Жизнь есть процесс раскрытия. Человека можно сравнить с
бутоном, который выглядит непривлекательно - но,
раскрываясь, становится прекрасным цветком. Как мудро заметил
Халиль Джебран,
Тайный родник вашей души должен излиться и с журчанием потечь к морю;
И сокровище собственных беспредельных глубин откроется вашим взорам.
Но не стремитесь взвесить на весах ваше неведомое сокровище;
И не пытайтесь измерить глубины своего знания посохом или лотом.
Ибо ваша сущность – море беспредельное и безмерное...
Душа не идет в одном лишь направлении и не растет, как тростник.
Душа раскрывается, как лотос с бесчисленными лепестками.
К большому сожалению, мы привыкли судить о себе по внешним
проявлениям - и, следовательно, недооценивать себя. Наше
сознание слишком часто поглощено опытом видимых неудач,
падений, заблуждений и страданий. И даже если мы пытаемся
забыть об этих негативных переживаниях - находятся "доброхоты",
которые напоминают нам о них.
Но внешние аспекты нашей жизни - это далеко не вся реальность.
В каждом человеке есть глубинный и таинственный слой бытия -
"потаенное место Всевышнего", где обитает Царство Божье в полноте
славы и силы, где мы неразрывно едины с Богом.
Раскрытие - это процесс познания и видимого проявления того, что
уже является реальным в нас. Оно всегда идет "изнутри наружу",
не только преобразуя нас внешне, но придавая новый смысл
и новую значимость всем нашим переживаниям в мире. До тех пор,
пока мы не встали на путь раскрытия, даже самый светлый опыт
будет оставлять нас с чувством смутного неудовлетворения:
"Все не так, как надо". Лишь глубокий человек может увидеть
глубину в своем окружении.
Жажда раскрытия есть залог его осуществления. "Блаженны алчущие
и жаждущие, ибо они насытятся".
"Человек есть фасад храма, в котором обитают вся мудрость и все
благо", - утверждает Эмерсон.
"Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем
только, что, когда откроется, будем подобны Ему" (1 Иоанна
3:2), - пишет апостол.
Если человек обладает божественной природой - тайна человека
неотделима от тайны Бога. Они суть одно. Познавая Бога, мы
познаем человека - в полноте его раскрытия.
Слова "я познал Бога" стоит воспринимать лишь как условность. Они
ни в коем случае не означают "я исчерпал Бога", "мне известно
все о Боге", "Бог перестал быть таинственным". Возможно, было
бы правильнее говорить: "Я соприкоснулся с Богом". Бог
бесконечно больше всего, что может быть сказано о Нем. Бог
бесконечно больше всего нашего опыта.
Даже прозрения величайших пророков и мистиков, говоривших о
Боге - не более чем приближения. Но они дают нам важные
ориентиры, указывающие на то, кем является Бог - и кем
одновременно являемся мы. Божьи качества есть наши
качества. Божественная красота есть наша красота. Божественная
любовь есть наша любовь. Божественная премудрость есть
наша премудрость.
В это сложно поверить? Возможно. Но те, кто убеждены в немощности
и порочности людей, могут и вовсе обойтись без веры.
Глубокое осознание божественности человека в корне меняет
наше отношение к другим. Для того, чтобы проявлять жестокость
по отношению к ближнему, нужно сначала убедить себя в том, что
он - животное, недочеловек, ничтожество. Чувство
превосходства оправдывает убийство, эксплуатацию и притеснение.
Но если мой ближний божественен - я не могу не относиться к нему
с любовью и благоговением. Я не могу не уважать его свободу.
Осознание собственной божественности в корне меняет наше отношение
к себе. Если я обладаю божественным достоинством, я не буду верить
тем, кто унижает или оскорбляет меня. Я не буду позволять кому бы
то ни было, под любыми предлогами, порабощать и закабалять меня.
Я стану разумно и конструктивно отстаивать свою свободу.
(Возможно, именно поэтому авторитарные религии и философии
с такой ненавистью относятся к истине о божественности человека.)