Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

-----------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

-----------------------------------------------

Выпуск #42

Джон Карпентер, Туман, В пасти безумия

Сегодня я представлю на ваш суд еще одну биографию знаменитого режиссера, который сделал огромный вклад в развитие нашего любимого жанра. В качестве полноценного довеска к биографии вы найдете и обзоры двух фильмов этого режиссера, принадлежащих различным периодам его творчества.

Джон Ховард Карпентер родился 16 января 1948 года в Карфагене (Картадже) в штате Йью-Йорк. Так как его отец получил место декана музыкального факультета Западного Кентукского Университета, вся семья переехала в Боулинг Грин, Кентуки. Сам Джон также поступил в этот Кентукский Университет, после которого он учился в "киношколе" в Лос-Анджелесе, которая является одним из многочисленных подразделений Южнокалифорнийского университета. В 1962 он начал снимать короткие фильмы. В 1970 он снял короткий вестерн "Воскрешение Бронко Билли", где был режиссером, композитором и монтажером фильма (к жанру вестерна он вернется лишь дважды - оба раза в начале 90-х, написав сценарий для телевизионных вещей). За него же он получил награду Академии Кино (т.е. Оскара) в категории "Малые вещи". Получить такую награду будучи студентом, это хорошее начало карьеры, не так ли?

Так же, пока учился, он начал работу над фантастической комедией "Темная звезда" (Dark Star), которая из короткометражки выросла в полноценный фильм и вышла в кинотеатрах в 1974 году (всего на его производство было затрачено 60 тысяч долларов). В середине 70-х он основывает группу "The Coupe de Villes", в которой кроме него играют режиссеры Tommy Lee Wallace и Nick Castle. Его следующим (1976) фильмом стал "Нападение на 13-ый участок", боевик, про который многие говорят, что уже в нем проявился талант Карпентера (я его не видел, поэтому утверждать этого не могу). А еще через два года он совершил прорыв не только в личной карьере, но во всем жанре ужасов - сняв "Хэллоуин" он не только создал самые успешный независимый фильм своего времени, но обессмертил свое имя и положил основы мощному течению в фильмах ужасов - "слэшеру" (по нашему потрошилкам). Дело Майкла Маерса живет и по ныне! О нем я еще обязательно буду писать, так что на этом и ограничимся. В 1979 году Карпентер женился на актрисе Эдриэнне Барбё. Следующим его фильмом стал "Туман", о котором вы можете прочитать ниже. В обоих своих первых фильмах ужасов он является не только режиссером, но сценаристом и композитором.

Следующий фильм - "Побег из Нью-Йорка" (1981), наверное, знаком многим. Это фантастический боевик про то, как грабитель Змея Плисскен освобождает президента США из ставшего тюрьмой Нью-Йорка. На съемках этого (уже с солидным бюджетом) фильма Карпентер знакомится с Куртом Расселом, который не только еще будет сниматься в фильмах Карпентера, но и станет его личным другом. Этот фильм доказал, что Карпентер является коммерчески успешным режиссером, которому можно доверить и более солидный бюджет (6 миллионов "Побега" принесли в одних Штатах более 25 миллионов). Далее последовали фильмы ужасов "Это" (The Thing, 1982) и "Кристина" (Christine, 1983 по роману Кинга), о которых я также как-нибудь расскажу. "Это" (The Thing) считается одним из лучших фильмов Карпентера, а "Кристина" стала очень хорошей экранизацией кинговского романа (мне фильм понравился даже больше чем книга).

В 1984 Карпентер снимает романтическую историю "Звездный человек" (Starman) о том, как инопланетянин, приняв облик мужа молодой вдовы, просит перевезти ее из одного штата в другой. Конечно силы зла, в лице правительства США, пытаются этому помешать. Начиная с "Этого" Карпентер перестает писать сценарии для своих фильмов. Также в "Этом" и в "Звездном человеке" не он создает музыку для фильма", а в "Кристине" он впервые он появляется на экране. Крупные кинокомпании предъявляют крупные требования и не дают делать то, что взбредет в голову. В том же 1984 он разводится со своей первой женой - Эдриэнной Барбё.

