Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов # Выпуск 255


---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #255

Кома

Приветствую всех поклонников фильмов ужасов! в этом выпуске еще одним обзором с нами поделиться Сергей Тихомиров. Т.к. никаких писем получсено не было, то и "Диалога с подписчиками" не получилось. А следующий выпуск выйдет автоматом - я буду находитсья в отпуске и достаточно далеко от родного компа.

  • Кома
  • The Plague (2067)
  • Режиссёр: Hal Masonberg
  • В ролях: James Van Der Beek, Ivana Milicevic, Brad Hunt, Dee Wallace
  • Да, редкий фильм способен произвести на меня настолько сильное впечатление, чтобы после его просмотра я немедленно сел за написание обзора. Тем более на моих часах сейчас 4:18 утра...

    Основное действие в картине предваряет краткий пролог о странных и не поддающихся логике событиях в заштатном американском городке, где внезапно все дети синхронно впадают в кому. Вскоре выясняется, что необъяснимые события имеют далеко не локальный масштаб. Они происходят по всему миру...

    Спустя десять лет человечество оказалось перед фактом медленного, но верного вымирания. Каждый зачатый ребенок появляются на свет в коматозном состоянии, деторождение в 36 штатах Америки карается уголовной ответственностью... Впашие в кому ранее живы, но, по сути, - это "люди-овощи" - подростки, неподвижно лежащие на кроватях под капельницами, тела которых несколько раз в сутки синхронно начинают биться в судорогах. Несмотря на усилия медиков, пытающихся найти чудодейственное лекарство, человечество мысленно начало себя хоронить. В фильме отчетливо прорисовываются элементы иконографии пустоты, так свойственной апокалиптическим картинам. На детских площадках больше не слышен звонкий смех, закрываются школы, а такие школьные помещения как спортзалы, будучи уже абсолютно нефункциональными по своему прямому назначению, переоборудуются под одну большую палату, где на нескончаемых рядах кроватей лежат тела подростков. Наиболее быстро жизнь остановилась в провинциальных городках, откуда подавляющее большинство жителей уехало в мегаполисы, в те места, где еще теплится жизнь и маячит слабый призрак надежды. Захолустные городки же напоминают более кладбище. Спокойное, безмятежное и абсолютно безмолвное. Нет, ярко выраженной печати запустения на всем здесь еще нет, если приглядется, то здесь остались люди - врачи, полиция, священники. Но почему-то нас не покидает странное ощущение, что все это временно, еще десяток другой лет, и не останется ни тех, кого надо лечить, ни тех, кто будет лечить, ни стражей правопорядка... Лишь солнце как и прежде освещает пустынные улицы, заглядывает в витрины магазинов, где нет ни единого покупателя. И становится как-то очень тоскливо. Сразу хочется начать жалеть себя и окружаюих. Декаданс в чистом виде.

    Именно в такой мир оказывается "выброшен" главный герой фильма - Том. Его совсем недавно выпустили из тюрьмы. Нет-нет, он не закоренелый преступник. Отсидел десятилетний срок только из-за собственной глупости. Ввязался в пьяную драку в баре и убил человека, поломав и свою, и чужую жизнь. Счастливый брак, карьера, нормальная жизнь - на всем этом был поставлен крест. А при выходе на свободу - новые сюрпризы. Куда податься человеку, образно говоря, не имеющего ничего за плечами? К невесте? А будет ли рада она видеть Тома? Устроиться на работу? Так теперь любая работа обессмысливается вопроом: "А зачем оно все, если скоро человечество прекратит существование?" Однако и это не последний "сюрприз": внезапно дети выходят из комы...Со страшными лиловыми "синяками" под глазами, темнеющими венами под пепельного цвета кожей, пробудившиеся подростки готовы убить любого встретившегося им на пути человека. Депрессивная реальность теперь превращается в настоящий кошмар.

