Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #70

Фильмы Лучио Фульчи 2

Приветствую всех поклонников ужасов! Сегодня я продолжу рассказ о творчестве Лучио Фульчи, и закончу рассказ о его трилогии, посвященной вратам ада. Сегодня речь пойдет о фильмах "Извне" и "Дом у кладбища", которые вышли в один год и завершили эту коронную серию мастера кошмаров.

  • Извне (Седьмые врата Ада)
  • E tu vivrai nel terrore - L'aldilа (1981)
  • Режиссер Lucio Fulci
  • В ролях: Catriona MacColl, David Warbeck, Cinzia Monreale
  • Новый Орлеан, штат Луизиана, 1927 год. По воде плывут лодки, в которых сидят мужики с ружьями и факелами. Они явно решительно настроены, но при этом чувствуется, что они немного боятся. Высадившись на берег они соединяются с еще одной группой, подъехавшей на машинах и вместе врываются в отель, где на втором этаже находится их цель - странный художник, которого они обвиняют в колдовстве и наконец осмелились убить. Ворвавшись в его номер они приколачивают его к стене, поливают его лицо чем-то вроде кислоты.

    Много лет спустя этот же, уже опустевший отель унаследовала Лиза Меррил (Катриона МакКолл/ Catriona MacColl), которая принимается за его реконструкцию. Однако не все идет гладко, и один из работников падает с высоты второго этажа, и его приходится везти в больницу. Таким образом Лиза знакомится с Джоном МакКабом (Дэвид Уорбек/ David Warbeck), врачом местной больнице. Однако на этом злоключения новой владелицы отеля не заканчиваются. Сантехник Джо, которого вызвали починить неисправную канализацию, в подвале открывает врата ада (одни из семи, что есть на земле). Самое интересное, что я где-то читал, что в Новом Орлеане ни у кого нет подвалов, эти самые подвалы у домов просто отсутствуют. Это тем более удивляет, что съемки фильма и в самом деле проходили в Новом Орлеане, и Фульчи не мог не заметить этой особенности города. Ну да ладно, это конечно мелочи.

    Лиза встречает странную слепую девушку Эмили (Cinzia Monreale). Мягко говоря, сама встреча была странной, а Эмили скрывает еще больше загадок. Тем временем зло постепенно активизируется - подрядчик, захотевший узнать побольше о таинственно отеле, падает с библиотечной лестницы и разбивается. Беспомощный мужик становится жертвой массы огромных хищных пауков (по виду птицеедов), которые появляются из ниоткуда и пожирают его лицо (момент когда один из них прокусывает глаз, а другой вырывает кусок языка, кажется мне самым отвратным во всем фильме). А тем временем план здания постепенно исчезает. Еще одно тело, найденное вместе с сантехником Джо в подвале (это труп художника Швейка), подсоединенное к кардиографу (это, конечно очень умно - подсоединять пятидесятилетний труп, чтобы проверить его пульс! Это самый глупый момент фильма), так вот тело оживает и убивает жену сантехника, которая пришла переодеть мужа в похоронную одежду. Сцена, в которой ее дочь видит, как на лицо матери льется кислота, а затем отступает от кроваво-кислотной волны просто супер.

    А тем временем Лиза и Джон все глубже погружаются в сюрреалистический мир, и пытаются разобраться в происходящем. То и дело возникает некая таинственная книга пророчеств "Эйбон". При помощи книги они узнают тайну отеля и врат, на которых он построен. И конечно попытаются спасти мир. Конец фильма мне особенно понравился, он наполнен мистикой и ощущением безысходности. Отдельно хочется сказать о музыке. Запоминающаяся музыка в итальянских ужасах вообще играет довольно значительную роль. Но у Фульчи она всегда остается на заднем плане. Кроме "Извне". Это единственный фильм Фульчи (из тех, что я видел), в котором мне запомнилась характерная музыка, и в котором отдельные мелодии создают большую часть атмосферы отдельных сцен. За это нужно сказать спасибо композитору Фабио Фрицци (Fabio Frizzi), который сочинял музыку и для других фильмов Фульчи.

