I'm Irish, I'm English, I'm Moslem, I'm Jewish, I'm a girl, I'm a boy… Sinead O’Connor “What Doesn’t Belong To Me”
На финальный вопрос о том, кто же все-таки такой загадочный м-р V, героиня Натали Портман отвечает, что это ее отец, ее мать, ее брат, она сама… - т.е. любой и каждый. Фраза эффектная, однако голословная, для такого заявления не было никаких оснований в рассказанной перед этим двухчасовой истории.
Представьте себе альтернативный мир, в котором Британия стала тоталитарным государством, последним оплотом стабильности в мире. За ее границами царит хаос и вообще небезопасно для здоровья, а на Альбионе - порядок, который поддерживается комендантским часом, государственной религией, строгой моралью и плановыми арестами.
В канун очередной годовщины Порохового заговора (попытки государственного переворота, предотвращенной в 1605 г.) в Лондоне появляется таинственный террорист в театральной маске и черном плаще, обещающий ровно через год взорвать здание Парламента и призывающий британцев выступить против своего правительства.
Этот персонаж графической новеллы Алана Мура, содержание которой, по утверждению самого автора, было до неузнаваемости искажено сценаристами, явно наследует внешние черты и повадки таких знаковых фигур массовой культуры, как Зорро и Бэтмен, а сам ассоциирует себя с Эдмоном Дантесом. Бывший узник концлагеря и жертва ужасных опытов, Vобладает
отменной физической подготовкой, куртуазными манерами и непростым характером. Антигосударственный пафос речей утратившего в буквальном смысле человеческий облик создания подпитывается в основном жаждой личной мести.
Взрыв Парламента, по его замыслу, должен стать тем набатом, который разбудит дремлющие массы. В одиночку захватив телецентр, этот последователь Герцена в прямом эфире проповедует противление злу насилием. Однако в стране, где все живут под колпаком, легче найти тайно сочувствующих, чем активных союзников. Даже спасенная им от «оборотней в погонах» девушка не готова сразу принять его сторону. Сначала ей придется испить
чашу унижений и физических страданий, стать таким же изгоем, которому больше нечего терять.
Вот до какого состояния, получается, необходимо довести абсолютно всех, чтобы дождаться единодушного протеста целого народа. В фильме такого вывода почему-то не следует. И с чего сценаристы Вачовские взяли, что V – это каждый? V – всего лишь одна из потенциальных судеб, не более вероятная, чем возможность стать диктатором или гестаповцем.
Недорогая по нынешним временам (50 млн. долл.) постановка дебютанта Джеймса МакТига - нетипичный фильм по мотивам комиксов. Акцент в нем делается не на трюки и визуальные эффекты, как в «Человеке-пауке» или «Бэтмене», и не на авторский стиль, создающий особую атмосферу, как в «Городе грехов», а на мессидж, вербализуемый преимущественно в витиеватых монологах, сочетающих в себе почти рекламные слоганы («Народ не должен
бояться своего правительства, правительство должно бояться своего народа!») и цитирование литературной классики. Зритель, ждущий экшна в духе «Матрицы», думаю, будет разочарован.
“V значит Вендетта” – фильм хоть и англоязычный, но не американский. Это ощущается во всем. В актерах с неголливудскими лицами, злорадстве авторов по поводу того, что в их мире Америка превратилась в отстойник, во вставном капустнике в духе Бенни Хилла. Тем удивительнее, что фильм не только не провалился в прокате, но его американская касса даже превысила
европейскую. Подобные манифесты сегодня востребованы повсюду.
P.S. Рекомендуется к просмотру политически активным гражданам и поклонникам Натали Портман.