Его новый фильм "Большие разборки в Маленьком Китае" (Big Trouble in Little China, 1986) становится одним из наиболее успешных фильмов режиссера. В этом фантастическом боевике вновь снялся Курт Рассел (который явно стал главным исполнителем подобных ролей в фильмах Карпентера). Но кроме успеха этот фильм (для которого Карпентер также создавал и музыку) принес и перемены - раздраженный постоянным давлением со стороны крупных киностудий и их постоянным вмешательством в творческий процесс, режиссер рвет с ними и уходит на вольные хлеба, вновь принимаясь за фильмы с более скромным бюджетом. Еще в 1981 году он открывает и новую для себя профессию - продюсера. Он продюсирует продолжение своего шедевра "Хэллоуин 2", а в 1982 и третью часть "Хэллоуина". В 1984 продюсирует приключенческий фильм "Эксперимент Филадельфия". В 1986 году он вновь берется за продюсерство - фильм "Восход черной луны", для которого он также написал сценарий.

Его первым фильмом второго периода "независимости" стал "Принц Тьмы" (Prince of Darkness, 1987), даже по названию ясно, что это фильм ужасов. Далее следуют "Они живут!" (They Live!, 1988) и "Воспоминания невидимки" (Memoirs of an Invisible Man, 1991) - фантастика со слабым налетом ужасов. В первых двух он исполнял свою классическую тройную роль - режиссер, сценарист, композитор. В "Невидимке" он ограничился только ролью режиссера. Все три фильма далеки от шедевра - видимо мастеру не просто дался переход с крупных бюджетов на малые, ни один из этих трех фильмов не стал хитом. Заслуженно. После 1991 наступил кризис творчества - Карпентер несколько лет не выпускает ни одного фильма. Он уходит на телевидение, где в 1993 году создает телесериал "Трупы" ("Body Bags"). Еще в 1990 он женился на Сэнди Кинг, которая и по ныне является его супругой.

Зато в 1995 году он поражает дублем - это "Деревня проклятых" и "В пасти безумия". В обоих он был режиссером и композитором. В перовом из этих фильмов уже чувствуется возрождающаяся мощь его таланта, а в "В пасти безумия" он достигает своего апогея. Но публика этого не оценила, оба фильма провалились в прокате. И это его сломило. Карпентер вернулся во власть Больших Студий с опущенной головой.

В 1996 году он снимает свой первый (и пока единственный) сиквел - "Побег из Лос-Анджелеса" (Escape from L.A.), в котором вновь появляется Курт Рассел в роли Змеи Плисскена. Фильм неплохой, но в нем чувствуется усталость режиссера, и ему не хватает какой-то легкости первой части. Через два года он снимает "Вампиров", в которых остается очень мало от ужасов, это скорее фантастический боевик. И главное - в нем не чувствуется руки мастера, этот фильм мог снять практически любой из солидных Голливудских режиссеров. Он сделан без отступлений от канонов киноиндустрии. Поэтому я смею утверждать, что Карпентер умер - от него осталась лишь тень. И я не ожидаю ничего хорошего от выходящего в этом году нового фильма Карпентера - "Призраков Марса".

Карпентер снял следующие фильмы ужасов:
"Хэллоуин" (Halloween) (1978)
"Туман" (The Fog) (1980)
"Это" (The Thing) (1982)
"Кристина" (Christine) (1983)
"Принц тьмы" (Prince of Darkness) (1987)
"Деревня проклятых" (Village of the Damned) (1995)
"В пасти безумия" (In the Mouth of Madness) (1995)
"Вампиры" (Vampires) (1998)
"Призраки Марса" (Ghosts of Mars) (2001)

  • Туман
  • The Fog (1980)
  • Режиссер John Carpenter
  • В ролях: Adrienne Barbeau, Jamie Lee Curtis, John Houseman
  • Это второй фильм ужасов Карпентера, последовавший за главным успехом в его жизни - Хэллоуине. И тут мы видим практически того же режиссера, что снял и бессмертную классику - его стиль и приемы еще не выхолощены Голливудом и имеют свою особенность.

