Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Кино дома

  Все выпуски  

Кино дома Столкновение


Life Actually

  

Crash / Столкновение (США, 2005)

 

режиссер: Пол Хаггис

 

в ролях: Мэтт Диллон, Дон Чидл, Сандра Баллок, Брендан Фрейзер, Лудакрис, Райан Филипп, Тэнди Ньютон, Терренс Ховард

 

 

Меньше недели осталось до очередной церемонии вручения самой известной кинопремии. В преддверии Оскара вспомним, кто победил год назад.  

Ночь. Пригород Лос-Анджелеса. Пустырь, где обнаружено тело, оцеплен полицией. Все указывает на то, что совершено убийство.

 Такова начальная сцена фильма. Она же - финал истории. Познакомив зрителя с развязкой, сразу после этой сцены повествование перенесет его примерно на сутки назад. В этот непродолжительный отрезок времени уместится изобилующий событиями рассказ, действующими лицами которого станут люди, почти ничего общего между собой не имеющие. Объединяет их только то, что все они граждане США. Разъединяющие факторы намного серьезнее. Во-первых, их происхождение: здесь есть белые, черные, латиноамериканцы, корейцы и даже персы. Во-вторых, их социальный статус. Прокурор, слесарь, режиссер, полицейский, следователь, хозяин небольшого магазина, угонщик, медработник – эти занятия котируются в обществе по-разному. Они пока ничего не знают друг о друге, но их пути вот-вот пересекутся. Их встречи будут больше похожи на столкновения. В результате кто-то из них будет убит. Кто? Любой.

 

То, что фильм «Столкновение» рассказывает о проблеме обостряющихся повсеместно расизма и ксенофобии, лежит на поверхности. Герои на экране постоянно рассуждают о социальной несправедливости и расовой дискриминации (дискриминации как цветных, так и белых), почти все их поступки напрямую или косвенно мотивированы неприязнью к представителям других рас и культур (братки принципиально грабят только белых; белый полицейский придирается к водителю остановленной им машины только потому, что тот черный).

 

Режиссер-сценарист Пол Хаггис явно постарался сделать кино правдивое и жесткое. Будучи сам белым (кстати, канадцем), при разборе проблемы в качестве отправной точки зрения он не выбирает ни одну из сторон, пытаясь оставаться над схваткой, что до последнего времени было не совсем обычно (ср., например, «Хижина дяди Тома», «Убить пересмешника», «Бремя белого человека» или даже «Танцующий с волками»). Экранное время и значимость его черных и белых персонажей поделены примерно поровну. Азиаты в этом смысле несколько обижены, но это вполне объяснимо и логично. Не забыл Хаггис показать и то, как пышно расцветает проблема, удобряемая карьеризмом чиновников на местах и узаконенной в уродливой форме политкорректностью. А ведь американцы тоже хотели как лучше...

 

Межнациональные противоречия преподносятся в фильме как естественное следствие элементарных слабостей человека, помноженных на его социальную несвободу. Сюжет наводит на мысль о том, что жизнь в обществе – своего рода игра в пинбол, где чрезвычайно сложно просчитать, каким рикошетом аукнется тебе твое же действие или бездействие в той или иной критической ситуации. Сорвавший злость на невиновных полицейский, не желая того сам, через несколько ходов станет героем. Это событие предопределит и другую ситуацию, в которой будет замешан его совестливый напарник, не помешавший все же произволу.