    В структуре фильма Том занимает центральное место, ибо вокруг него группируются все остальные персонажи: его возлюбленная, ее брат Сэм, шериф Стюарт с женой Норой, двое подростков, которые оказались не подвержены общему безумию и ряд других. Действие развивается согласно модели, типичной для зомби-хоррора нового поколения - напряженная беготня от толпы детей, чередуемая с относительно короткими передышками в более или менее безопасных местах, подчиненная одной единственной цели - выбраться хоть куда-нибудь из города. По возможности - на близлежащую военную базу, где по слухам, благополучная обстановка. Ситуация осложняется тем, что дети теперь обладают неким единым коллективным разумом. Достаточно одному научиться выводить из строя автомобили, как другие тотчас приобретают аналогичные навыки. Ближе к финалу дети освоят и огнестрельное оружие.

    Чем ближе мы к развязке, тем меньше героев остается в живых. При всей своей традиционности, персонажи получились на редкость выпуклые и правдоподобные, по крайней мере для того, чтобы зритель смог "вжиться" в фильм. Пожалуй, здесь велика заслуга режиссера Хэла Мэйсонберга, который сумел развернуть типичные и воспроизводящиеся из картины в картину сцены неожиданным образом, сделать их яркими, запоминающимися. Полагаю, вряд ли вас оставит равнодушным эпизод, когда шерифу приходится застрелить собственную дочь, которая уже "не-его-дочь". Обратите внимане на то, как по горлу героя пробегает нервный спазм. Он словно что-то шумно сглатывает, пытаясь задавить рвущийся изнутри вопль, который так и не выходит наружу. Не менее отчетливо врезаются в память кадры, когда двое умирающих героев без единого звука, лежа на полу, берутся в последний раз за руки,чтобы не разомкнуть их больше никогда. Драматизм ситуации подчеркивается и при помощи партий на фортепьяно, настроение которых меняется от элегического до угрожающе-тревожного.

    Впрочем, драматургия в фильме хороша не только с позиции взаимоотношений между героями, но и с точки зрения грамотно созданного напряжения. Действительно, в "Коме" можно наблюдать не какие-то обрывки саспенса, вроде "буу" из-за угла и резких звуков, а именно саспенс как цельное повествование, как состояние мира, в которое погружены герои и зритель с первой до последней минуты. Мира тревожного, неспокойного, готового рухнуть на глазах. Апокалиптические настроения и ужас перед безумной яростной толпой, готовой разорвать все на части, стучащейся в запертую дверь, стремительно бегущей по коридорам зданий и безлюдным улицам, переданы с очень высоким уровнем мастерства. Заданный буквально с первых минут фильма ритм не ослабевает до самой развязки, не позволяя зрителю оторваться от происходящего на экране. Подерживает его и достаточно частая смена локаций: герои не засиживаются на одном месте слишком долго, а потому мы сможем полюбоваться разнообразными уличными сценами, беготней в больнице; также действие будет происходить в церкви, полицейском участке. Что касается насилия, то ждать сверхбрутальных эпизодов явно не стоит, однако ряд эффектных сцен, например, с демонстрацией ломания ноги или пулевого отверстия в грудной клетке, откуда выплескивается кровь, будет. Не менее выразительно выглядит и труп медсестры с настолько сильно изувеченным лицом, что все кости лицевой части головы оказались либо деформированы, либо смещены.

    Полагаю, у читателя давно уже назрел вопрос. Стоп! А чем же все это красочно описываемое действо отличается от зомби-фильмов и от каких-нибудь "Детей кукурузы"? Действительно, начиная с 70-х годов под влиянием различных молодежных революций и бунтов в американском кинематографе дети и подростки стали довольно часто ассоциироваться с силами зла (классический пример - "Омен"). Здесь дети также показаны как носители деструктивной силы, после своего пробуждения начинающие в буквальном смысле разрушать этот мир. Так что же, очередное повторение в "Коме"? Отнюдь нет. Вспомним хотя бы то, что дети изначально в фильме были объектами (когда впали в кому), на них оказано было воздействие, и лишь через десять лет они превратились в субъектов-уничтожителей, которые сами воздействуют на окружающих. Чем вызвано такое переворачивание? Почему в фильме неоднократно фигурирует книга Д. Стейнбека "Гроздья гнева"? (причем и в книге есть герой по имени Том, который выходит после отбывания срока в тюрьме) Почему такими заостренными мазками прорисована сцена у баррикады на улице, когда Том и его возлюбленная становятся антагонистами?

