Под благовидным предлогом борьбы с пиратством в Интернете, ведомство Владимира Мединского решило заработать на всех фильмах, которые только можно посмотреть на территории России, а заодно и перекрыть возможность неугодному кино найти своего зрителя в Интернете.
Отныне любой фильм, который демонстрируется на территории Российской федерации не только в кинотеатрах, но и любыми техническими способами: путем просмотра в онлайн-кинотеатрах (потоковое видео и видео по запросу), на материальных носителях и, в расплывчатой формулировке министерства «другими способами», должен иметь прокатное удостоверение. Исключение сделано для телеканалов и сайтов телеканалов, для фильмов, созданных специально для показа по телевидению, а также для онлайн-магазинов, продающих фильмы.
Причем, прокатное удостоверение потребуется не только новым фильмам (для показа в онлайн-сервисах фильмов с существующим удостоверением нужно будет лишь обратиться в Минкульт для внесения изменений в реестр). Удостоверения потребуются и старым кинокартинам, которые составляют до 90% каталога онлайн-кинотеатров. Тут стоит напомнить, что пошлина за выдачу прокатного удостоверения составляет 3500 рублей, а значит правообладателям придется раскошелиться на крупные суммы, чтобы на фильмы, снятые за всю историю кинематографа, размещенные в каталогах онлайн-кинотеатров просто за компанию, получить заветные учетные номера и возрастной ценз. В Министерстве культуры на это уйдет немало человеко-часов — фильмы нужно отсмотреть, получить все документы от правообладателей (а сделать это обязаны в министерстве в течение десяти дней со дня регистрации заявления. К тому же непонятно, кто должен платить за фильмы, которые уже получили статус «public domain», поскольку прокатное удостоверение могут получать не только обладатели исключительного права на контент и существует понятие неисключительного права.
К тому же непонятно, как нововведение Минкульта согласуется с Гражданским кодексом, ведь прокатные удостоверения требуются для публичной демонстрации фильма, а, согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ, публичной является демонстрация произведения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Выходит, что демонстрация фильма в онлайн-кинотеатрах не подпадает под это определение, поскольку, как правило, единовременный просмотр осуществляется узким кругом лиц.
Так или иначе, скорее всего, в ближайшее время или количество фильмов, которые можно будет смотреть в легальных сервисах резко сократится, а Министерство Культуры не только получит на свои счета поток незапланированных денежных средств, но и дополнительные рычаги регулирования (читай «цензуры») кинопроизведений. Так, в 2014 году Министерством Культуры была введена административная ответственность за публичную демонстрацию фильмов, не имеющих прокатных удостоверений, на фестивалях и в киноклубах. Тогда же было введено правило, согласно которому фильм, который содержит нецензурную брань, может получить прокатное удостоверение только на прокат фильма на материальном носителе. Последний пункт, в частности, поставил крест на возможности выхода в прокат фильма «Комбинат Надежда»Натальи Мещаниновой, а фильмы Василия Сигарева«Страна ОЗ» и Валерии Гай Германики«Да и Да», пришлось переозвучивать и заменять значительную часть текстов стыдливыми запикиваниями. Хотя в стране цензура запрещена конституцией, список «незензурных» слов в Министерстве культуры имеется.
В начале 2015 года перечень причин, по которым фильм мог лишиться права публичного показа был расширен. Отказ в выдаче прокатного удостоверения мог последовать, если фильм «если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности; содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости; если в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье».
В числе прочего, Минкульт наделил себя правом регулировать даты выхода в прокат фильмов, взяв на себя функции регулятора рынка. Результатом этого стал перенос даты проката фильма «Салют-7. История одного подвига» на осень, который должен был выходить на экраны почти одновременно с лентой «Время первых», но никто их продюсеров не желал уступать. Под давлением Минкульта переносятся и даты выхода на экраны голливудских релизов.
По всей видимости, нынешний шаг по расширению списка фильмов, которым требуется прокатное удостоверение, не последний. В планах Министерства увеличение размера пошлины за выдачу прокатного удостоверения с 3500 до 5 000 000 рублей. В Минкульте открыли золотую жилу. Кино для государственного учреждения воистину стало важнейшим из искусств. Вот только долго ли в таких условиях кино проживет?
«Черный список» 2016 года оказался не слишком богат на истории, чьи логлайны вызывали бы у меня особое желание с ними ознакомиться. Одним из немногих исключений оказался A Decostruction of Reality за авторством некоего Мэттсона Томлина. Он повествует о голливудском авторе, которому выпала непростая задача — написать сценарий для шестой части борнианы.