    В целом "Извне" в лучшую сторону отличается от "Города живых мертвецов", так как в нем шокирующие сцены не перебивают атмосферу фильма, не выходят на первый план и не выталкивают из воспоминаний все остальное. Мистический параноидальный ужас фильма сделан настолько ощутимо, что не возникает вопроса, почему именно этот фильм считается шедевром Фульчи, его лучшим созданием. Не линейное, отрывочное развитие событий все же не заслоняет общую сюжетную линию. Фильм безумно атмосферен, он затягивает и заставляет ощутить ужас. Безусловно я бы посоветовал начать знакомство с творчеством Фульчи именно с этого фильма, и если вам он не понравится, то другие фильмы о зомби этого режиссера вам тоже лучше не смотреть.

    Фульчи всегда говорил: "Мой интерес в режиссуре - главным образом технический. Для меня, наиболее важные части в создании фильма - это написание оригинального сценария, звуковое смешивание, и редактирование. Но я имею ужасную ошибку: я не люблю кинозвезд. Я ненавижу звёзды!" Именно по этой причине, Фульчи, пригласил на главную мужскую роль в фильме "Извне" актера Дэвида Уорбека. Как актер, он, по словам Фульчи, годился только для дешевого фильма ужасов, но зато внешне сильно смахивал на Джека Николсона, что могло существенно помочь при дистрибуции фильма.

    Отдельно стоит сказать и о появлении в фильме зомби. Первоначально Фульчи не собирался их показывать, его творческий замысел касался только врат ада. И если бы не настоятельные просьбы германских прокатчиков вставить в картину полчища зомби, кино про которых благодаря Ромеро и самому Фульчи неожиданно стало популярным в Западной Германии, мы бы их там не увидели. Денег на это в бюджете естественно не было, и Фульчи, хотя и считал такую идею чуть ли не ядом для его авторского замысла, все же нашел куда ее воткнуть, а именно - в финальную часть фильма, в которой зомби захватывают все этажи больницы. Что бы отснять задуманное, он прибегнул к простому до гениальности, почти анекдотичному решению. Лучио Фульчи собрал всех окрестных бомжей, и обрядив их в грим и наряд покойников уговорил сниматься за бесплатную выпивку, регулярно подпаивая их между дублями, дабы они не разбредались от скуки.

    Фильм имел полный бюджет в 400 тысяч долларов, и был снят за пять недель, по 12 часов в съемочном дне. Остается только добавить, что после повторного выпуска фильма в 1998 году он принес миллион долларов чистой прибыли. Впрочем, Фульчи, на это было уже ровным счётом наплевать... Сам Фульчи в этой картине, как всегда, исполнил маленькую роль - хранителя городского архива. Однако, как не странно, но на сегодняшний день этот фильм запрещен именно в Германии (интересно, как это требовательные прокатчики такое допустили), а также в Норвегии и совершенно бездумно зарезан в Штатах, где вышел под названием "Семь дверей смерти" ("Seven Doors of Death"), с указанием режиссёра как Луи Фуллер в титрах, плюс с удалённой оригинальной музыкой. Позже он был перевыпущен в нормальном варианте под названием "Врата ада" (Gates of Hell). Звезда фильма Дэвид Уорбек не так давно написал продолжение, свою версию сиквела, под названием Beyond the Beyond, но его несвоевременная смерть не раскрыла фанатам этой тайны.

    В одном из последних интервью, Фульчи сказал о За чертой следующее: "Моя идея состояла в том, чтобы сделать совершенный фильм, со всеми ужасами нашего мира. Это - безопасный фильм: дом, люди, и мертвые люди, прибывающие от Вне. Все это лишено всякой логики, есть только последовательность образов. Море Тьмы, например, является абсолютным миром, неподвижным миром - состоящим из бесконечных горизонтов. Я думаю, что каждый человек выбирает свой собственный, внутренний ад, соответствуя своим скрытым недостаткам. Так что я не боюсь Ада, так как Ад - уже в нас. Очень интересно, но я не могу воображать, что Рай существует, хотя я - Католик, но возможно Бог покинул меня? Все же я часто предвидел Ад, так как мы живем в обществе, где только Ад может быть воспринят. Наконец, я понимаю, что Рай неописуем. Воображение намного более сильно, когда оно подталкивается ужасами Ада."

