"И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим".
На примере этих слов из молитвы "Отче наш" еще раз можно
убедиться, какими проблемами чревато буквальное понимание.
В самом деле, мы можем прийти к весьма странным выводам:
"Бог не желает прощать нас до тех пор, пока мы не выполним
определенное условие - пока мы не простим нашим должникам.
Таким образом, Его любовь не является безусловной".
Если Божья любовь не безусловна - значит, ей совершенно
нельзя доверять. Раз ступив на эту наклонную плоскость,
мы будем опускаться все ниже и ниже. Если Бог не просит
нам даже такой тривиальный поступок, как обида на ближнего,
что можно сказать о более серьезных вещах? Любовь обесценивается.
Она ничего не "покрывает". Все разговоры о ней
становятся бессмысленными.
Но мы знаем от Иисуса, что "Бог благ к неблагодарным и злым".
Его любовь и прощение обращены даже к людям, не желающим
раскаиваться и изменяться. Нам снова нужно осознать, что
мы имеем дело не с личными капризами Бога, который произвольно
дает прощение одним и удерживает его от других, а с
универсальным законом.
Задавались ли вы когда-либо вопросом, почему человеческая
любовь кажется такой непостоянной, капризной, переменчивой?
Почему мы то любим, то ненавидим, а то попросту равнодушны?
Наша любовь незрела. Она основана на личных склонностях,
симпатиях и привязанностях. Вот почему она способна резко
меняться со временем и под влиянием обстоятельств. Но было
бы большой ошибкой приписывать наши чувства Богу.
Божья любовь ни от чего не зависит. Она просто есть. Она
пребывает. Она является неизменной природой бытия и нашей
собственной природой.
Строго говоря, Бог никого и никогда не прощает - просто потому,
что Он есть безусловная любовь, в которой по определению
не может быть никакого осуждения. Но если мы не прощаем
других, мы автоматически навлекаем осуждение на себя. Своим
поступком, мы блокируем свое собственное осознание Божественной
любви.
Отказ от прощения влечет за собой нарушение энергообмена.
Перекрывая каналы любви по отношению к другим людям, мы
не можем в полной мере принимать любовь. Это - еще одно
проявление принципа: "давайте, и дастся вам".
Прощение не подразумевает согласия с людьми, по невежеству
причиняющими зло своим ближним и себе. Прощение - это активное
принятие Бога в этих людях, уверенность в том, что Он ведет
их к совершенству.
Слова "я прощаю" означают: "Я верю в божественный потенциал
этого человека и желаю его скорейшей реализации. Со своей
стороны, я готов сделать шаг навстречу и помочь ему".
Прощение есть единение с Богом в любви - в результате которого
мы начинаем видеть только любовь. Прощая самих себя, окружающих
людей и обстоятельства, мы вместе с тем прощаем Бога и становимся
еще более едиными с Ним.
"Но я не обижен на Бога", - скажут многие. Скажут - и будут
неправы. Реальность такова, что вера в несправедливость жизни
и мира есть обида на Бога. За любыми - еще раз повторю, за
любыми обвинениями в адрес людей и обстоятельств всегда
стоит замаскированная обида на Бога.
"Зачем Ты создал мир, где люди и вещи могут причинять боль?"
"Зачем Ты создал мир, в котором мне приходится страдать -
пусть даже тем, что я вижу страдания окружающих?"
Поиск рациональных ответов на такие вопросы часто заводит
человека в тупик. Для того, чтобы избавиться от мучительного
чувства, что с миром что-то не в порядке, нужно выйти за
пределы интеллекта в сферу духа, в сферу безусловной любви.
Откровение любви просветляет и делает окружающий мир
по-настоящему целостным и осмысленным.