Вы, наверно, уже привыкли, что большинство наших «передовиц» сосредоточены вокруг анекдотов. Не будем нарушать эту традицию и сегодня. Тем более, что разного рода традиции занимают такое центральное место в иудаизме. Ведь с одной стороны, традиции представляют собой ту самую невидимую цепь, связывающую поколения и сохраняющую дух еврейства на протяжении веков и тысячелетий, а с другой – в отличие от единой, обязательной буквы закона, выражающейся в 613 заповедях, выбор тех или иных различных традиций внутри
рамок еврейской религии дает каждому из нас возмножность найти свой собственный, самый подходящий ему путь в иудаизме.
Но нам кажется, мы уже слишком углубились в лирические отступления и чуть не забыли о главной теме нашей статьи. Кстати, не видится ли вам в этом аналогия нашего повседневного отношения ко главному и второстепенному? Не слишком ли мы углубляемся в различные лирические (а порой и весьма прозаические) отступления, заслоняя ими суть и смысл нашей жизни?
Итак, ловите долгожданный анекдот.
К мирно дремлющему в купе поезда еврею подходит проводник.
- Простите, Ваш билет - до Бердичева, а этот поезд идет в Конотоп.
- И часто ваши машинисты так ошибаются? – возмущается пассажир
Одна из самых распространенных аллегорий жизни в еврейской традиции – аллегория дороги. Недаром, выражение «жизненный путь» является таким устойчивым во многих языках. Все мы находимся в пути к конечной и разным промежуточным целям. Каждый из нас выбирает свою дорогу. Кто-то идет вперед, напролом. Кто-то двигается зигзагами. Кто-то без конца кружится по кольцевой дороге. И самое главное – не потерять ориентацию. Иначе мы рискуем вместо Бердичева оказаться в Конотопе. И все-таки, и это еще не самое страшное.
Куда страшнее, когда обнаружив в пути свою ошибку, мы все равно стараемся ее не замечать, и вместо того, чтобы исправить хотя бы то, что пока еще можно, мы с пеной у рта начинаем обвинять во всем кого-то другого.
Всевышний предлагает нам путь. Путь Торы. Кратчайший путь к счастью. Мы же, впитавшие с молоком матери заветы Ильича, упрямо «идем другим путем», путем совершенно противоположным. При этом, совершенно не понятным для нас образом счастье как-то ускользает из наших рук и мы начинаем размышлять над Лермонтовской «чашей бытия». (Помните? «Тогда мы видим, что пуста \ Была златая чаша,\ Что в ней напиток был - мечта,\ И что она - не наша!»). И мы начинаем винить «Машиниста» в том, что это Он завел нас не туда, куда
мы стремились! А ведь стоило лишь нам использовать билет по назначению и...
Недельная глава «Шмот» («Имена»)
На этой неделе мы читаем главу «Шмот», повествующую о порабощении еврейского народа в Египте, о личности Моше-рабейну и о возложении на него миссии Всевышнего у подножия горы Синай при виде горящего и несгораемого тернового куста – символа судьбы еврейского народа.
Терновый куст горит и не сгорает,
Хоть неказист на вид, но как упрям!
Какая сила в нем страсть к жизни разжигает?
Того, возможно, он не знает сам.
Народ мой! Ах, какие только муки
Не претерпел ты от безжалостных сердец?
И сколько раз за все твои заслуги
Наградой лишь терновый был венец?
Но в промежутке между пыткой и изгнаньем
Ты в тайны мироздания проник,
И продолжаешь путь свой изначальный
Ты через терни к звездам напрямик!
Женский уголок
По весьма понятным причинам эпоха египетского рабства была перодом самой большой деморализации и упадка духа еврейского народа. Не будем забывать, что тогда евреи еще не получили Тору, о которой сказано «она возвращает силы душе» (Теилим 19:8). И все-таки добрая половина еврейского народа не теряла присутствия духа и пыталась всеми силами поддержать всех тех, кто впали в депрессию. Речь о идет о еврейских женщинах. Именно они в нечеловеческих условиях древнеегипетских трудовых лагерей, когда новорожденных еврейских
младенцев под стягом египетского закона бросали в воды Нила и замуровывали в стены пирамид вместо недостающих кирпичей, они, еврейские женщины, делали все возможное и невозможное, чтобы поддержать стимул и жажду жизни своих мужей.
Не забывали они в частности и такой простой, житейской истины, что «голодное брюхо к ученью глухо» и прежде чем перейти к своим доводам и увещиваниям, они перво-наперво кормили своих мужчин, перебивавшихся без этого на полуголодном рабочем пайке. Что же могли предложить еврейские хозяйки своей сильной половине в Египте? Прежде всего, различные блюда из свежей рыбы, выуженной ими в Ниле. Почему бы и нам не попытаться обрадовать наших мужчин (и не только их), которые порой нуждаются в нашей поддержке неменьше,
чем в свое время в Египте? Конечно, вместо того, чтобы удить рыбу можно вполне довольствоваться той, что продается в магазинах.
Гравлакс.
Филе лосося натрите смесью 2 ст.л. соли, 2 ст.л. сахара, белого перца и мелко-нарезанного укропа. Гермитично оберните полиэтиленом и оставьте на три дня под прессом в холодильнике. Нарежьте ломтиками наискосок и наслаждайтесь!
Форель в фольге
Обмажьте форель солью и растительным маслом изнутри и снаружи. Нафаршируйте брюшко форели горошками перца, лавровым листом, помидором, луковицей и зеленью. Оберните в фольгу. Печь полчаса в горячей духовке.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Сколько ложечек сахара Вы обычно кладете в чай?
- Когда как. Как правило, дома - одну, а в гостях - две.
- Дорогой мой, чувствуйте себя, как дома!
Еврейский паренек решил жениться, и рассказывает об этом своей
матери.
- Мам, я решил сделать тебе сюрприз. Я приведу в дом сразу трех
девушек, а ты попробуешь догадаться, какая из них моя невеста.
На следующий день он приводит домой трех девушек: блондинку,
брюнетку и рыженькую. Вечер проходит превосходно, все довольны.
Когда гостьи разошлись по домам, он спрашивает у матери:
- Мам, ну как ты думаешь, кто она?
- Без сомнения, рыженькая! - говорит мать.
- Мамочка, - расплывается в улыбке сын, - но как ты догадалась?
- А она мне сразу не понравилась...