Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Виртуальная ешива

За 2004-07-21

[Виртуальная ешива] Re[2]: Вопросы 1: 8-9 (возможно по незнанию)

S> Пожалуйста, расскажите о Шамире,подробнее. Что это за червь, и что он
S> делал.Правда ли что камни "связывались" между собой залотыми скобами?

Здравствуйте, Сергей.

Приведу 3 мидраша (рассказа) из книги "Агада - сказания, притчи,
изречения Талмуди и Мидрашей", связанных с шамиром.

1. В КАНУН СУББОТЫ

Десять вещей предуготовано было в канун Субботы, в сумерки: пасть
земли (поглотившая Кораха и его сообщников), устье колодца (по
сказанию -- следовавшего за израильтянами в пустыне), человеческий
голос Биламовой ослицы, радуга (появившаяся после прекращения потопа),
манна, посох Моисея, шамир (червь, с помощью которого, по древнему
сказанию, Соломон тесал гигантские камни при построении храма),
письмена, стиль для письма, скрижали Завета.

По другому сказанию -- также: злые духи, гробница Моисея, овен,
принесенный Авраамом в жертву вместо Ицхака, и первые щипцы (без
которых не могли бы быть изготовлены другие щипцы).

(Пиркей Авот, 5)

2. ХРАМ И ДОМ СОЛОМОНОВ

Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир". Червь этот
обладал свойствами тесла и гранила. Помощью "Шамира" обтесывался
строевой камень для храма и дома Соломонова и производилось гранение
драгоценных камней для хошена.

Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не
могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в
шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями.

"Шамир" был принесен к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился
с вечера шестого дня творения

(Сота, 45; Шохер Тов).

3. ШАМИР

"И когда строился Дом, то строился из цельных, обтесанных камней; ни молота,
ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его".

Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею,
князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый
камнем с печатью Асмодея на нем.

Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда
возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему
колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался
воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил.

Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш
начертан был, и дал ему руно овечье, да мехи с вином и послал его к Асмодею.

Пришел Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого
доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил
шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов.
Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.

Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды -- вино.

-- Ну, нет, -- сказал Асмодей: "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот,
кто увлекается ими"[26].

Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей,
выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с
дерева и связал его цепью.

Проснулся Асмодей и бушевать начал.

-- Укротись! -- сказал Беная. -- Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над
тобою!

Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмодей и повалил ее;
проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей.

Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался
им потом шатающийся без пути пьяный -- и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече
со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии
башмачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет
хватало!" -- расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот
колдования свои производил, -- и тут расхохотался Асмодей.

Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив
тростину перед Соломоном, сказал:

-- Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь
покорил, и этим не довольствуешься, -- еще меня поработить захотел!

-- Я от тебя ничего не домогаюсь, -- отвечал Соломон, -- кроме одного. Я собираюсь
построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир".

-- "Шамир", -- отвечал Асмодей, -- находится не у меня, но у духа морского, а
дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар.

-- А что делает с "Шамиром" петух Бар?

-- Придя в необитаемую скалистую местность, положит "Шамир" на утес, утес раскалывается;
бросит Бар в расселину семена древесные, -- на том месте и возникнет поселение.

Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар.
Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамир" и положил его на стекло,
дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамир"; подобрали
червя и унесли.

Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.

Спрашивал Беная Асмодея:

-- Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться
на дорогу?

-- Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто
доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную.

-- А пьяного зачем ты на дорогу вывел?

-- О нем оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый, -- и я доставил
ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно лишить его и малейшей
доли в жизни вечной.

-- Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал?

-- Потому, что жениху тому предназначено умереть, не прожив и тридцати дней после
свадьбы, а жене его -- тринадцать лет ждать, доколе подрастет малолетний деверь
ее[27].

-- Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал,
чтобы их хватило ему на семь лет?

-- Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается!

-- Почему над колдуном рассмеялся ты?

-- На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит
себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!..