    Некоторые говорят, что "Извне" является независимым фильмом, что не было никакой авторской трилогией. Мол, это позже уже фаны придумали это деление, взяв три фильма Фульчи, которые объединяет тема зомби и в которых играет МакКолл и нарекли их трилогией. В общем-то такие аргументы имеют под собой основание, наличие общего актера не делает из фильмов трилогии, так же как и время выхода. Тема (зомби) - уже ближе к истине. Но и в данном случае критики правы - очень уж разные получились зомби в фильмах, "Дом на краю кладбища" стоит на отшибе. Поэтому я склонен считать, что "Город живых мертвецов" и "Извне" дилогией (это мое частное мнение, а сами обзоры я делил по общепринятому). Ну, посудите, разве человек в здравом уме может называть совершенно независимыми фильмы, в которых столько много общего? Во-первых - врата ада. В обоих фильмах упоминаются семь врат ада, и рассказывается об открытии одних из них. И реакция мира на активизацию врат тоже очень похожа. А белесые глаза людей, оказавшихся под властью Зла? Короче, мне кажется, что у Фульчи был проект создать серию из семи фильмов о вратах, которая почему-то перестала его интересовать после "Извне". А может тема все же продолжена в одном из тех фильмов Фульчи, что я не видел? Если это так, то напишите, мне будет интересно об этом узнать.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова: Озлобленный и от того бесконечно циничный Лучио Фульчи утверждал, что снимает фильмы ради денег. Но никто и никогда не поверит в это до конца, если посмотрит его фильм "The beyond". Скупыми красками и довольно грубыми, но сочными мазками он создаёт абсолютно сюрреальное кинематографическое полотно, которое, по моему, не является хоррором в общепринятом понимании, так же как и "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" или "Портрет Дориана Грея". Уверен, что более всего этот культовый(и одновременно элитарный!) шедевр походит на бессрочный билет в Пятое измерение. Так уж сложилось, что одни классики кошмаров знали дорогу в Сумеречную зону, а другие нет. Так вот, Лучио Фульчи был как раз из тех немногих, кто знал туда дорогу и судя по этому фильму, он бывал там едва ли не каждые выходные.

    Верите вы в это или нет, но вот факт который не подлежит сомнению, ТАКОЙ фильм не мог быть снят ради денег! Ибо, как говорил Стивен Кинг в исследовании жанра под названием "Танец смерти": "Даже если этот малобюджетный фильм посмотрит только тысяча зрителей, он уже принесёт прибыль". Более всего эта история напоминает сон. Не "Сон в летнюю ночь" конечно, но нечто настолько же "не отсюда". Атмосфера фильма изображена с самым пугающим подсознательным правдоподобием, какое я когда либо видел на экране. Фильм напичкан мрачным символизмом и причудливой антилогикой так же, как только что подстреленное тело дробью. Зомби в этом фильме Фульчи, совсем иные чем у Джорджа Ромеро. Здесь, это фантомоподобные знаки смерти. Ходячие трупные пятна на лице не расказанной тайны. Мёртвые и живые у Фульчи состоят в тайном сговоре, скрывая от непосвящённых секрет Иного мира. Старый Луизианский отель стоит на вратах Ада. А каждый кто попытается прикоснутся к разгадке погибает смертью, более всего напоминающей чистые, детские кошмары навеянные иллюстрированным справочником судебно-медицинской экспертизы. Вопреки всему, что вам могут наговорить о Фульчи, это тонкий и умный фильм. Абсолютный бриллиант для тех кто любит "Инферно" Дарио Ардженто и тех, кто посвятил свою жизнь поиску Эверестов жанра Хоррор. Лучше вам уже не найти....

