После довольно скромных успехов фильмаЖозе Падильи, MGM было впору поставить крест на «Робокопе» — сделать в 2014 году фильм в стиле классики Пауля Верхувена казалось верным способом спустить 100 миллионов в унитаз, а так худо-бедно 242 миллиона по миру наскребли, сработали без убытка и ладно. Но тут появился человек, который показал, что сатирический экшн — это не только куча денег в кассе, но и громадный кредит доверия со стороны фанатов. По сути, Тим Миллер с «Дэдпулом» открыл голливудским бонзам глаза на то рейтинг R способен вдохнуть новую жизнь не только в комедии, но и в среднебюджетный экшн, особенно, если приправлен черным юмором.
Постановкой «Возвращения Робокопа» вызвался заняться Нил Бломкамп, который на экзоскелетах и роботах-андроидах собаку съел и рвался перезапустить «Чужого», но получил по рукам. Теперь у него появился шанс вновь оживить Алекса Мерфи под присмотром авторов оригинального фильма Эдварда Ньюмейера и Майкла Майнера. Для Бломкэмпа исследование жадности корпораций и жизни бедных районов — это главная тема его «Элизиума» и «Робота по имени Чаппи», а способность делать кино недорого — немаловажное качество для студии.
В основу картины ляжет сценарий сиквела оригинального фильма Поля Верхувена, написанный в 1988 году, но так и не экранизированный. Переработкой текста займется Джастин Роудс, который уже набил руку на реанимации легендарных роботов, поработав в Тимом Миллером над шестой частью «Терминатора».
После довольно скромных успехов фильмаЖозе Падильи, MGM было впору поставить крест на «Робокопе» — сделать в 2014 году фильм в стиле классики Пауля Верхувена казалось верным способом спустить 100 миллионов в унитаз, а так худо-бедно 242 миллиона по миру наскребли, сработали без убытка и ладно. Но тут появился человек, который показал, что сатирический экшн — это не только куча денег в кассе, но и громадный кредит доверия со стороны фанатов. По сути, Тим Миллер с «Дэдпулом» открыл голливудским бонзам глаза, что рейтинг R способен вдохнуть новую жизнь не только в комедии, но и в среднебюджетный экшн, особенно, если приправлен черным юмором.
Постановкой «Возвращения Робокопа» вызвался заняться Нил Бломкамп, который на экзоскелетах и роботах-андроидах собаку съел и рвался перезапустить «Чужого», но получил по рукам. Теперь у него появился шанс вновь оживить Алекса Мерфи под присмотром авторов оригинального фильма Эдварда Ньюмейера и Майкла Майнера. Для Бломкэмпа исследование жадности корпораций и жизни бедных районов — это главная тема его «Элизиума» и «Робота по имени Чаппи», а способность делать кино недорого — немаловажное качество для студии.
В основу картины ляжет сценарий сиквела оригинального фильма Поля Верхувена, написанный в 1988 году, но так и не экранизированный. Переработкой текста займется Джастин Роудс, который уже набил руку на реанимации легендарных роботов, поработав в Тимом Миллером над шестой частью «Терминатора».
И вот еще одному народному фильму, без которого как мне кажется практически невозможно представить себе кинематограф, исполнилось 30 лет. Речь идет о «Крепком орешке». Том самом «Крепком орешке», который неожиданно сделал Брюса Уиллиса экшн-звездой, представил всему миру Алана Рикмана и ввел в оборот культовое «Yippee ki-yay, motherfucker!». По случаю юбилея фильма я решил рассказать про восемь интересных фактов из истории его создания.
«Крепкий орешек» не задумывался как сиквел «Коммандос»
На просторах сети очень часто можно встретить упоминание о том, что изначально «Крепкий орешек» разрабатывался как сиквел «Коммандос» — и лишь после того, как Шварц отказался от роли, проект переделали в самостоятельный фильм. Признаться, я сам верил в эту историю и несколько раз упоминал о ней как о бесспорном факте.
Но нет, на самом деле это не более чем городская легенда. Один из сценаристов «Крепкого орешка» Стивен де Соуза неоднократно опровергал ее. По его словам, он не знает, как возник этот миф. Я как-то делал обзор нереализованного сценария сиквела «Коммандос», одним из авторов которого был небезызвестный Фрэнк Дарабонт (ссылка). Единственное заметное сходство между ним и «Крепким орешком» — присутствие в сюжете здания с кучей плохих парней, через которое нужно было пройти главному герою.