    Фильм начинается со "страшного рассказа у костра", автором которого является старый моряк, развлекающий детишек. Это обрамление собственно самого фильма. Действие рассказа разворачивается в маленьком прибрежном городке Антонио Бэй (т.е. залив Антоия). Его жители безмятежно поживают и единственным событием, нарушающим размеренное существование маленькой практически деревенской общины является празднование ста лет со дня основания этого поселения.

    На кануне местные моряки вышли в море и решили заночевать на судне. Их ленивое потягивание пивка было прервано туманом, который во преки предсказаний синоптиков (что, разве им вообще кто-нибудь верит?) появился из ниоткуда и начал постепенно приближаться к городу и судну. Но кроме того, что туман необычайно плотный, он имеет и еще одну особенность - в нем укрываются некие мрачные черные существа, которые все общение сводят к вырезанию всех встречных. И первыми их жертвами как раз и стали моряки. На утро туман рассеялся и полиция обнаружила пустое суденышко.

    Далее сюжет начинает развиваться вокруг нескольких действующих лиц - это единственная ведущая и одновременно владелица местной радиостанции Стиви Уэйн, которую играет супруга Карпентера Эдриэнна Барбё (Adrienne Barbeau) и ее малолетнего сыночка Энди (Тай Митчелл/Ty Mitchell), проезжающей мимо девицы Элизабет Солли (ее играет "королева крика" Джейми Ли Кертис/Jamie Lee Curtis, чья карьера стремительно пошла вверх после предыдущего фильма Карпентера "Хэллоуин") связавшейся с подбросившим ее мужиком по фамилии Мэчен (Джон Хаусман/ John Houseman), а также городских празднетств, которые организует Кэти Уильямс (ее играет Джанет Лэй/Janet Leigh, в жизни мать Джейми Ли Кертис, прославившаяся в фильме Хичкока "Психоз"). Немного в стороне от происходящего находится священник Мэлори (Хэл Холбрук/ Hal Holbrook), который явно что-то знает, скорее всего какую-то зловещую тайну, связанную с появлением смертоносного тумана (так оно и оказывается).

    С приближением вечера туман появляется вновь, и начинается беготня, так как главные герои на своем опыте смогли прочувствовать гнев потусторонних посетителей. Туман надвигается на город, большая часть которого готовится к открытию памятника отцам-основателям. Вот собственно и все. Дальнейшее развитие сюжета рассказывать просто не интересно.

    Стоит ли смотреть этот фильм. Безусловно стоит. Не смотря на оплошности и относительную слабость, "Туман" все таки неплохой фильм, который заслуживает по крайней мере одного просмотра. Карпентер довольно успешно воскрешает присущую его стилю клаустрофобию. А больше всего в фильме мне понравился постепенно надвигающийся на залив туман, поглощающий все больше и больше. Именно он и придает фильму всю прелесть. Смутное беспокойство героев перерастает в четкое понимание, что им грозит смертельная опасность, бежать некуда, так как дорога из города уже в тумане, а как бороться с тем "нечто" в тумане не ясно.

    В отзывах часто говорится об актерской игре - одних очень ругают, других хвалят, причем каждый из главных актеров как поруган, так и похвален. Я сам как-то не обратил особого внимания на актеров - они для меня были лишь статистами, а главным исполнителем конечно сам туман. Но мне показалось, что актеры были на своем месте, по крайней мере я не увидел каких-то диких несоответствий или дешевого переигрывания (хотя я никак не могу назвать себя великим ценителем и знатоком актерского искусства, так что это мнение любителя). Кстати, сам Карпентер, следуя традиции, заложенной Хичкоком, сам появляется в фильме - он играет Беннета, прислужника церкви.