  • Дом на краю кладбища
  • Quella villa accanto al cimitero (1981)
  • Режиссер Lucio Fulci
  • В ролях: Catriona MacColl, Paolo Malco, Ania Pieroni
  • Семья ученого, доктора Нормана Бойла (Паоло Малко/ Paolo Malco) переезжает из Нью-Йорка в маленький городок Новой Англии. Его целью было завершить работу своего друга, который почему-то убил свою любовницу и покончил жизнь самоубийством. Вместе с ученым в глушь, отдохнуть от города, едут его жена Люси (Катриона МакКолл/ Catriona MacColl) и маленький сын Боб (Giovanni Frezza). Сыночек со странностями - еще перед отъездом он "говорит" с девочкой на фотографии старинного дома (собственно, как оказалось, именно туда они и едут жить), которая отговаривает его от поездки. Вот только кроме мальчика никто никакой девочки на фотографии не видит.

    Но девочка существует. Странная малышка Мая (Silvia Collatina) обладает паро-нормальными способностями - она видит будущее и может говорить с Бобом на расстоянии. Понятно, что живет она именно в том городе, куда и приехала семья ученого. А сам дом является местным "плохим местом", который все называют "домом Фройстина", по имени доктора, который жил там в прошлом веке. И по началу фильма мы знаем, что некто любит в этом доме убивать. Риэлтер, у которой семья сняла дом, прислала им и няню для Боба (Ania Pieroni) по имени Энн (хотя зачем ребенку нужна няня, если мать не работает, я не очень понимаю).

    Это не был бы ужасняк Фульчи, если бы с самого не начались таинственные и страшные вещи. В первую же ночь Энн пытается открыть заколоченную дверь в подвал. Люси обнаруживает, что в их гостиной находится могила членов семей Фройстинов. Норман удивлен тем фактом, что его друг, чье дело он собирался заканчивать, забросил свои научные исследования и его папки пусты - вместо этого ученый муж всерьез интересовался историей рода Фройстинов. Боб продолжает общаться с ясновидещей Маей, которую больше никто не замечает. А в подвале сидит зомби, который время от времени вылазит, чтобы кого-нибудь со смаком прикончить, оставив за собой реки крови.

    Собственно, больше я о сюжете рассказывать не буду. Потому что этот кошмар стыдно сюжетом называть. Господи, кому в голову мог прийти этот бессвязный бред! Не верится, что сценарий написали Лючио Фульчи и его вечный партнер Дардано Сачетти - все выглядит настолько любительски и натянуто, что просто плакать хочется. Общая сюжетная линия вяжется с большим трудом, запинается о собственные ноги и валится уже в первые пол часа. Далее идет кошмарная агония здравого смысла. В какой-то момент я уже не мог сдержаться и безудержно хохотал. Представьте себе: после убийства, совершенного зомби, на кухне разлито масса крови (наверное пара литров), а кровавая полоса, оставленная утащенным трупом, ведет к запертой подвальной двери. Утром нянька Энн тщательно вымывает кровавый след, но в итоге только размазывает кровь по кругу - настолько ее много. Сосредоточенно так шурует, явно с недобрыми намерениями - по морде видно, что она что-то знает и умалчивает. Заходит хозяйка - Люси, смотрит на кровавый след и спрашивает: "Что ты делаешь?" - "Я приготовила кофе!" отвечает нянька. Люси спокойно наливает себе кофе и, перебросившись еще парой ничего не значащих фраз со служанкой, уходит. Мол, кровавые реки у дверей в подвал это настолько обыденная вещь, что и спрашивать о ней не стоит. И такая логика в фильме превалирует. Практически каждая вторая сцена является нонсенсом с точки зрения здравого смысла.

