В Библии есть отрывки, которые, находясь в здравом уме,
нельзя воспринимать буквально. Например, это касается таких
слов: "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя,
отсеки их и брось от себя". Можно предположить, что Иисус
намеренно говорил подобные вещи, пробуждая в учениках
стремление мыслить и анализировать, а не бездумно выполнять
приказы-заповеди. Он стремился увести их от привязанности
к внешним словесным формулировкам к пониманию их глубинного
содержания.
Формы подвижны и изменчивы. Привязанность к формам
есть идолопоклонство, которое сковывает наш дух и
оборачивается разочарованием. Бог является Источником
всех форм, в то же самое время бесконечно превосходя их.
И подлинная молитва всегда направляет наш разум к Богу.
Мы привыкли повторять фразу "хлеб наш насущный дай нам на
сей день", принимая ее буквально - как просьбу об обеспечении.
И этим, сами того не осознавая, мы ограничивали себя. Почему?
Во-первых, Иисус четко указал на то, что о земных благах
волнуются только язычники. Живя без осознания Божьей любви
и Божьей щедрости, они суетятся в поисках денег и вещей.
Мы же призваны жить иначе: "Итак не заботьтесь... потому
что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем
этом".
Зачем просить о хлебе, если Бог уже знает о наших потребностях?
Зачем просить о хлебе, ести Бог уже сейчас посылает нам
все необходимое? Повторяя эти просьбы снова и снова, мы
невольно приходим к языческому взгляду на далекого и
недоступного Бога, которого нужно "уговорить", умилостивить,
склонить на нашу сторону.
Во-вторых, в просьбах об обеспечении часто видны инфантилизм
и иждивенчество. Почему Бог должен нам что-то давать? Человек
был призван работать и вкушать плоды своих трудов. Это
не только логично, но и справедливо. Мы были наделены
силами и способностями для того, чтобы в процессе труда и
самовыражения обогащать окружающий мир - и получать за это
достойное возмещение. "Давайте, и дастся вам".
О чем же, в таком случае, нужно молиться? Существует "хлеб",
ради которого не нужно работать. За ним не нужно ходить на
рынок, его невозможно купить за деньги. Есть "хлеб",
который приобретается только в процессе молитвы, сознательного
единения с Богом.
Вот два отрывка из Библии, на которые я хочу обратить внимание:
"Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим".
"Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру".
Слово Божье, хлеб Божий - это божественный творческий Логос,
который не нужно отождествлять с черными точками на белой бумаге
(и даже на экране монитора). Слово есть живая созидательная
энергия Бога. Слово есть невидимое возвышающее Присутствие,
благодаря которому осуществляется рост. Молясь о хлебе,
мы устанавливаем прочные и гармоничные отношения с этим
Присутствием.
"Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его".
Молясь, мы пробуждаемся к осознанию скрытых в нас сил - и
к нам приходит желание проявить их. Выходя из состояния
сонливости и апатии, мы становимся ревностными и энергичными.
Мы забываем о настойчивых попытках получить что-то от Бога.
Вместо этого, мы настойчиво стремимся поделиться с миром
сокровищами нашего духа и нашей души.
"Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? -
скажите им: Это движение и покой", - учит Иисус в Евангелии от Фомы.
Покой в Боге означает, что мы "успокаиваемся от дел своих" -
от дел, продиктованных эгоизмом и низшими побуждениями. От
нас уходят нервозность, суета, беспокойство, страх -
и все проистекающие из них поступки. На их место приходят
действия, проистекающие из побуждений нашей высшей природы,
Христова начала.
Наши движения замедляются, становятся более ритмичными и
красивыми. В то же самое время, они становятся более созидательными.
Мы становимся едиными с Богом в труде, который Он совершает
в мире через нас. Эта работа становится нашим насущным хлебом.