Люди, далекие от бизнеса и не слишком напрягающие свой ум, часто имеют самые извращенные представления о бизнесе. Например, им кажется, что отношения в деловой сфере невозможны без постоянного надувательства. «Не обманешь, не продашь».
Обман существует – отрицать это бессмысленно. Но обман приносит только временную прибыль и чреват серьезными издержками. Идут на него не все – а только самые глупые и недальновидные «предприниматели», пытающиеся найти кого-то, кто окажется еще глупее их. Если же мы хотим строить долгосрочные и взаимовыгодные отношения с людьми, нам необходимо доверие.
Чем крупнее ваш «капитал» доверия, чем больше людей доверяют вам, тем выше ваши шансы добиться успеха в жизни и в деле, которым вы занимаетесь.
Делайте все, чтобы оправдать доверие людей, с которыми вступаете в контакт. Исполняйте все свои обещания, и не давайте обещаний, которые не можете исполнить. Даже если вам не удалось сделать обещанное по объективным причинам, компенсируйте людям их потери. Не оправдывайтесь – в большинстве случаев, ваши оправдания никому не нужны и ничего не стоят. Успешным деловым людям требуются не слова, а не дела.
Присматривайтесь к людям, интересуйтесь их «послужным списком» и репутацией. Тот, кто обманывал раньше других, с большой вероятностью обманет и вас – даже если клянется, что у вас с ним «особые отношения». Можете ли вы позволить себе такой обман?
Если какой-то человек не оправдал вашего доверия, одними извинениями эту ситуацию не исправить. Никто не вправе требовать доверия от других – его всегда нужно заслужить.