Я люблю оригинальную трилогию про Джейсона Борна. На мной, взгляд она одна из самых «ровных». Поясню. Обычно в кинотрилогиях есть или одна часть, которая на голову выше остальных, или же наоборот, картина, которая считается эдаким слабым звеном. А вот в борниане все три фильма выдержаны на одном уровне и успешно работают и как единое целое и как три самодостаточных произведения.
Увы, но всего этого и близко нельзя сказать про четвертый (если считать кино про Реннера — пятый) фильм про агента с амнезией, ставший одним из главных разочарований прошлого года. Так что я решил почитать сценарий Томлина в основном ради Борна, исходя из того, что при любом раскладе он вряд ли окажется унылей последнего фильма о нем.
Итак, начинается скрипт со сцены, где Борн проникает в какой-то гонконгский небоскреб, навешивает всем люлей, а затем получает пулю в голову, после чего в центр действия внезапно помещается уборщица, ставшая свидетельницей кончины суперагента. Естественно, все это происходит не по-настоящему, а в голове у главного героя — сценариста Тома Милтона. У бедняги творческий блок. Продюсеры требуют от него вдохнуть во франшизу жизнь, да вот только Милтон совершенно не представляет, как это сделать. Потому он и прорабатывает всяческие безумные варианты развития сюжета, включая убийство Борна в самом начале. Да вот только это все равно не помогает.
В отчаянии, сценарист обращается к своему старому наставнику за советом. Тот помогает ему, и Милтон меняет подход. Теперь он продумывается каждую сцену вместе с персонажами своей работы. Милтон наконец сдвигается с точки, но теперь начинает сталкиваться с новыми вызовами. Например, один из статистов по имени «Приспешник злодея №2» начинает стыдить Милтона за то, что он вставил его в сценарий исключительно в качестве пушечного мяса для Борна, в то время как он живой человек с весьма непростой судьбой. Чтобы избавиться от мук совести, Милтону приходится включить его предысторию в рукопись.
И чем дальше разворачивается действие, тем все более тонкой становится грань между реальностью и вымыслом. В конце концов они окончательно смешиваются. Вот уже настоящий Борн в прямом смысле врывается в дом Милтона, чтобы спасти его. Ну а затем герой и вовсе узнает, что он сам является не более чем персонажем чьего-то сценария. Но это еще не самая плохая новость: сценарий откровенно так себе, и Милтону срочно нужно сделать что-то интересное, иначе фильм о нем не понравится зрителям…
Ломание четвертой стены и деконструкция реальности это конечно не самые массовые темы в киноматографе. Но и совершенно новым жанр не назовешь. По моему в последние годы фильмов, где затрагиваются подобные мотивы стало даже как-то побольше. Но все же, A Destruction of Reality мне скорее понравился. В нем есть пара забавных сцен, и хоть местами он больше напоминает какую-то лекцию по сценарному делу, в целом читалось все достаточно интересно.
Хотя один активно используемый автором элемент вызвал у меня сомнения — а именно, сцены, где герои, уже зная что они персонажи сценария, обсуждают все его слабости. На мой взгляд, уж слишком многие современные фильмы (чаще всего мне почему-то вспоминается блокбастеры Марвел) стали откровенно грешить приемом, когда кто-то озвучивает вслух нелепость всего происходящего, и это вроде как считается ее оправданием. Дескать, раз персонажи открыто расписываются в слабости и нелогичности сюжета, то и критиковать мы не будем, так как кино не воспринимает себя всерьез.
Ну а что касается Борна, ради которого я собственно и решил почитать этот сценарий, то стоит признать что он тут скорее ради привлечения внимания. Да, как фанату мне были интересны пассажи где авторы обсуждают мотивацию героя и о чем должна быть следующая часть. Честно, мне даже захотелось, чтобы Пол Гринграсс и Мэтт Дэймон прочитали их — а то, по-моему, они напрочь забыли об этом. Но стоит признать, что на месте Борна с таким же успехом можно было всунуть любого другого известного экшн-героя.
Хотя для работы это наверно плюс. Не думаю, что в подобный проект бы удалось затащить Мэтта Дэймона — непохоже, что ему по-прежнему был интересен Борн, а большими гонорарами тут явно не светит. А вот найти какого-то вышедшего в тираж героя боевиков, желающего отметиться в чем-то для него нетипичном, думаю намного реальнее. Так что я допускаю, что возможно эта работа когда-нибудь и доберется до экрана. Но скорее всего деконструкция реальности обойдется без Борна.
20 февраля 1997-го года на немецкие экраны вышел фильм Томаса Яна «Достучаться до небес». Картина стала продюсерским дебютом молодого актёра Тиля Швайгера и оказалась большим хитом в прокате. По итогам года трагикомедия об онкобольных, пускающихся во все тяжкие на пороге смерти, стала самой кассовой лентой Германии, которую посмотрело более 3,5 млн. немцев.