 

Работая над очень сложной темой, Хаггис подает ее эффектно. Он использует закольцованную композицию и сериальный прием множественности не связанных между собой до определенного момента сюжетных линий. Но этим не ограничивается. Он находит и другое интересное решение, которое заключается в предоставлении каждому значимому персонажу возможности показать себя с двух сторон. Пользуясь этим шансом, расист спасает человека с другим цветом кожи, а тот, кто постоянно жалуется на дискриминацию, сам, оказывается, готов, как минимум, оскорблять вновь приехавшего; в преступнике просыпается совесть, а честный коп совершает подлость. Получается, что в фильме есть черные и белые на лицо, но нет черных и белых в оценке. Хаггис не спешит безоговорочно осуждать дурные поступки, показывая, что все они имеют причиной не злой умысел, а стечение обстоятельств или слабость. Доходит до того, что самым неприятным из десятка персонажей, среди которых преступники, продажные полицейские и циничные политики, оказывается хамоватая медсестра.

 

Лично для меня остается открытым вопрос о том, насколько честным является еще один прием, к которому прибегает автор. Не секрет, что человек, смотрящий кино, вольно или невольно ассоциирует себя с одним или даже несколькими экранными персонажами, он склонен примерять на себя ситуации, мотивировки и поступки. Вспомните, например, как вам иногда бывает страшно, когда на экране кто-то входит в темное помещение, где, как подсказывает музыка или ракурс съемки, его поджидает что-то неприятное. Количество выделяемого в вашу кровь адреналина зависит от одаренности режиссера, оператора, актеров, но также еще и от значимости ситуации конкретно для вас. Так, одни больше боятся темноты, другие высоты, третьи насекомых и грызунов и т.д. Но есть ситуации, которые одинаково сильно воздействуют почти на всех, влияют не на сознание, а на самые древние инстинкты и физиологию что ли. Вспомните хотя бы «Необратимость» Гаспара Ноэ. Хаггис, как показалось, использует что-то похожее. Ну, кого, скажите, не проймет, когда глазами героя он увидит, как убивают его маленькую дочку или унижают его жену?! А ведь убери эти сцены, и фильм станет значительно слабее.

 

При достаточном реализме Хаггис стремится избежать однобокой документальной констатации. Трогательный эпилог под лиричный саундтрек и застывшие слезы снега над L.A. завершают фильм сильным аккордом. Несмотря на это «Столкновение» остается проблемным манифестом, содержательным авторским заявлением, но все-таки недостаточно художественным произведением. При сравнении с более тонким «Домом из песка и тумана», рассказывавшем примерно о том же, «Столкновение» проигрывает.

 

Актерский ансамбль фильма в целом производит неплохое впечатление. За Сандрой Баллок и Бренданом Фрейзером тянется, конечно, предлинный шлейф комедийно-развлекательных ассоциаций, что мешает воспринимать их серьезно, однако гармоничный баланс достигается уместностью остальных исполнителей – например, Теренса Ховарда, Тэнди Ньютон, Дона Чиддла и, особенно, Мэтта Диллона.

 

Посмотрев фильм, приходишь к выводу, что Пол Хаггис - неравнодушный гражданин, добрейший человек и большой оптимист. Всем своим героям он нашел оправдание, никого не осудил, всех простил. Но забыл, как минимум, о двух вещах. Во-первых, прощать легко, когда дело не касается тебя лично, и все заканчивается чудесным образом, одним словом, как в кино. А легко ли было бы простить, выстрели пистолет по-настоящему, или не успей Мэтт Диллон вовремя? Вопрос… Во-вторых, все его герои на поверку оказались хорошими, интеллигентными, мыслящими или хотя бы способными сопереживать людьми, попавшими в тяжелые обстоятельства. Где же, спрашивается, в таком случае реализм? Или неужели все люди таковы и на самом деле? Мнение сколь привлекательное, столь и сомнительное.

 

______________________________

 

Радостное известие! В самое ближайшее время ожидается старт новой версии интернет-проекта ГОГОЛЬ.РУ - портала, где все желающие смогут найти информацию о современной культуре, разместить собственные произведения практически любого жанра и поделиться мнением о работах других авторов.

На обновленном ГОГОЛЬ.РУ обязательно будут рецензии на громкие кинопремьеры, а также на уже успевшие полюбиться Вам фильмы.

 


В избранное