Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома: Конкурс - Рецензия


КОНКУРС

«Знать своих героев»

Мы любим их фильмы, восхищаемся их мастерством, обсуждаем их успехи и неудачи, но далеко не каждый узнает их, встретив на улице. Многие из них ведут публичный образ жизни: их лица мелькают в светской хронике, в репортажах с красных ковровых дорожек и в эпизодах собственных фильмов, но чаще всего они остаются за кадром, прячутся за камерами, декорациями и звездами. Однако именно они - главные действующие лица кинематографа. Они - режиссеры. Им посвящен наш новый конкурс.

Остальные режиссеры и правила конкурса - здесь


РЕЦЕНЗИЯ

Продавщица

Жанр: Мелодрама
Оригинальное название: Shopgirl
Страна: США
Год: 2005
Режиссер: Ананд Таккер
Актеры:
Стив Мартин, Клер Дэйнс, Джейсон Шварцман

КЛЭР ДЕЙНС КАК ПРОДАВЩИЦА СЧАСТЬЯ

Певец продавщиц и машинисток О’Генри неожиданно может выдохнуть: у него появились приемники. Бывший комик Стив Мартин решил посмешить народ в несколько иной роли и забацал романтическую комедию про продавщицу, а чтобы всем было понятно, так ее и назвал. Встречайте - «Продавщица».
КАК ПЕРЧАТКИ
 
Она (Клэр Дейнс) продает перчатки в дорогом супермаркете и воспитывает кота. Все ее несчастья в системе - той подлой системе, когда вешаться, вроде, рано, но сил и смысла жить тоже особо нет. Поэтому она, обладательница сказочного имени Мирабелла, пьет антидепрессанты и слушает по радио, каким же должен быть мужчина. Мы видим ее ищущей любовь - видимо, она все время и до нас этим занималась. Но любовь, как призрак несложившегося оргазма, маячит вдалеке, намекая всем своим видом, как могло бы быть хорошо, но как все отвратительно на самом деле.
 
Мирабелла поступает жестко, с отчаянностью и смелостью О’Генривских продавщиц - она соглашается на любовь в той форме, в которой ее предлагает жизнь. В момент принятия решений любовь напоминает нищего дизайнера шрифтов (Джейсон Шварцман), даже не пытающегося скрыть, какой он придурок. Нищего настолько, что у него нет даже презерватива, придурка настолько, что он рекомендует в качестве оного «приспособить» целлофановый пакет. А на следующий день любовь принимает облик седовласого бизнесмена (Стив Мартин), который предлагает Мирабелле периодическую любовь, сдобренную приятными подарками и ровным общением. Недолго думая, Мирабелла выбирает второе, но первое тоже маячит где-то на горизонте, и потому до поры у фильма есть смысл.
 
ЧУДЕСА ОТ МИРАБЕЛЛЫ
 
Стив Мартин сделал  все, чтоб с полным правом погладить нагие бока Клэр Дейнс: и книжку написал, и сценарий, и сам спродюссировал, и сам, разумеется, погладил….эм… то есть сыграл. Вначале действие развивается по принципу Бивиса и Батхеда: мол, посмотрите, уважаемые зрители, вы-то еще не совсем придурки, у вас-то еще все не так плохо, вообще. И мысль закрадывается соответствующая - даааа, старина Стив как смешил народ, так и продолжает. Только юмор этот не тот, дебильный и привычный, а очень трогательный и даже местами печальный.
 
Трогательный - потому что в центре Клэр Дейнс, актриса, прямо сказать, нетипичная, не столько по внешности, сколько по общему классу. Печальный - потому что эту чужестранку в мире кино окружают очень качественные и разноплановые придурки. Просто сам Мартин как имбициллом был, так и остался, и все его попытки (как сценариста) перевесить собственное амплуа на Джейсона Шварцмана, честно говоря, потерпели крушение: зато теперь в фильме два идиота - один неявный и грустный, другой очевидный и веселый.
 
Вот такая комедия.
 