    Этот фильм определенно не шедевр, слишком уж много в нем ляпов и прочих мелких ошибок, но при этом он не опускается до уровня жалких поделок, он сохраняет гордую принадлежность жанру ужасов (ну, завернул, черт, ведь обещал себе на пьяную голову обзоров не писать!). Самое главное, что на протяжении почти всего фильма сохраняется милая нам атмосфера напряжения, страха и неизвестности, создавать которую так искусно умеет Карпентер. И пусть конец фильма довольно сильно портит общее впечатление, пытаясь логично объяснить происшедшее, но мы то почти весь фильм находимся в блаженном неведении и просто наслаждаемся медленно надвигающимся смертельным туманом. На мой взгляд ламерский конец - это единственный минус фильма, если бы не он, то "Туман" вполне мог бы претендовать на скромне, но все же место на ужасняцком Олимпе. Ладно, выдам тайну - то, что нам казалось случайными убийствами всех попавшихся на пути - это на самом деле всего лишь воплощение плана мести (правда непонятно, почему в туман попадали только те, кого и хотели убить, и зачем тогда гнались за непричастными к древнему злу людьми, если и их убивать-то не собирались?).

    Сценарий к фильму в соавторстве написали сам Джон Карпентер и Дебра Хилл. Ну и конечно музыка - ее также создал Карпентер, и возможно во многом благодаря ей и создалось то самое хрупкое ощущение страха и беспокойства, зловещесть тумана. Не знаю какой у фильма был бюджет, но в США он собрал почти 21,5 миллионов долларов, так что можно без сомнения утверждать, что он окупился (это явно малобюджетка).

    Так что посмотрите "Туман", не пожалеете. Но из-за того, что создаваемое им впечатление все же довольно хрупкое, то лучше всего посмотреть его поздно ночью, когда никто не сможет вам помешать и испортить удовольствие.

  • В пасти безумия
  • In the Mouth of Madness (1995)
  • Режиссер John Carpenter
  • В ролях: Sam Neill, Julie Carmen, Jurgen Prochnow
  • Этот фильм - это не просто кульминация творчества Карпентера, но одновременно и его падение, последний настоящий фильм ужасов, который он создал. До того, как самому посмотреть этот фильм, я о нем уже слышал положительные отзывы, пусть не много, но из источников, чьим вкусам я доверяю. Так что когда я увидел в прокате кассету, то без колебаний взял ее. Честно говоря я немного боялся - когда слышишь хорошие отзывы о чем-либо и настраиваешься на нечто особенное, то бываешь разочарован. Я опасался, что это произойдет и на этот раз. Но фильм меня более чем порадовал - он просто привел меня в восторг.

    Но для начала немного о сюжете. Заставка фильма показывает нам печатные станки - в итоге их работы появляется новый роман Саттера Кейна "В пасти безумия". По обложке видно, что это роман ужасов. Затем начинается собственно фильм. В психиатрическую лечебницу приволакивают буйно помешанного, который довольно активно сопротивляется, и бросают его в комнату с мягкими стенами. Вскоре к нему приходит более высокопоставленный врач, который хочет выслушать его историю. Оказывается буйно помешанный - это Джон Трент (его играет Сэм Нил/Sam Neill), преуспевающий и при этом независимый страховой агент. Ему нравится выводить на чистую воду преступников, которые пытаются нечестным путем получить страховку. и он - один из лучших. Большая (и основная) часть фильма - это его рассказ о том, что довело его до такого состояния.

    Для начала нам показывают Трента в действие - он выводит на чистую воду мужика, пытавшего заполучить страховку за якобы сгоревший товар. Наниматель Трента поручает ему новое дело, довольно необычное - найти популярного писателя Саттера Кейна, чьи романы ужасов побили своими тиражами Стивена Кинга (это практически цитата из фильма). Дело в том, что реклама его нового романа - "В пасти безумия" - уже раскручена до предела, проданы лицензии для перевода на 18 языков, и даже права на фильм. А сам Кейн пропал. И поэтому издательству нужно либо срочно получить писателя, а вернее его новый роман, либо уже на крайний случай страховку, чтобы этот конфуз не был для них так накладен. Однако милому разговору Трента и его работодателя в кафе помешал психопат с топором, который, перед тем как разрубить голову Тренту спрашивает "Ты читаешь Саттера Кейна?". Естественно, что в последний момент некий коп делает в маньяке несколько дырок и спасает Трента, однако и на агента, и на зрителя, происшедшее производит впечатление.

