"И познаете истину, и истина сделает вас свободными". Эти
слова описывают цикл освобождения. Вначале идет желание свободы,
за ним - движение к свободе, после которого приходит опыт
свободы. В дальнейшем, этот цикл повторяется снова.
Движение к свободе состоит в познании Истины - которая не может
быть сведена к набору отдельных фактов, законов и символов
веры. Обратите внимание, что Иисус не говорил: "Вы познаете
Мою религию, Мое учение". Он открывал Бога и направлял внимание
людей не к Себе, а к великой божественной реальности.
Идеи, выраженные в конкретной форме, могут быть нужными и
полезными - но нам следует отдавать отчет в их ограниченности.
Исполнив свою роль в нашем развитии, они должны уйти - освобождая
место для новых, более масштабных идей. Но если мы любим
стабильность и предсказуемость больше, чем Истину, мы неизбежно
будем принимать конечные и несовершенные формы за вечное и
совершенное. Сами того не осознавая, мы станем духовными и
ментальными идолопоклонниками.
Ментальное идолопоклонство стремится защитить себя от всего,
что бросает ему вызов. Вот почему идолопоклонник
не доверяет побуждениям Духа, идущим изнутри - ведь для того,
чтобы довериться Духу, он должен будет ниспровергнуть своего
идола. Идолопоклонник искажает факты в угоду своей излюбленной
теории и, упорствуя в заблуждении, шаг за шагом теряет связь
с внешней реальностью.
Читая восьмую главу Евангелия от Иоанна, где Иисус беседует с
иудеями о свободе, стоит обратить внимание на реплику его
оппонентов: "Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда;
как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?"
Эти слова - очевидная ложь. Даже поверхностно знакомый с
Библией человек знает, что дети Авраама неоднократно были
рабами - вначале в Египте, затем - во время Вавилонского пленения.
В то время, когда происходил этот диалог, Иудея стенала под
гнетом римлян. Но религиозное высокомерие отказывалось это
признавать!
И по сей день находятся люди, кичащиеся своей мнимой свободой
и не желающие осознать потребность в истинной свободе. Возможно,
один из важнейших шагов к свободе - это отказ от самообмана.
Следующий шаг - признание того, что процесс познания
является бесконечным, никогда не прекращающимся.
Размышляя об этом, я хочу еще раз процитировать чудесные слова
Джеймса Фримена:
"Мы находим истину, которая делает нас свободными. Но открываемые
нами истины не являются истинами в последней инстанции.
Мы никогда не прекращаем поиск истины, зная, что существуют
более масштабные и всеобъемлющие истины, которые еще ждут, пока
люди осознают их.
Вселенная жива. Жить - это значит расти, а расти - значит
становиться больше.
Тем истинам, которые мы почитаем неизменными, еще предстоит
вырасти в более глубокие истины.
Если у вас нет живой истины, какой же, в таком случае, истиной
вы обладаете?
Бывает так, что, познакомившись с истиной и полюбив ее, мы
никак не можем смириться с ее потерей. Спустя многие годы
мы восклицаем: "Они отняли у меня мою истину, и я не знаю,
где положили ее".
В действительности же истина никуда не исчезла. Истина по-прежнему
с нами, но мы не узнаем ее. Мы ожидаем, что истина всегда
будет выглядеть так, как и двадцать лет тому назад. Но ее
облик стал иным, потому что никто из нас не выглядит так,
как он выглядел двадцать лет тому назад. Вы можете
измениться настолько, что и бывшие друзья не узнают вас,
если вы пройдете рядом с ними. Даже если ваша внешность
осталась прежней, вы, по крайней мере, поменяли свою одежду.
Думаете ли вы, что истина будет вечно одеваться в одни и те же одежды?
Некоторые истины могут не менять своего облика на протяжении
столетий. Некоторые истины могут выглядеть так же, как и
тысячелетия назад. Нам кажется, что это - долгое время. Но один
день в истории мира не столь значителен, как один день в нашей
жизни.
Мое почтение к истине столь высоко, что я отказываюсь ограничивать
ее какими-либо рамками.
Я верю, что окончательная истина о мире и о каждом из нас
настолько прекрасна и высока, что превосходит все наши представления
о ней.
Я молюсь, чтобы всегда помнить о том, что Бог бесконечно
превосходит мое понимание, но, в то же время, бесконечно близок
ко мне, и я могу встретить Его на каждом шагу".