В ролях: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Евгения Свиридова, Наталья Варлей, Игорь Петренко, Александр Домогаров
Уж ты гой еси, добрый молодец, а только, Перуном тебя по голове, ничего из этого опять не вышло. Ни красочного экшена, ни славянской фэнтези, ни толковой экранизации. Вышел учебник из серии «разбираем типичные ошибки». Полноценный такой, показательный. Но и в таковом качестве фильм был принят с презрительной и самодовольной усмешкой: мы, мол, ничего другого и не ждали.
Просто к тому моменту, когда критики накинулись на Волкодава, выпущенного отечественным производителем из синематографической клетки, оному Волкодаву из оборонительных средств оставались только хлипкая полуголая девчонка, новогодние каникулы и память о потраченных бабках. Разумеется, с такой экипировкой всемирному злу противостоять невозможно, вот и получилось, что в стычке последнего отпрыска
из рода Серых псов и отвратительного негодяя из служителей Мораны-смерти победил опять Голливуд.
Смотреть на это избиение младенцев нет никаких сил. Во-первых, потому что скучно, во-вторых, потому что полтора часа непрерывного дежа вю - это пострашнее зимнего заклятия над Галирадом.
Мне показывают, как Волкодав факелом распугивает туманных призраков - а я так и вижу Арагорна, гоняющего назгулов по Заветери, передо мной размахивают волшебным мечом Перуна, а я точно знаю, что это никакой не меч, а световая сабля сами знаете чья. Я смотрю на юношу по имени Светозар -и узнаю потрепанного и обозлившегося Эомера, смотрю на каменно-вихревую
Морану - и узнаю проклятье-воронку из «Дозора». И когда помятый спросонья и страшно удивленный Волкодав идет средь раскиданных трупов, я так и слышу голос Бабы-Яги из знаменитого анекдота, причитающий жалостно: «Ох, хороший ты, Илюшенька… ох, хороший… До чего ж хороший - когда трезвый!...»
Но Волкодав- пьяный ли, трезвый - с одинаково суровым выражением лица прет через всю эту ересь и околесицу к заветному финалу, где его ждут короткий гонорар и вечный позор. Компания приключенцев, вылезших безо всяких логических предпосылок из дыр, коими обильно сие повествование, шумно и весело прет за ним, от души резвясь в разнообразных Забавных Прудах, Страшных Болотах и Богатых Камнепадами
Горах. Как перли десять, двадцать и тридцать лет до них тысячи и тысячи героев с именами гораздо менее славянскими, но так же плохо запоминающимися.
<...>
«НОВАЯ ЖИЗНЬ» ДЛЯ МИСТЕРА МЭЛА ГИБСОНА, РЕЖИССЕРА
Апокалипсис (Apocalypto) - США, 2006
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Далия Эрнандес, Моррис Бердьеллоухэд
По-над историческими эпохами и павшими цивилизациями идет Мэл Гибсон к статусу неоднозначного, но однозначно настоящего режиссера. «Апокалипто» (именно так: и никакого конца света не будет!)- еще один семимильный шаг в этом направлении.
Небольшая индейская деревня, охота на тапира, возвращение домой. Шутки, нежность, костер, разговоры. А под утро - страшный бой, где погибнут многие, а многих заберут в плен. Главный герой, Лапа Ягуара, тоже будет избит, связан и угнан прочь. Но успеет спрятать беременную жену и сына, к которым надо, обязательно надо успеть вернуться. Пока капает вода. Пока еще не полон колодец. И весь его путь
- это путь возвращения к ним, путь к началу новой жизни. И кстати, именно так переводится греческое слово «Апокалипто» - «новая жизнь».
Но простота фабулы никогда еще не обещала простоту фильма.
Все, что имел Гибсон сказать о закате цивилизации, о самобытности народа и о борьбе одного человека со своим страхом - все это он сказал. И не только на древнем языке майя, но и каждым поворотом камеры, каждой ноткой великолепного оформления, каждой черточкой актерского лица. Всем фильмом - из того редкого вида фильмов, что воспринимаются только целиком, и никак иначе. Так можно воспринимать четко
и ярко высказанную мысль. Или человека, проживающего жизнь с целью и смыслом.
Одно время казалось, что цель и смысл мистера Гибсона - сенсация. После нашумевших «Страстей Христовых» его вообще всерьез не воспринимали (разве что как нового пророка, ну да это единицы). Потом Интернет и телевизор пестрели процессами вокруг и над оным мистером Гибсоном - то звезда «Храброго сердца» человека побил, то высказал политнекорректные мысли. И получался такой довольно гаденький портрет
богатого дядьки с большим заносом.
А потом произошел «Апокалипто». Фильм, который безо всякого пафоса следует называть шедевром. И совсем иной смысл для рядового зрителя приобрели все вышеназванные деяния, из «заносов» переместившись в категорию «творческого поиска».
Странно, что я говорю не про классный фильм, а про слегка долбанутого режиссера? Не странно. Человек, сделавший свою жизнь публичной да не станет рассчитывать, что его творчество отделят от него самого. И поэтому мне вдвойне интересно. Гибсон - рядовой, хоть и замечательный актер, Гибсон - гроза хулиганов, Гибсон - оратор расизма, весь этот Гибсон снимал кроваво-мясную историю с легким заимствованием
из Библии. А человек, снявший про осмысленную, чистую и сильную жизнь на закате великой цивилизации - каким будет этот человек? Будет ли и у него самого apoclypto? Или - уже был?
<...>
_______________________
Совсем скоро! Читайте продолжение этих рецензий, а также множество других на обновленном сайте ГОГОЛЬ.РУ