    Итак, Трент, не смотря на такой, довольно странный знак свыше, все же берется за это дело и направляется в издательство. Там он встречается с постоянным редактором Кейна - Линдой Стайлз (ее играет Джули Кармен/Julie Carmen). Решив изучить Кейна поближе, Трент покупает несколько его романов. И при этом странные и мистические события начинают понемногу затягивать свою петлю вокруг страхового агента, проявляясь все чаще и отчетливее. Атмосфера ужаса нагнетается. Все плотнее облегает Трента и творчество Кейна, особенно последний его роман - "Ужас Хобс Энда". Интересным способом Трент приходит к выводу, что Кейн уехал в этот самый Хобс Энд, в котором происходит большая часть его романов. То, что такого города в центре Новой Англии нет не имеет особого значения, ведь там полно заброшенных городков, которые перестали отмечать на картах. Издатель посылает Трента и Стайлз в этот город, чтобы окончательно все прояснить.

    Сама поездка в назначенный пункт - это уже что-то. Но в итоге Трент и Стайлз все же попадают в этот самый Хобс Энд (правда Трент не знает, насколько странной была сама поездка, так как он всю ночь проспал, а вот зрители и Стайлз уже понимают, что тут явно что-то не так). И городок Хобс Энд оказывается точно таким, как его описывал в своих романах Саттер Кейн, вплоть до прогнутых половиц и византийской (в фильме имелась ввиду православная) церкви. И все это имеет тот же самый кошмарный оттенок, что и в произведениях Кейна. А может эти произведения и есть реальность? В последствии, после многих злоключений, раз за разом становящихся все более зловещими и кошмарными, Трент и Стайлз найдут-таки Кейна (которого играет Юрген Прохнов/ Jurgen Prochnow), но эта встреча не принесет им много радости. Больше я не буду распространяться про развитие сюжета и разные нюансы - я и так сказал достаточно, а все это просто нужно видеть.

    Сценарий для фильма написал Майкл ДеЛука (Michael De Luca), и на мой взгляд, он поработал просто на славу. Фильмов, где грань между реальностью и ее противоположностью (попросту бредом) не мало, также как и фильмов, в которых не все является тем, чем кажется. Но в этом случае все сделано просто здоровски. А в сочетании с блестящей режиссурой Карпентера, потрясающей сопроваждающей музыкой и классной актерской игрой, это дает в итоге просто великолепный фильм, от которого совершенно невозможно оторваться. Наверное нужно еще раз сказать о музыке - именно она во многом создает всю атмосферу напряжения и настоящего лавкрафтовского страха. Не знаю, основывается ли фильм на каком-нибудь конкретном произведении Лавкрафта, но идея тварей, от одного вида которых сходят с ума - однозначно принадлежит этому гениальному шизанутому американцу.

    Все элементы фильма прекрасно скомпанированы и создают именно те ощущения, на которые и рассчитаны. Это по-настоящему атмосферный, мрачный и страшный фильм. Все очень гармонично и затягивающе. Единственный минус, который есть в этом фильме - это все же решение показать этих самых тварей. И не смотря на то, что сделаны они очень грамотно, правдоподобно, отвратительно и страшно, но все же их появление очень сильно сбивает накал страха, разряжает атмосферу, что лишний раз доказывает, что человеческое воображение гораздо успешнее само себя пугает, если ограничиваться только намеками. Если бы не эти твари, то фильм был бы просо идеален. Его просмотр лишний доказал мне, что Карпентер - гений. Ему даже удалась концовка фильма, которая часто бывает самым слабым звеном.

