра осматривает поврежденную ногу героя, оказывает ему необходимую медицинскую помощь и в целом относится к Томасу очень хорошо, несмотря на бесцеремонное вторжение в ее владения. Незавный гость расположил женщину к себе честностью: Томас открыто сказал, зачем он с друзьями пришел к дому, понимая что попытки выкрутиться из ситуации будут выглядеть нелепо и глупо. Оказавшись внутри дома, Томас словно попадает в сказочное, ирреальное пространство: акуратные и чистые интерьеры, волшебный полумрак спальни, прикрытая воздушным, полупрозрачным пологом кровать... И еще - ослепительная белизна тканей в доме... колышущиеся от каждого дуновения ветерка, они словно наполняют пространство прохладой и какой-то удивительной легкостью. В белоснежные одежды, подчеркивающие плавность и грациозность движений тела, облачена сама Мойра. А на стуле у кровати устроилась белоснежная кошка - любимица хозяйки... Все это похоже на сказку... Разве может быть Мойра ведьмой? Пусть только попробует кто-нибудь распускать гадкие слухи про эту женщину: Томас даже затеевает драку со своим другом, имевшим неосторожность назвать Мойру "шлюхой". Мойра чиста также, как и ее ослепительно белые одежды. Иначе и быть не может. И, конечно, Томас обязательно придет в этот сказочный дом еще. Тайком...

    Искра страсти вспыхивает между юным Томасом и Мойрой. Страсти сильной, неконтролируемой, всепоглощающей... Испепеляющей. Почему же героиня не позволяет Томасу придти к ней ночью? Какие тайны сокрыты под покровом темноты? Она не одна! Она точно не одна! У Мойры есть другой! Молоточки ревности все сильнее и сильнее стучат в голове Томаса, превращаясь в лязг тяжелых молотов. Он придет к ней, обязательно придет, но не днем, как обычно, а ночью и проследит, что же за таинственный гость наведывается к его любимой женщине в дом...

    Полагаю, что читатель, знакомый хотя бы с несколькими современными испанскими работами в жанре, со всей отчетливостью осознает, что испанский хоррор самым радикальным образом отличается от голливудской продукции. Здесь другое абсолютно все: проблемы, конфликты, герои... И в условиях засилия американских картин, которые порой берут не столько качеством, сколько количеством, испанские ужасы погружают зрителя в совершенно другую реальность; они словно сменяют у зрителя оптику, один способ видения мира на другой. Если американские картины зачастую рассчитаны на отвлеченное созецание некоего зрелища, то испанцы делают ставку на вживание зрителя в события. Откуда и рождается плавность, неспешность повествования, отмеченного тонким психологизмом, которую ряд зрителей могут ошибочно расценить как занудность. Это не занудность, это именно специфика стиля повествования... Впрочем, у испанцев порой действительно случаются перегибы, когда психологизм вырождается в "тоску зеленую" ("Импульс", "Слова убийцы"). К счастью, в "Призраке" режиссер сумел избежать ухода в заунывность: зрителю перед экраном определенно скучать не придется.

    "Призрак" - довольно любопытное смешение жанров драмы и хоррора. Режиссера здесь интересуют прежде всего человеческие судьбы, многообразие и сложность человеческих конфликтов. И уже поверх этого располагается густой слой мистики. Хотя, строго говоря, мистическая составляющая в картине может быть поставлена под сомнение. Это отнюдь не история о разгневанном призраке, движимом силой отмщения, агрессия которого направлена на любого и каждого. Это история о герое, которого одолевают призраки собственного прошлого, что, впрочем, не делает их от этого менее пугающими.

    Любопытно, что в американских работах составляющие фильма обычно перемешаны до того состояния, когда не представляется возможным отчленить в этом синтезе один язык искусства от другого. (Замечу, что здесь я отнюдь не подвожу к тому, что американский кинематограф состоит исключительно из безвкусной мешанины). "Призрак", напротив, является тем фильмом, у которого есть свой особый цвет (белоснежный и контрастирующий с ним жгуче черный), свой запах, своя музыка. Он очень литературен: ни одной лишней сцены, ни одной бессмысленной фразы. Все аппелирует к образцам высокого искусства, вспомнить хотя бы сцену, где Томас, прижимает к лицу белоснежную подвязку для волос, которой Мойра забинтовала его поврежденную ногу, словно вдыхая аромат чудесного дома и его не менее чудесной хозяйки, пытаясь продлить ощущение сказки, котрое ему открылось днем...

