"Да святится имя Твое". Вторая фраза молитвы "Отче наш" не так
проста, как это может показаться.
Некоторые верующие считают, что имя Бога обладает магической
властью, и его повторение способно решить любые проблемы.
Другие заявляют, что есть только одно подлинное имя Бога, и
все, называющие Его иначе, будут отвергнуты Им. Нелепо думать,
что Иисус имел в виду что-то подобное.
Имя - это только знак Реальности, стоящей за ней. Если весь мир
не может вместить Бога - разве может имя вместить Его? Бог
непознаваем в Своей полноте. Наши идеи о Боге являются
только условными, приближенными, и будет правильно рассматривать
их именно в этом качестве. В то же самое время, наше понимание
Бога может расти, становиться просветленным и возвышенным.
Люди, разум которых омрачен невежеством - а в определенной степени
это касается всех нас - часто отождествляют Бога с грубыми
и несовершенными идеями. Многие религиозные тексты, дошедшие
из глубин веков, несут на себе явственный отпечаток
антропоморфизма - уподобления Бога человеку. Бог
гневается, раскаивается, проявляет лицеприятие. Бог представлен
как абсолютный монарх, судья - и даже как
воин-завоеватель, истребляющий своих врагов.
На определенной стадии развития общества, такие образы Бога
были уместными. Но сейчас сознание человечества возросло,
и их ущербность стала очевидной. Настало время отказаться
от них, пересмотреть наши представления о Боге. Не нужно
думать, что отказываясь от традиционных концепций мы
отказываемся от самого Бога.
Тираны, деспоты, абсолютные монархи и диктаторы пока существуют
в мире. Но кто они? Живые анахронизмы, изгои, презираемые
большей частью человечества, включая те народы, которыми
они еще управляют. Их время ушло. Власть, основанная на
страхе, не может длиться вечно.
Не углубляясь в дебри политики, мне хотелось бы затронуть
такой вопрос: почему верующие так упорно держатся за социальную
архаику - и, более того, настаивают на том, что архаичное
общество есть идеал, который необходимо восстановить? Не потому
ли, что им близок образ гневного и мстительного Бога,
поддерживающего порядок в мире с помощью грубой силы
и угнетения?
Но мстительный Бог есть проекция человеческого гнева,
человеческой мстительности. Такого Бога попросту не существует -
это иллюзия, плод болезненного воображения.
Святить имя Бога - это значит очищать его от всего
временного, наносного. Это значит - возвышать наши идеи о
Боге, а не пытаться сводить Бога на человеческий уровень.
Это значит "уразуметь Его любовь, превосходящую всякое разумение".
"Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит
Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли
Мои выше мыслей ваших".
Мы можем сосредоточить свое сознание на таких ключевых идеях:
Бог есть Свет;
Бог есть Любовь;
Бог есть Присутствие;
Бог есть Жизнь.
Некоторые люди обращаются к Богу так, как если бы Он был чужим
и далеким. Не удивительно - учитывая то, что богословы
любят подчеркивать трансцендентность, запредельность Бога.
Но, концентрируясь на идеале, мы не противопоставляем себя
идеалу. Мы видим свое единение с этим идеалом - единение
в Истине.
Бог назван Отцом, а мы - Его детьми. Это указывает на наше родство.
Имя Бога есть наше имя. Природа Бога есть наша природа. Мы
сопричастны всем Его качествам и энергиям, они уже присутствуют
в нас - пусть даже в зачаточном виде. В процессе духовного
раскрытия, мы проявляем их во все большей и большей степени.