    Однако что гораздо печальнее - это судьба фильма. Его бюджет составил 14 миллионов долларов, и на мой взгляд, Карпентер каждый из них потратил с толком. Вот только зрители не оценили его усилий - в прокате фильм провалился, собрав в США только чуть меньше 9 миллионов долларов. В мировом прокате он наверное все же окупился, но такой провал дома стал, как мне кажется, знаковым событием - он положил коней качественным дорогим фильмам ужасов. После такого провала ни одна крупная компания уже не рискнула потратить крупную сумму на фильм такого рода. К моему удивлению, даже на большинстве западных сайтах о фильмах ужасов отзывы об этом фильме не наилучшие. Только на нескольких из них смогли оценить всю его прелесть. Это в который раз демонстрирует, что вкус американцев желает оставлять лучшего.

    Диалог с подписчиками:

    Я думаю, что нет смысла говорить о том, что большинство проголосовало за продолжение выпуска биографий в том же виде, что и раньше. Правда это большинство довольно хилое - восемь человек, еще трое высказали другую точку зрения: один за увеличение объема, один за уменьшение, и один человек предложил включать биографию режиссера в обзор его фильма. Ну, как бы то ни было, я пока что продолжу писать их по старому. Однако это не значит, что теперь в каждом выпуске вам придется читать одну из таких биографий. Их задумано довольно мало и они будут появляться не подряд, а по прошествии некотрого времени.

    Также мне предложили (уже пару недель назад) делать анонс следующего выпуска рассылки, чтобы вы могли прислать свое мнение об этих фильмах заранее, не читая того, что напишу я. Собственно, я хотел сделать это еще в прошлом выпуске, но как-то вылетело из головы. Анонс: следующим выйдет сецвыпуск, посвященный вашим отзывам на сериал "Кошмары на улице Вязов", так что если у вас вдруг появится желание, то вы еще можете прислать свое мнение по этому поводу Вовану Савчуку. Следующий же мой выпуск будет посвящен двум фильмам - "Факультет" и "Беспокойное поведение". Так что можете послать свое мнение о них мне. Только шлите именно мнение - не надо пересказывать сюжет фильма, ваши письма (ежели таковые вообще придут) будут идти сразу после самого обзора, а я не думаю что вам самим будет интересно читать одно и то же много раз. Пишите.

    Kocha прислал мне важный вопрос: "Хотелось бы поинтересоваться у Вас, почему Вы не уделяете достаточного внимания музыке из соответствующих фильмов и компьютерных игр? А ведь музыка из horror-фильмов очень выразительна! Предложите, может кого-нибудь это заинтересует?" Перекликающийся с этим вопрос был и в гостевой книге. Что я могу на это сказать? Да, тема эта крайне интересная, и при этом я ей не уделяю достаточно внимания. Я признаю важность музыки в тех же фильмах (думаю вы не раз обратили внимание, что в своих обзорах я не обхожу ее стороной), но есть пара причин, котороые мешают мне уделять этой теме больше внимания. А именно - во-первых у меня не хватит на это время, да и особого желания пока не наблюдается, а во-вторых (что еще более важно), даже если такое желание появится, то я вряд ли что-то смогу сделать - у меня для этого не достаточно познаний. Так что вопрос такой - кочет ли кто-нибудь заняться разделом "музыка и ужасы"? Если да, то прекрасно. Нет, тоже не беда :)

    И в конце об обновлениях на сайте "Комната Смерти":
    В обзор "Пурпурных (Багровых) рек" добавлено особое мнение Кевина Стинга. Но это только начало обновлений в разделе Фильмы. В него выложены все обзоры Вована Савчука, сделанные в мое отсутствие, а именно: все семь частей "Кошмаров на улице Вязов", все пять частей "Лепрекона", две части "Кладбища домашних животных", "Живая мертвечина", "Летняя расчленёнка", а также мой последний обзор - "Смерть-любовь (Кладбищенский человек)", все, естественно, с картинками. В раздел "Мнения" выложены "10 лучших сцен убийства в истории кинематографа" Андрея Исканова. В раздел "Тексты" добавлена биография итальянского режиссера Микеле Соави. Также я наконец начал реагировать в он-лайне на то, что пишут в гостевой книге (раньше я отвечал лично по мылу).

    Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Жду писем по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу
    Рейтингуется SpyLog

    В избранное