"Свободен ли человек?" Люди, задающие такой вопрос, часто
не отдают отчета в том, что сама постановка проблемы уже
содержит в себе залог ответа. Человек не мог бы мыслить
в категориях свободы (или ее отсутствия), если бы свободы
попросту не существовало. Человек не мог бы чувствовать
бремени зависимости и несвободы, если бы оно не
было противоестественным, противоприродным.
Вопрос о свободе указывает на то, что свобода существует.
Она присутствует как истина человеческого бытия, как его
призвание и возможность. Да, свобода не всегда раскрыта
в опыте, и индивидуум часто чувствует себя зажатым в тиски
всевозможных ограничений. Но "не судите по наружности".
Нам дано право расширять вокруг себя пространство свободы,
подниматься от свободы в малом - к свободе в большом. Жизнь
есть восхождение к свободе.
Каким образом происходит это движение в нашей жизни?
Благодаря чувствительности к импульсам Духа - и благодаря
познанию Истины.
"И познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанна
8:32), - сказал Иисус.
Истина несет свободу, в то время как невежество несет рабство.
И характерный признак человека, которому открывается все больше
истины - его возрастающая внутренняя и внешняя свобода.
Невежество - не просто глупость и интеллектуальная
ограниченность. Напротив, невежественный человек может быть
очень умен в определенной области. Он даже может хорошо
разбираться в религиозных догматах и традициях! Но,
по меткому замечанию Козьмы Пруткова, всякий специалист
подобен флюсу - полнота его односторонняя. Невежество может
проявляться как сознательный отказ от непрестанного духовного
и интуитивного познания, от внутренней работы, затрагивающей
все аспекты нашей личности.
Есть люди, которые очень гордятся своим "реализмом",
практичным подходом к жизни. Они отвергают "мистику, философию
и метафизику" - и в какой-то мере их можно понять. В
некоторых мистических, философских и метафизических
учениях действительно есть много нездорового, засоряющего
мозги. То же самое относится и к религии. Но это не дает
нам права "выплескивать с водой и ребенка" и ограничивать
познание лишь тем, что непосредственно доступно нашему
опыту.
Люди, которые достигли великих целей, совершили великие
открытия и обогатили мир своими достижениями, прежде всего
были мечтателями. Они внутренне чувствовали, что реальность,
данная нам в ощущениях, не исчерпывает того, что может быть.
Их сознание проникало в невидимое. Они были убеждены, что
ограничения, с которыми сталкивается человек - не предел
его способностей. С этой убежденностью они бросали вызов
ограничениям - и побеждали. Прогресс человечества - яркое
свидетельство того, что вера в невидимое, вера в скрытый
потенциал и возможность его реализации есть высший реализм.
Именно о такой вере, а не о слепой покорности высшей силе
мы говорим. Точка зрения, согласно которой человек есть
всего лишь игрушка в руках природы или Бога, является
унизительной. Отталкиваясь от обстоятельств, в которых
он находится, человек может творить и прокладывать новый
путь, который ничем не запрограммирован и не предопределен.
Он может создавать новые смыслы и ценности - как для самих себя,
так и для окружающих.
В своем младенческом состоянии, человечество еще не осознавало
своего творческого потенциала. Самосознание личности растворялось
в стихиях мира и было подчинено родовым, коллективным
инстинктам. Некоторые ратуют за возврат к "духовности"
подобного рода. Но разумно ли это? Достойно ли верить в то,
что вся жизнь человека от рождения да могилы
предопределена расположением звезд на небе и рисунком на
его ладони? Достойно ли быть рабом общества, не отступая
от предписанной им социальной роли ни направо, ни налево?
В чем же тогда смысл слов о богоподобии человека? Почему
великие пророки так настойчиво говорили о свободе? И откуда
в нас живет неистребимое стремление к свободе?
Природа и общество - наша среда и наше поле деятельности. Мы
служим им, но не растворяемся в них. Мы не порабощены ими.
Только наша свобода является залогом успешного служения миру
и возвышения мира.