Судя по интервью Де Соузы, более ранний драфт сценария заметно отличался от версии времен Дарабонта. В нем крупная корпорация нанимала полковника Мэтрикса, чтобы он улучшил систему безопасности их штаб-квартиры. Тот укреплял здание и нанимал для охраны команду свирепых наемников.
Конечно же, затем выяснялось что все, что рассказывали герою ложь и на самом деле корпорация занималась незаконной торговлей оружием. Злодеи брали дочку Мэтрикса и переквалифицировавшуюся из стюардессы в юристы Синди в заложники, после чего герою предстояло пройти через спроектированные им же защитные системы и разобраться с собственноручно нанятой командой. По словам де Соуза, из всех вышедших в последующие годы фильмов, с сюжетной точки зрения «План Побега» больше всего напоминает несостоявшийся сиквел «Коммандос».
«Крепкий орешек» — это экранизация
Итак, «Крепкий орешек» никогда не был сиквелом «Коммандос». На самом деле, это экранизация опубликованного в 1979 году романа Родерика Торпа «Ничто не вечно» (Nothing Lasts Forever). Он в свою очередь является продолжением вышедшего в 1966 году романа «Детектив».
Зачастую, голливудские экранизации берут из литературного первоисточника лишь общую идею и несколько имен. И, казалось бы, «Крепкий орешек» должен соответствовать этому правилу, особенно с учетом того, что это боевик. Ну в самом деле, насколько сложным может быть его сюжет? Тем более необычно, что на самом деле достаточно многие элементы из «Ничто не вечно» прямо перекочевали на большой экран, включая его самые знаменитые экшн-сцены, вроде сбрасывания стула со взрывчаткой в шахту лифта, ползания по вентиляции, прыжка с крыши небоскреба на пожарном шланге и использования клейкой ленты, чтобы закрепить пистолет на спине.
Основная разница между книгой и фильмом, на мой взгляд, заключается в их абсолютно противоположных настроениях. «Крепкий орешек» это в первую очередь развлекательное кино. Конечно, в нем есть серьезные сцены — но также хватает шуток, забавных эпизодов, и, что самое главное, для героя все заканчивается хорошо.
«Ничто не вечно» же… если вы вдруг заинтересовались этим произведением и хотите его прочитать, тогда лучше пропустите следующие абзацы.
Главный герой «Ничто не вечно» — уже весьма немолодой, вышедший в отставку детектив Джо Лиланд, который приезжает в Лос-Анджелес навестить выросшую дочку. Во время визита небоскреб захватывает группа из дюжины террористов-леваков во главе с немцем Тони Грубером. Их цель — раскрыть нелегальные операции компании «Клаксон», на которую работает дочь Лиланда (фирма сотрудничала с режимом Пиночета). Лиланд вступал в противоборство с террористами и убивал их одного за другим. Когда в финале он сходился с Грубером, то высаживал в него обойму из своего браунинга. Но тот успевал схватить дочь героя и утягивал ее за собой в разбитое окно небоскреба…
Как я уже сказал, при общей сюжетной схожести и тех же персонажах, по духу «Ничто не вечно» это полная противоположность «Крепкому орешку». И дело не только в отсутствии шуток и концовке, а в общей направленности книги. Она пронизана темами вины, душевного неспокойства, безысходности и в целом куда злее фильма. Например, в конце, когда последний террорист Карл пытался застрелить Лиланда в холле небоскреба, сержант Эл Пауэлл попросту толкал под его пули замначальника полиции Дуйэна Робинсона, жертвуя шефом, чтобы спасти Лиланда. Впоследствии он цинично добавлял, что Робинсон умер как герой.
Сам Лиланд после смерти дочери решал отомстить компании «Клаксон» и разбрасывал с верхнего этажа небоскреба деньги, полученные ей от незаконных операций. При этом, чтобы не оставлять свидетелей, он хладнокровно казнил сдавшуюся молодую девушку из группы Грубера. К финалу от героя, по сути, оставалась лишь выгоревшая оболочка. Он потерял все, что ему было дорого. А самое страшное заключалось в том, что если бы Лиланд не решил погеройствовать, то вполне вероятно, что никто бы вообще и не погиб. Также отмечу, что в конце романа не совсем понятно, сумеет ли Лиланд отправиться от своих ран.