В других странах зрительский интерес не был столь высок, что не помешало ленте удостоиться престижных премий и собрать солидный букет наград на кинофестивалях. В СНГ «Достучаться до небес» в официальный прокат не выходил, но с появлением на видеокассетах фильм обрёл широчайшую популярность и практически культовый статус.
С годами любовь русскоязычного зрителя к картине не угасает: по сей день лента имеет стабильно высокие рейтинги и входит в топ двухсот пятидесяти лучших фильмов, составленный по результатам голосования посетителей сайта Кинопоиск. В нём фильм занимает 12-ую позицию, обойдя такие признанные шедевры мирового кино, как «Крёстный отец» Ф.Ф. Копполы, «Властелин Колец» П. Джексона и «Назад в будущее» Р. Земекиса.
Несмотря на то, что сценаристом «Достучаться до небес» является сам Тиль Швайгер (в соавторстве с режиссёром Томасом Яном), нельзя не отметить схожесть картины с фильмом «Ястребы». По сюжету этой британской ленты 1988-го года, двое друзей поневоле, узнав о неутешительном диагнозе, также решают бросить вызов смерти и отправляются в путешествие через Ла-Манш навстречу мечте, в роли которой здесь выступает не океан, а голландский бордель. Одну из главных ролей в фильме сыграл тогдашний Джеймс Бонд —Тимоти Далтон. Лента не получила широкой известности, но игра Далтона, по мнению критиков, является одной из ярчайших работ в его карьере.
Спустя 12 лет после выхода на экраны фильма «Достучаться до небес», в Японии был снят ремейк, получивший название «Небесные врата» и почти полностью повторяющий сюжет немецкой ленты. Годом ранее состоялась премьера картины «Пока не сыграл в ящик», которую можно назвать вольной интерпретацией британских «Ястребов» и немецкого «Достучаться до небес». Главные роли в фильме исполнили Морган Фриман и Джек Николсон.
ПС: тут хотел бы вернуться к рейтингам и поинтересоваться, как вы объясняете такую локальную популярность западного фильма именно у нас. Потому что в таком же топе двухсот пятидесяти самых рейтинговых фильмов на портале IMDB.com «Достучаться до небес» нет и в помине.
Прошло двадцать лет. Рентон возвращается в единственное место, которое может считать своим домом. Они все ждут его: Кочерыжка, Кайфолом и Бегби. А вместе с ними другие старые знакомые: месть и страх, ненависть и любовь, дружба, сожаление и надежда. Все они выстроились в шеренгу, приветствуя Рентона, и он, кажется, готов к ним присоединиться.
В основу сериала легла книга 1996 года «Охотник за разумом: Взгляд изнутри на элитный отдел ФБР по работе с серийными маньяками», написанная бывшими федералами Джоном Дагласом и Марком Олшейкером. На протяжении многих лет Даглас расследовал преступления самых известных серийных убийц и насильников, разрабатывая методики профилирования их характеров.
Группа американских солдат направлена в иракскую деревеньку для восстановления системы водоснабжения. Далеко не все местные приветствуют американцев как спасителей, часть жителей резко против их присутствия, и американцам предстоит убедить недовольных, что они им не враги, и попутно выбраться из деревни живыми.
Полицейские Джон Бейкер и Фрэнк Пончерелло — вместе патрулируют улицы города на мотоциклах. Получив по рации сигнал от диспетчера, они отправляются на место происшествия, чтобы спасти жителей города от очередного преступника или опасного нарушителя. Казалось бы, их работа давно стала рутиной и потеряла все прелести, но абсолютная противоположность характеров напарников и их разные предпочтения во всем нередко ставят главных героев в нелепые и даже комичные ситуации. Кроме того, регулярно подшучивая друг на другом, друзья не забывают и о взаимовыручке.
Некто Чёрная Манта (это зловещий мужик) начинает собирать могущественные реликвии Мёртвого царя Атлантиды, которые нынче распределены между «сверхлюдьми» - Другими. Печать ясности он отобрал у провидицы Кахины, но у Ветерана ещё остались золотые кандалы, у Я’вары – сфера для телепортации, а у Аквамена – трезубец. Но важнее всего - седьмая реликвия, которая хранит тайну прошлого Аквамена и секрет полного уничтожения «всего того, что он любит, и всего того, что составляет его суть». «Я утоплю его в страданиях», - обещает Чёрная Манта, движимый «круговоротом мести»: «Артур потеряет всё, что ему дорого. Как потерял я».