И, кроме шуток, это не комедия положений, хотя забавных ситуаций в ней немало: это комедия одного, страшно затянувшегося и вообще отчаянного положения бедной и довольно умной продавщицы, которая хочет… ну, там, счастья хочет. Не денег даже - просто женского счастья. Банальнейшее дело, тривиальнейшая роль.
 
Но - Клэр Дейнс. И она плюют на роль - она делает образ.
 
Для современного кинематографа это задача не то, чтобы слишком сложная, а попросту ненужная. В современном кинематографе действо складывается из фабулы и фишек, ее заполняющих. Персонажи - такие же фишки, в одном ряду со сценами погони, ган-катами и трехмерными замками. Все сделано по принципу мозаики, где просто грамотная стандартная последовательность дает крепкий прокат, нестандартная - авторское кино, а наличие Одной Новой Фишки - шедевр сезона.
 
Но в картине Ананда Такера нет дух захватывающей фабулы, да и фишек тоже почти нет. Зато есть - Клэр Дейнс, которая, обалдевшая от наличия свободного экранного времени, создала образ. Образ, который уже к середине фильма превращает комедию если не в шекспировскую трагедию, то в очень правдивую драму.
 
МЫСЛИ О СМЫСЛЕ
 
Но вот о каком смысле - даже не ломайте себе голову. Ничего внятного здесь нет. Хотелось бы громко сказать: как в жизни, но приходится грустно констатировать: как в кино.
 
Потому что кинематографисты в смысле смысла разделились на две неравные партии. Одна полагает, что все должно быть просто и линейно, так, чтобы зритель на такую байду вообще не отвлекался. Вторая уверена, что если фильм вдруг поняли, то это полный провал. Но есть еще маленькая-маленькая партия пробующих свои силы в методе реализма, но выходит у них, как правило, слабосильный галантерейный отдел.
 
С середины и до конца, пока Мирабелла борется за право выбрать не из двух зол, а все-таки что-то более-менее хорошее, Клэр Дейнс борется с неотвратимой дебильностью финала. Но, пока в разнообразных вузах режиссеров и сценаристов учат снимать фильмы, ни одна профессорская душа не всколыхнулась о том, чтобы научить их фильмы заканчивать
 
В течение картины, глядя в то наполняющиеся слезами, то врущие, то улыбающиеся, то мечтательные глаза Мирабеллы, еще можно думать: о, это фильм о том, что надо пройти школу зрелого мужчины, чтобы дать ровеснику время дорасти до себя. О, это о том, как девушка воспитывает для себя парня. О, это про победу искренности над страхом и расчетом. О, это о несправедливости всего в мире, о, о, о!
 
И все было б хорошо, если б можно было и уйти со всем этим ворохом мыслей, и думать их себе на досуге, перебирая кадры. Но у автора (сценариста, продюсера, актера) очевидно страсть как чесались потные ладошки в предвкушении обнаженной партнерши - ему надо было поставить свою жирную дурацкую точку.
 
Проблема в том, что в жизни такой точки нет и быть не может.
В комедии - да, пожалуйста: только комедия заканчивается на двадцатой минуте фильма.
Дальше идет жизнь, жизнь, которую в картину вдохнула Клэр Дейнс.
Жизнь, которую загубили авторские амбиции и несуразный, плохо склеенный сценарий.
 
И потому критики, нутром почувствовавшие то потенциально прекрасное, что могло бы получиться, сумевшие даже обнаружить, что дело все именно в госпоже Дейнс, стали размышлять: как так получилось. И не нашли ничего лучшего, как приписать успех обнаженной заднице поименованной госпожи Дейнс. Лица ее - не заметили. На игру ее - внимания не обратили.
Ах, какие возможности упущены, ах, сколько часов даром, совершенно даром!.. В общем, все произошло как обычно: жизнь не удалась, зато крупным планом пошла блестящая красивая задница.
Маша Сотникова

Делитесь впечатлениями от текущих премьер,
публикуйте свои рецензии на любимые фильмы,
пишите статьи о кино.
Ждем вас на http://cinema.gogol.ru!

В избранное