Фрэнк Синатра был первым Джоном Макклейном
Голливуд взял историю Торпа и изменил ее упадническую тональность на жизнеутверждающую. Первый сценарий экранизации «Ничто не вечно» написал Джеб Стюарт, последующие правки вносил уже упомянутый Стивен де Соуза. С каждым переписыванием, тональность текста постепенно приближалась к итоговому фильму — в него добавлялись новые экшн-сцены и фирменный юмор.
Но наиболее сложной частью проекта оказался не сценарий, а поиски исполнителя главной роли. Разумеется, продюсеры ориентировались на относительно молодого и популярного актера. Поэтому возраст протагониста существенно снизили. Его имя также изменили — с Джо Лиланда на Джона Макклейна. У меня, кстати, всегда было подозрение, что за новое ФИО персонажа стоит в первую очередь поблагодарить режиссера фильма Джона Мактирнана (это как если бы главного героя «Титаника» звали Джеймсом Дамероном).
Джон Мактирнан
В любом случае, еще на стадии разработки проекта студия столкнулась с потенциальной проблемой. Как я уже говорил, «Ничто не вечно» — это продолжение романа «Детектив». Но дело в том, что он был экранизирован еще в 1968 году. Главную роль в картине исполнил Фрэнк Синатра. Его контракт предусматривал, что в случае съемки какого-либо продолжения (а с юридической точки зрения «Крепкий орешек» можно было назвать сиквелом «Детектива»), студия была обязана предложить ему роль.
Разумеется, продюсеры 20th Century Fox сильно сомневались в том, что Синатра, которому уже было за 70, захочет воспользоваться своим правом. Но они все равно вздохнули с огромным облегчением, когда он отказался от формального предложения. В любом случае, все с той же формальной точки зрения можно сказать, что именно Синатра являлся первым исполнителем роли Джона Макклейна.
От Арнольда Шварценеггера к Брюсу Уиллису
Хоть «Крепкий орешек» ни на одной из своих производственных стадий и не был сиквелом «Коммандос», Арнольд Шварценеггер действительно считался одним из основных претендентов на роль Макклейна. И это, в общем-то, неудивительно — ведь он только что ударно поработал с Мактирнаном над «Хищником». Но Арни не заинтересовался проектом. Как и Сильвестр Сталлоне. И Берт Рейнольдс. И Харрисон Форд. И Ричард Гир. И еще целая куча актеров той эпохи.
В какой-то момент на студии даже начали царить близкие к паническим настроения. «Крепкий орешек» должен был стать одним из главных летних хитов 1988 года. Но что же это такой за блокбастер, в котором никто не хочет сниматься?
После того как продюсеры перебрали всех более-менее известных экшн-звезд, они начали рассматривать и более нестандартные варианты. В конце концов, предложение сняться в фильм получил Брюс Уиллис. Конечно, будет большим преувеличением сказать, что Уиллис образца 1987 года не был никому известен. К тому моменту по телевидение шел уже третий сезон весьма популярного сериала «Детективное агентство «Лунный свет», принесший актеру первый и пока единственный в карьере Золотой глобус. Также в активе Уиллиса имелось и несколько фильмов. Его лицо было знакомо зрителю. Другое дело, что у Уиллиса уже сложилось устойчивое комедийное амплуа, и никто не мог с уверенностью гарантировать, что его также примут и как героя боевиков.
Кстати, вот вам забавный факт. Самое первое появление Уиллиса на большом экране (буквально на пару секунд) состоялось в картине «Первый смертный грех». Он сыграл безымянного статиста, заходящего в бар, из которого выходит… Фрэнк Синатра.
Тем не менее, продюсеры решили, что смогут превратить Уиллиса в экшн-звезду. За роль в «Крепком орешке» актер получил 5-миллионый гонорар, что для того времени было весьма и весьма приличной суммой. Для сравнения — тот же Шварценеггер получил 3 миллиона долларов за «Хищника». Но студия все же пошла на этот шаг — с одной стороны, чтобы гарантировать максимальную отдачу от Уиллиса, с другой, чтобы продемонстрировать уверенность в его способности вытянуть на своих плечах подобный проект.
Но что характерно, по началу продюсеры все равно перестраховывались и не слишком сильно светили лицо Уиллиса на постерах и промоматериалах, продвигая в первую очередь экшн фильма, а не его главного героя. Но после того, как тест-просмотры ленты прошли на ура, студия поняла, что ее план сработал и после премьеры на голливудском небосклоне взойдет новая звезда. Так что было принято решение полностью перекроить рекламную компанию. В результате «Крепкий орешек» продвигался как кино имени Брюса Уиллиса...