Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Беседы об Истине

12 марта 2006 г.


Единение в Истине

"Да святится имя Твое". Вторая фраза молитвы "Отче наш" не так проста, как это может показаться.

Некоторые верующие считают, что имя Бога обладает магической властью, и его повторение способно решить любые проблемы. Другие заявляют, что есть только одно подлинное имя Бога, и все, называющие Его иначе, будут отвергнуты Им. Нелепо думать, что Иисус имел в виду что-то подобное.

Имя - это только знак Реальности, стоящей за ней. Если весь мир не может вместить Бога - разве может имя вместить Его? Бог непознаваем в Своей полноте. Наши идеи о Боге являются только условными, приближенными, и будет правильно рассматривать их именно в этом качестве. В то же самое время, наше понимание Бога может расти, становиться просветленным и возвышенным.

Люди, разум которых омрачен невежеством - а в определенной степени это касается всех нас - часто отождествляют Бога с грубыми и несовершенными идеями. Многие религиозные тексты, дошедшие из глубин веков, несут на себе явственный отпечаток антропоморфизма - уподобления Бога человеку. Бог гневается, раскаивается, проявляет лицеприятие. Бог представлен как абсолютный монарх, судья - и даже как воин-завоеватель, истребляющий своих врагов.

На определенной стадии развития общества, такие образы Бога были уместными. Но сейчас сознание человечества возросло, и их ущербность стала очевидной. Настало время отказаться от них, пересмотреть наши представления о Боге. Не нужно думать, что отказываясь от традиционных концепций мы отказываемся от самого Бога.

Тираны, деспоты, абсолютные монархи и диктаторы пока существуют в мире. Но кто они? Живые анахронизмы, изгои, презираемые большей частью человечества, включая те народы, которыми они еще управляют. Их время ушло. Власть, основанная на страхе, не может длиться вечно.

Не углубляясь в дебри политики, мне хотелось бы затронуть такой вопрос: почему верующие так упорно держатся за социальную архаику - и, более того, настаивают на том, что архаичное общество есть идеал, который необходимо восстановить? Не потому ли, что им близок образ гневного и мстительного Бога, поддерживающего порядок в мире с помощью грубой силы и угнетения?

Но мстительный Бог есть проекция человеческого гнева, человеческой мстительности. Такого Бога попросту не существует - это иллюзия, плод болезненного воображения.

Святить имя Бога - это значит очищать его от всего временного, наносного. Это значит - возвышать наши идеи о Боге, а не пытаться сводить Бога на человеческий уровень. Это значит "уразуметь Его любовь, превосходящую всякое разумение".

"Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших".

Мы можем сосредоточить свое сознание на таких ключевых идеях:

Бог есть Свет;
Бог есть Любовь;
Бог есть Присутствие;
Бог есть Жизнь.

Некоторые люди обращаются к Богу так, как если бы Он был чужим и далеким. Не удивительно - учитывая то, что богословы любят подчеркивать трансцендентность, запредельность Бога. Но, концентрируясь на идеале, мы не противопоставляем себя идеалу. Мы видим свое единение с этим идеалом - единение в Истине.

Бог назван Отцом, а мы - Его детьми. Это указывает на наше родство. Имя Бога есть наше имя. Природа Бога есть наша природа. Мы сопричастны всем Его качествам и энергиям, они уже присутствуют в нас - пусть даже в зачаточном виде. В процессе духовного раскрытия, мы проявляем их во все большей и большей степени.

(продолжение следует)


Рекомендуемая книга:
Нравственная философия. Ралф Эмерсон

"Беседы об Истине" в Живом Журнале

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин 2006.


В избранное