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:religion.yeshiva-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:religion.yeshiva--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

   adm***@y*****.com 2004-07-21 04:15:43 (#195017)

[Виртуальная ешива] Законы строительства Храма 1: 16-21

Здравствуйте.

Продолжаю тему "Законов Храма" (Ильхот Бейт а-Бхира) Рамбама.

Напоминаю адрес в интернете, где находятся "Законы Храма" на
святом языке: http://kodesh.snunit.k12.il/i/8100.htm

Также напоминаю, что то что написано ниже - это не перевод, а лишь мой
пересказ на русском языке.

Глава 1.

16. Любой камень, до которого дотрагивался металл, даже если камень не
поцарапался - непригоден для строительства Жертвенника и Кевеша
(поднятия к Жертвеннику), как сказано: "...потому что ты занесешь на
него свой меч и осквернишь его." (Шемот 20:21). И тот кто
строит Жертвенник или Кевеш из камней, до которых дотрагивался металл
- делает неправильно, как сказано: "...не строй его из тесаных
камней..." (Шемот 20:21). А тот кто
строит из поцарапанных камней - преступает позитивную заповедь (то
есть заповедь что-либо делать).

Пояснение: есть 2 вида заповедей: 1. Позитивные (мицвот асэ - заповеди
"делай") - приказы что-то
делать. 2. Негативные (мицвот ло таасе - заповеди "не делай") - запреты что-либо
делать.

17. Камень, на котором появилась трещина или царапина
или до которого дотрагивался металл уже после того как он
встроен в Жервенник - непригодный, а остальные камни - пригодные.
Жертвенник белят 2 раза в год: перед Песахом и перед Суккотом. Для
побелки используют материю, и не использую ничего металлического,
чтобы не дотронулось до камней и не испортило бы их.

18. К Жертвеннику не делают ступенек, как сказано: "И не восходи на
Мой жертвенник по ступеням..." (Шмот 20:22),
а строят возвышение с южной стороны от Жертвенника, которое опускается
от верхушки жервенника до самой земли, и оно называется "Кевеш". И
тот, кто поднимается по ступеням к Жервеннику - делает неправильно.

Примечание: только здесь даётся определение "Кевеша", хотя сам Кевеш
уже несколько раз упоминался в предыдущих законах.

19. Каждый, кто специально делает непригодным хотя бы один камень
Жертвенника или Эйхаля или камни между Уламом и Жертвенником - делает
неправильно, как сказано: "И разрушьте жертвенники их ... Не делайте
подобного для Г-спода, Б-га вашего." (Дварим 12:3-4)

Примечание: что такое Эйхаль и Улам - смотрите в пятом законе.

20 Менора (семисвечник) и её принадлежности, и Стол с его
принадлежностями, и Жертвенник для воскурений и все вспомогательные
принадлежности (сосуды) не делают ни из чего другого, кроме как из
металла. И если их сделали из дерева или из кости или из камня или из
стекла - непригодны. Когда была бедная община - делали даже из жести
(из самого простого металла), а если разбогатели - делают из
золота. И даже лопаты и шампуры и вилы для жертвенника всесожжения, и
мерки - делают из золота, если у общины хватает средств. Даже ворота
Азары покрывают золотом, если хватает средств.

21. Все принадлежности с самого начала изготовления делают специально
для Храма, и если с самого начала их делали для обычного пользования -
их уже нельзя делать для Храма. А предмет, который был сделан для
Храма, но ещё не был там использован - его можно использовать просто
так, однако, если уже этот предмет использовали в Храме - его уже
нельзя использовать просто так. Из камней и плит, которые
первоначально предназначались для обычного строения не строят ничего
на Храмовой горе.

На этом завершилась первая глава "Ильхот бейт а бхира" Рамбама.
Продолжение следует.

Александр Шейнкер
Администратор http://www.yevrey.com
ICQ - 36656442
adm***@y*****.com

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:religion.yeshiva-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:religion.yeshiva--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ mailto:ask@subscribe.ru

   adm***@y*****.com 2004-07-21 02:03:19 (#194972)