В древности люди думали, что Бог обитает во дворце,
расположенном высоко за облаками. Но ученые в своих
исследованиях обшарили весь космос - и не нашли обители Бога.
Это дало повод рассуждать о кризисе веры - хотя правильнее было
бы говорить о кризисе наивности и легковерия. Вдумчивому
читателю Библии изначально ясно, что под небом не имеется
виду физическое небо.
"Отче наш, сущий на небесах!" Если воспринимать эти слова
буквально, перед нами возникает жесткая иерархическая картина
мира. Бог - наверху, человек - внизу. Бог - силен и властен,
человек - слаб и беспомощен. Бог напоминает абсолютного монарха,
а человек - бесправного и униженного раба, который вынужден
просить себе милостей и подачек. Но одно только упоминание
Иисусом слова "Отец" дает нам право отвергнуть такое восприятие
Бога.
Традиционная религия противопоставляет человека Богу. Она
утверждает иерархичность, провозглашает ее священной.
Отражением небесной иерархии служит земная иерархия - цари и
священники есть наместники Бога, повиновение им вменяется
в долг. Иисус мыслил иначе и неоднократно бросал вызов подобной
картине мира.
Когда ученики задали вопрос о том, кто главнее в Царстве
Небесном (вопрос об иерархии), Иисус поставил посереди них
ребенка - и назвал большим того, кто умалился. Когда апостолы
начали спорить о первенстве, Он сказал: "Кто хочет быть первым
между вами, да будет всем рабом".
Иисус не разделял небо и землю, человека и Бога, а утверждал
их единство: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я
в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Иоанна 17:21).
Мы можем условно определить небо как высший, божественный план
бытия. Как высшее измерение включает в себя низшие - так и Бог
включает в себя весь мир, находясь в каждой точке пространства
и времени. И, в то же время, Бог бесконечно больше мира.
Царство Небесное, или Царство Божье, есть внутреннее присутствие
Бога во всех людях и во всех вещах. "Царствие Божие внутрь вас
есть" (Луки 17:21).
Притчи Иисуса о Царстве Небесном показывают еще один аспект
Царства - Царство есть принцип возрастания. Оно не статично.
Оно непрестанно расширяется и растет.
Таким образом, мы можем сделать два вывода:
- Бог будет действовать в нашей жизни "изнутри наружу";
- Божье действие в нашей жизни будет проявлением принципа возрастания.
Зная эти факты, мы сможем всегда двигаться в гармонии с
Божьим потоком.
Но если Царство уже присутствует в мире - зачем тогда молиться
"да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как
на небе"?
Если отнестись к этой фразе поверхностно, может сложиться
впечатление, что земля оставлена без Божьего попечения, и
мы, молясь, просим Отца не бросать нас на произвол судьбы.
И это снова полностью противоречит тому, что мы знаем о Боге
от Иисуса.
Все сразу же становится на свои места, когда мы вспоминаем,
что "Отче наш" - не прошения, а утверждения. "Царство Твое пришло,
воля Твоя исполняется и на земле, и на небе". Молясь, мы все
глубже и полнее осознаем эти факты.
Воля Божья, о которой ведется много разговоров в религиозных
кругах, не есть каприз или прихоть. Воля Божья есть
универсальный закон. Исполнить волю Бога - это значит осознать
этот закон и сообразоваться с ним. Мы делаем это актом своей воли.
Некоторые люди внутренне противятся мыслям о Божьих законах.
В их представлении, законы являются холодными, бездушными
и механическими, а исполнение законов превращает людей в
машин. Мне больше нравится сравнивать законы с ветром. Ветер
наполняет паруса - но капитан держит штурвал и, маневрируя,
ведет корабль к намеченной цели. Законы не отменяют
индивидуальной свободы, а помогают в полной мере воспользоваться
ее плодами.