    Другими словами, хорошо известно, что кинематограф - синтетическое искусство, но американский его вариант - это синтетическая нерасчлененность, невыделенность отдельных составляющих фильма. Испанцы же создают в своих картинах синтез иного типа: части, из которых складывается фильм легко опознаваемы по-отдельности. Они изящны и сами по себе способны доставлять огромное наслаждение (например, в "Призраке" звучит потрясающая музыка, особенно скрипки) Но только при их слиянии в единое целое рождается новое качество - перед зрителем открывается смысл, вложенный в кинокартину авторами.

    "Призрак" - это история о конфликте здравого смысла и предрассудков, о конфликте любви как созидающего начала и страсти как начала разрушающего, это рассказ о конфликте между прошлым и настоящим. Смысл последнего противостояния хорошо раскрывается в оригинальном, испанском названии фильма ("Spectre" - это international title) - "Regreso A Moira", что переводится как "Возвращение Мойры". Томас возвращается в Испанию, а прошлое возвращается к нему, идет навстречу. Присланная карта таро становится тем условным знаком, о котором женщина говорила 44 года назад: - Как же я узнаю, когда мне придти? // - Я дам знак, и ты поймешь, что можешь придти // - Какой знак? // - Узнаешь, когда придет время (рука Мойры при этом опускается на грудь Томаса в области сердца).

    Не менее символично и само имя героини - Мойра (вспомним древнегреческую мифологию) - особенно в контексте фразы, которая рефреном неоднократно звучит в фильме: "Я держу в руках веретено твоей судьбы. Я твое пристанище. Твоё счастье и твои беды. А что бы ты ни делал, чем бы не занимался, даже если не со мной, ты не избавишься от меня. Смерть не властна над нами. Я всегда буду с тобой". Мойра действительно стала судьбой Томаса, она - альфа и омега всей его жизни. Именно поэтому в гостиничном номере Томас падает перед стоящей на полке фотографией своей покойной жены и просит у нее прощения за Мойру, за то, что он никогда не смог забыть эту женщину.

    Кастинг в фильме безупречен. Выразительные лица героев, пластика их движений. Все настолько естественно и при этом подчинено общему замыслу работы, что я готов рукоплескать талантам актеров и режиссера. Тем не менее, подозреваю, что у зрителя назрел вопрос: а где же собственно ужасы? Ужасы будут. Пожалуй страшных сцен в "Призраке" не так уж и много - всего три - но преподнесены они так, что кровь стынет в жилах и я, честно признаться, пару раз вздрогнул при просмотре. Это эпизоды в ванной, в салоне автомобиля (ситуация "кто-то находится на заднем сидении" обыграна мастерски) и, наконец, момент, когда пожилой Томас подходит к пустующему дому Мойры - это единственное место, которое сохранилось от прошлых времен нетронутым новостройками, будто здесь остановилось время - и напряженно вглядывается в темноту заколоченных окон.

    Потрясающий фильм. Очень изящный, красивый и в то же время с шокирующе жестокой кульминацией, настолько жестокой, что невольно сводит скулы от нервного напряжения... Пожалуй, это еще одна фирменная черта современного испанского кинематографа: любят они уготовить для зрителя неожиданный поворот сюжета, ошеломляющий своей безысходностью. Порой для этого даже не надо специальных эффектов, достаточно просто нескольких слов ("Второе имя"). Еще более поразительно, что этот фильм снят для показа по ТВ. Если бы все телепостановки были такими! Картина настоятельно рекомендуется всем ценителям современного испанского хоррора, гарантированно получите массу удовольствия. Если же испанское направление не очень жалуете, считая их скучными, то возможно стоит пропустить. Все же испанцев можно либо любить, либо нет. Третьего не дано.

    Автор - Сергей Тихомиров

    На сегодня все. Письма шлите по адресу g_cmeptb@yahoo.co.uk или заходите на сайт "Комната Смерти" - horror.citycat.ru


    В избранное