Главной особенностью «Других», второй книги Джеффа Джонса про Аквамена, является то, что автор не воскрешает уже знакомых фанатам персонажей, а придумывает новых: как отмечают здесь примечания (занявшие рекордные десять строчек), все «члены команды Других впервые появляются на страницах комиксов». Помимо уже упомянутых, это также Оперативник и русский бородач Восток, который в ответственный момент чуть ли не со слезой обнажает душу:
«Меня вырастили в одиночной камере рядом с космодромом «Байконур». Приучили наслаждаться одиночеством, чтобы превратить в безупречного советского космонавта. Но Союз распался, меня выпустили. Прежде я не видел других людей. И боялся их. Поэтому сбежал в горы.
А потом я встретил вас. Всех вас.
Я’вара спросила, чем я занимался на Луне. Ждал, когда вы меня позовёте».
Сибирь, немецкий Гейдельберг, дождевые леса Амазонки. Автор не только с лёгкостью перекидывает Других через весь свет, но и отматывает историю на шесть лет назад, рассказывая о том, с чего именно началось составившее основу книги противостояние: «Чёрная Манта не убивал отца Аквамена. Но в порыве гнева, желая отомстить, Аквамен убил отца Чёрной Манты».
«Схватка. Кровь. Пыл. Помнишь?» - пытается оживить былые чувства полуголая охотница, но Аквамен пресекает любые намёки: «Я’вара, я женат». «Ты и правда изменился, - огорчена она. - И не в лучшую сторону».
Но с тем, что теперь Аквамен «совсем на себя не похож», согласна и Мера, не оставляющая попыток выведать его секреты, но уже не со шпионскими (как мы помним), а с вполне благородными, мотивационными целями:
«- Мера, я не рассказывал тебе о Других и о Чёрной Манте, потому что мне было стыдно. Стыдно за самого себя. Аквамен - это лишь костюм. {…}
- Все мы совершаем ошибки, но на ошибках учатся. Не забывай об этом. Не позволяй, чтобы гнев и одиночество снова завладели тобой. Артур, не будь как все остальные. Ты – Аквамен, помни, кто ты есть».
Аккуратные мостики проложил Джефф Джонс и в сторону параллельных циклов. Некоторую ревность испытывают Другие по отношению к Лиге Справедливости, считая, что вступив в неё, Аквамен «о нас вообще думать забыл». Хотя Оперативник, например, склонен полагать, что и их команда – ничуть не хуже: «Не надо, Ветеран, вслед за остальными превозносить Лигу до небес. Мы способны на такое, что им не под силу».
Чёрную Манту между тем ждёт предложение от агента Уоллер, которой он может пригодиться не только для «подводных спасательных операций», но и для «поиска и отслеживания целей, а также массовых убийств». «Ты говоришь об Отряде самоубийц? Мы его знаем. И не любим», - отвечает злодей, уточняя: «Ради вас я умереть не готов. Только ради Аквамена».
Аквамен – с его практически пуленепробиваемой кожей, с мышечной тканью, которая «в десять раз плотнее, чем у нас с тобой», с его замечательной способностью дышать под водой – испытывает к убийце схожие чувства: «Манта мой, Ветеран, и только мой. Мне и решать, жить ему или умереть. Манта вспорол Кахине живот и раздробил хребет Востоку. Не хочу, чтобы ты видела, что сделаю с ним я».
Одна из глав второй книги возвращает читателя к моменту, когда герой был занят вопросами самоидентификации – и тут, конечно, любопытна реакция на его биографию простой благодарной землянки:
«- Моя мать родом из Атлантиды. Собственно, она царица атлантов. И я пытаюсь её найти. Знаю, звучит бредово.
- В последнее время на мир свалилось немало бредовых новостей».
С этим чувством следует отнестись и к новому творению Джеффа Джонса – визуально яркому, насыщенному динамикой и красками. В конце концов, даже в таких сугубо развлекательных историях есть своя безусловная мораль – и когда герой уходит со словами «Я иду один, чтобы защитить вас. Иду один, потому что вы мне не безразличны», - совершенно очевидно, что друзья его одного не оставят. Потому что он им тоже небезразличен.
Что бы ты сделал, зная будущее? Обычный среднестатистический подросток Донни страдает галлюцинациями. Ему видится огромный кошмарный кролик Фрэнк, зовущий его, сродни кэрроловскому, отправится в манящее и пугающее путешествие по собственному рассудку. «Осталось 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд...» «До чего?» «До конца света...»
Капитан Джек Воробей снова в деле! Приключения вольных морских разбойников приобретают новый размах и становятся ещё более захватывающими. На этот раз пираты охотятся за мифическим Трезубцем Посейдона, с помощью которого можно управлять водами всех морей Земли, а противостоит им новый могущественный злодей - заклятый враг Джека Воробья Капитан Салазар.