    Авторы фильма не дают нам никакого исчерпывающего ответа на эти и другие вопросы. Режиссер словно кидает в воздух горсть загадок и, когда мы пытаемся отгадать их, соглашается с каждым из ответов. Более того, "Кома" (кстати, как и роман Стейнбека) пропитана многочисленными религиозными реминисценциями. Хотя зрителю и не объясняют в лоб причины происходящего, мы догадываемся, что кошмар, в который погрузилось человечество - бич Божий. Любопытно, что "Кома" оказывается многослойным произведением, ряд моментов в котором скрыт от взора невнимательного зрителя. Так, скажем, трактовке происходящео как ниспосланной Богом кары, противопоставлена теория вмешательства пришельцев. Но! Вплетена последняя только для отвода невнимательных глаз, ведь проговаривающий ее офицер полиции отмечает, что эта теория ему "просто нравится больше", всерьез мысль о вмешательстве пришельцев он не принимает. Еще более интересен эпизод с чтением текста видения, записанного в дневнике. Проговариваемый героем вслух текст оказывается сокращенным вариантом того, что записано на бумаге, своего рода кратким перессказом... Слова же на страницах дневника, котрорые можно прочитать только при нажании кнопки "стоп" на пульте, конкретизируют авторскую идею, приближают к пониманию послания, "мессиджа", заложенного в фильм. Зрителя постоянно заставляют думать, биться его мысли в попытках разгадать суть происходящего. О чем заставляет задуматься картина? Полагаю, в первую очередь, о самом себе. Режиссер словно хочет обратить видение "внешнее" зрителя внутрь себя. Рефреном в "Коме", как и в стейнбековских "Гроздьях гнева", повторяется мысль о том, что человек не должен озлобляться. Симптоматично, что к интуитивному осознанию этой истины, к самопожертвованию, идет даже не священник (помните его возглас перед смертью: "Нет, я еще не готов!"),а главный герой - обычный парень Том - который десять лет пожинал плоды того гнева, родившегося в его душе во время драки в баре. И эстафету осознания этой истины, уверенности в ней, впоследствии подхватит возлюбленная Тома (см. сцену, когда она оставляет дверь дома открытой широко настежь перед толпой детей). Проблемы, поднимаемые в фильме, далеко уходят за пределы чистой развлекательности и бесплодного философствования. Это универсальные, "вечные" проблемы о назначении человека, о добре и зле, о вере и безверии. Это рассказ о том, что не должно человеку замыкаться на самом себе. И действительно, в "Коме" мы не обнаружим традиционнго типажа предателя, спасающего свою жизнь за счет гибели другого персонажа или же путем трусливого бегства. Более того, все центральные персонажи в фильме не погибают по-одиночке! Они погибают только вместе, вдвоем, втроем, но не по одному.

    Удивительно, но этот фильм ужасов оказался пропитан подлинным гуманизмом: человек не погибнет, но если только он найдет в себе силы измениться. Потрясающий фильм с послевкусием, в котром гармонично слились форма (все атрибуты апокалиптического хоррора, поставленного с широким размахом для direct-to-video релиза) и содержание (гуманистическое послание, обращенное к зрителю). Настоятельно рекомендую его в первую очередь зрителю рафинированному, не отвыкшему искать смысл в кинопроизведениях и, по возможности, знакомому с творчеством Стейнбека. Приятно удивившая меня картина, которой я не поскуплюсь поставить высший балл.

    Автор - Сергей Тихомиров

    На сегодня все. Письма шлите по адресу g_cmeptb@yahoo.co.uk или заходите на сайт "Комната Смерти" - horror.citycat.ru


    В избранное