    Самое интересное, что Фульчи по ходу фильма разбрасывает массу намеков и завязок, которые оказываются пустышками. Так же нянька Энн не только мыла кровавые пятна, но и в первую же ночь отдирала доску, которой заколотили дверь в подвал. А когда ее застукали за этим занятием, то просто отложила свое орудие и не промолвив не слова ушла прочь. Ну, скажете вы, она тут точно замешана! И будете совершенно не правы - она понятия не имела о зомби, и тот ее преспокойно убил. В первое посещение Норманом библиотеки, ее хранитель был уверен, что Норман со своей дочерью уже приезжал навестить покойного ученого. И вкупе со странным появлением Энн и их с Норманом переглядываниями вкрадывалось естественное подозрение, что приезжал Норман не с дочерью, а со своей любовницей Энн. И это тоже ничем не кончилось - все намеки были в пустую. Это только парочка самых колющих глаза примеров.

    Однако самое обидное, что если отбросить откровенно идиотский сюжет, фильм сделан очень классно. И отдельные сцены смотрятся просто потрясающе. Сам дом около кладбища, это немного гротескное кладбище, классический маленький городок, библиотека - все это очень объемно и ощутимо. Создаваемая съемками, музыкой и окружением атмосфера по настоящему греет душу поклоннику хоррора. Специальные эффекты тоже на высоте, все несколько убийств поставлены очень зрелищно и интересно. Отдельные предметы во многом создают загадочную атмосферу фильма: пленка с записями ученого-самоубийцы, проигрываемая на допотопном кассетнике, надгробие в полу гостиной, лестница в паутине.

    Если это "создание" смотреть не как фильм, а только как набор не связанных между собой сцен, то это выглядит весьма прилично. Но вот общая канва сюжета не выдерживает никакой критики. Самое обидное, что старательная полировка сюжета, направление его в немного иное русло, позволила бы снять здоровский ужасняк про зомбяка, обитающего в подвале зловещего дома. У истории есть потенциал, а про потенциал съемочной группы я и не говорю - отснятые сцены просто классные. Я даже не знаю как оценивать этот фильм. С одной стороны это совершенно смехотворный отстой, который можно было бы принять за стеб, если бы не манера съемки, антураж фильма и тот серьезный подход, что мы видим. С другой стороны его ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с дешевыми ужасняками, чей сюжет потрясает аналогичным идиотизмом - те фильмы тупы от начала до конца и с визуальной точки зрения они настолько же ничтожны, как и со смысловой. Но этот фильм являет нам нечто совершенно противоположное - визуально он великолепен! Думаю все фанаты хоррора оценят множество сцен. Короче, я в полной растерянности, впечатления от фильма неимоверно двойственны. Но в общем я бы не советовал смотреть фильм большинству из вас. Только преданные фанаты Фульчи могут более-менее благосклонно воспринять этот "шедевр" кинематографа.

    Особое мнение Андрея Г. Исканова: Самый признанный критиками фильм Фульчи, самое лиричное его произведение в жанре ужаса, самая странная роль призрачной Ани Пьерони (Тьма, Инферно, Бархатные руки) и самый трагичный финал из всех фильмов Фульчи. Трагичный в прямом и лучшем смысле этого слова. Вкрадчивая атмосфера ужаса воссоздана здесь с куда большой любовью, чем живой мертвец доктор-садист Фройдстин. Это поэма одержимых домов Новой Англии с могилами прямо под полом прихожей, детей от природы чутких к сверхъестественному и замечающих бугимэна в каждой кладовке, и приходящих нянь превращённых в тайные, кровавые жертвы. Этот яркий предисточник "Других" и "Шестого чувства" также обладает удивительной музыкой Уолтера Риццати, которая была самым идиотским образом вырезана из американской версии фильма. В лучших традициях самого Фульчи, кровь здесь брызжет буквально фонтанами, а черви сыплются килограммами. Но, тем не менее, фильм совсем не об этом. Он об эмоциональном холоде в атмосфере невероятной прелести невидимого мира, доступного к пониманию только в детстве. Возможно, вы увидите в нём исключительно банальное желание испугать вас всеми возможными средствами. Что ж, очевидно вы никогда не были маленьким.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное