Голова на плечах.
Итак, в понедельник вечером мы отмечаем наш новый, еврейский, 5766 год. Хотя,
признаемся честно, переводить Рош-ашана как «новый год» не слишком компетентно.
Рош-ашана это не просто новый года, а дословно – «Голова года». И поверьте, совсем
недаром говорится в народе (хоть и в нееврейском), что «дурная голова ногам покоя
не дает». Точно так же и Неподкупный Суд, совершаемый над каждым из нас и над
всем человечеством на протяжении двух дней «Головы года», выносит нам приговор
на весь последующий год. И хотя
«раскаянье, молитва и благотворительность» в любой момент способны «удалить суровость
приговора», исправить испорченное намного тяжелее, чем пользоваться заведомо
исправным.
Но что мы все о грустном, да о грустном? Не пора ли хоть немного улыбнуться?
Достаточно вспомнить одного израильского политика, который, ничего не понимая
в медицине, в свое время получил заветный пост министра здравоохранения. (Ну
что ж, по крайней мере, он не отличался славой маркиза де Сад, занимавшего в
свое время подобный пост во Франции). Говорят, что на недоуменные вопросы прессы,
он, немало не смущаясь, отвечал: «А что? Я, к примеру, хорошо разбираюсь в анатомии.
Вот, наприме, голова – важнейший орган.
Головой ведь я ем!»
К сожалению, часто мы все забываем о настоящем смысле еврейских праздников вцелом
и Рош-ашана (Головы года) в частности и наивно полагаем, что обмакнув яблочко
в мед, отведав гефилте-фиш и сладкий цимес, и на закуску – кусочек таящего во
рту медовика, мы уже тем самым заслуживаем Сладкого Нового Года. А как же иначе?
Ведь «головой мы едим»? Или не только?
Недельная главв «Ницавим» («Стоите»)
Недельная главв «Ницавим», которую мы читаем в синагогах перед Рош-Ашана, передают
речь Моше-рабейну евреям в последний день своей жизни. Евреи заново закрепляют
свой союз со Всевышним на все поколения.
Одной из заключительных тем речи Моше-рабейну, как нельзя более подходящей ко
времени, предшествующему грозному дню суда, Рош-Ашана, еврейскому Новому Году,
когда по выражению наших учителей «даже рыба трепещет в воде», является тема
раскаяния.
Говоря о еврейском раскаянии мы не имеем в виду поведение, подобное Ивану Грозному
из трагедии Толстого:
И о а н н
(стоя на коленях)
Вы, верные рабы мои и слуги!
Меж вами нет ни одного, кого б
Не оскорбил я делом или словом...
Ш у й с к и й
Помилуй, государь! Тебе ль у нас
Прощения просить?
...
И о а н н
Молчи,холоп!
Я каяться и унижаться властен
Пред кем хочу! Молчи и слушай: каюсь -
Моим грехам несть меры ни числа!
Душою скотен - разумом растлен и.т.д.
Мы не имеем в виду также те случаи, когда человек бьет себя в грудь за прошлые
грехи и прегрешенья, не сомневаясь при этом ни на минуту, что завтра все начнется
по-прежнему. Мы говорим о том настоящем раскаянии, которое, согласно еврейским
источникам есть наивысшая ступень святости.
Можно было бы сказать, что раскаяние по-еврейски – чувство настолько глубокое
и сильное, что оно неизбежно приводит к действию. Но это - только полуправда.
Как мы уже неоднократно повторяли, иудаизм – религия действия. Еврейское раскаяние
– не позыв к действию, а некий процесс, чьей последней стадией и является то
самое действие. А всего таких составных частей раскаяния – три.
Во-первых – ощущение стыда и сожаления за свой проступок на эмоциональном уровне
и прекращение подобных действий (мыслей, бездействия – нужное подчеркнуть в уме)
на данный момент. Общепринятое определение раскаяния, пожалуй, этим и ограничивается.
Иудаизм же видит в этом только начало.
Этап второй - осознание и осмышление совершеного. На этом этапе человек анализирует
свой проступок в глобальном плане. Существует особая часть молитвы, несколько
раз встречающаяся в литургии Рош-Ашана и Йом-Кипур, в которой мы во множественном
числе признаемся в перечне грехов по алфавитному порядку языка иврит. Называется
она «видуй» и часто переводится как «исповедь», хотя ее единственным сходным
элементом с исповедью в христианском понимании является проговаривание вслух.
Казалось бы, какой смысл повторять
хором «мы были виноваты, предавали, воровали и т.д.», если на деле мы не совершали
ничего подобного? Но во-первых, эта молитва произносится всем еврейским народом
вместе и как бы объединяет наши общие грехи (подробнее о коллективной ответственности
читайте в рубрике «жемчужины еврейского комментария). А кроме того, она дает
возможность каждому понять как его мелкая прегрешность на деле может отражать
величайший грех – как отказ от веры предков «пахнет» предательством, как трата
чужого времени – кражей и т.п.
Поэтому-то обязательной частью этого второго «мыслительного» этапа раскаяния
является и цитирования вслух молитвы «видуй»
И, наконец, последний этап, как мы уже говорили – этап действия! Кульминацией
раскаяния является принятие бесповоротного решения не возвращаться впредь к проступкам
прошлого и максимальные старания воплощения этого решения в жизнь.
Так что, вперед! К действию!
Женский уголок
Первой ассоциацией Рош-ашана является яблоко, которое мы обмакиваем в мед. С
этого, собственно говоря, непосредственно и начинается новогодняя трапеза. Так
как иудаизм не признает случайностей, то и за этим обычаем явно следует искать
какую-нибудь аллегорию.
Говоря о яблоке, прежде всего, необходимо отказаться от христианских ассоциаций,
связывающих этот «ни в чем неповинный» плод с «первородным грехом». Разбирая
вопрос, какой именно плод отведала Хава (не упустив при этом случая накормить
им и мужа), еврейские мудрецы спорят, был ли это виноград, инжир, этрог или пшеница
(до изгнания Первого Человека из Ган-Эден являющаяся деревом), но никто никогда
в еврейской традиции не называл «яблоко» в данном контексте.
Напротив, еврейские ассоциации, связанные с этим плодом абсолютно пололжительные.
Ведь наряду с гранатами и финиками (которые мы также с удовольствие едим в Рош-ашана)
яблоки считаются одним из символов еврейского народа.
А мед, как мы уже говорили в наших рассылках, наряду с молоком, водой и вином
является одним из символов Торы. Так, когда еврейский ребенок в трехлетнем возрасте
впервые идет учиться, ему показывают (и даже дают попробовать) буквы еврейского
алфавита, смазанные медом, чтобы самым что ни на есть буквальным способом ввести
ребенка во вкус еврейской учебы.
Другими словами, в Рош-ашана, день суда над всем миром, когда «даже рыба трепещет
в воде» (не забывайте при этом, что рыба опять-таки является символом еврейского
народа, а вода – самой распространенной аллегорией Торы), мы начинаем свою трапезу
с погружения яблока, символизирующего наш многострадальный народ, в мед, символизирующий
Тору. Тем самым, мы заявляем суду: «смотрите все: еврейский народ все также погружен
в мир Торы!» И лучшей «защитной речи» невозможно и придумать!
А теперь предлагаем вам несколько кулинарных фантазий на тему «яблока в меду».
Новогодний салат.
Мелко шинкуем краснокочанную капусту. Солим и перемешиваем руками. Добавляем
2 свежих огурца, нарезанных мелкими кубиками. Смешиваем банку яблочного пюре
с четвертью стакана меда и 2 столовыми ложками растительного масла без запаха.
Заправляем салат.
Яблочно-медовый пирог
Нарезаем дольками 5 кислых яблок. Смешиваем их с двумя ложками меда. Замачиваем
пол-стакана изюма в вине и добавляем к яблокам. Приготовляем песочное тесто
из полутора стакана муки, 150 г маргарина и 3\4 стакана сахара. Добавляем начинку.
Печем час в умеренно-горячей духовке.
Приятного вам всем аппетита и сладкого нового года!
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Мойше встречает Моню:
- Послушай, ты мог бы дать другу взаймы сто рублей?
- Мог бы. Если у меня был друг.
Арабо-Израильские переговоры.
Представитель израильской стороны: Прежде чем перейти к главной теме переговоров,
мне хотелось бы привести один исторический факт : "Однажды, один иудейский
решил омыться в водах Иордана. Он разделся на берегу и сошел в воду, но, вернувшись
на берег, он обнаружил что его одежда была украдена арабами ..."
Арабский представитель (возмущенно): Но это же чистейшей воды клевета! Тогда
и арабов-то здесь никаких не было!
Примьер: Ну, вот с этого я и хотел начать ...
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h