Неутолимая жажда или случай в автобусе.
Он подошел ко мне в автобусе с растерянно-жалким видом: «Простите, пожалуйста!»
-«Да, да, пожалуйста! Что Вы хотели?»
«Простите меня, пожалуйста!» повторил он еще более жалобным тоном: «Я хочу, чтобы
Вы меня простили.»
«Да, но за что?!» последовал мой недоуменный вопрос. Ведь трудно было представить
себе, что этот грустный человек, слегка навеселе, мог действительно осозновать
коллективную ответственность всех евреев. Вряд ли был он знаком с известной притчей
о том, что все мы, евреи, плывем к нашей конечной цели на одном корабле, и даже
если ты заплатил за свою каюту звонкой монетой, это не дает тебе права сверлить
ее дно, подвергая угрозе весь корабль. И, наверняка, не за свое «просверленное
дно» просил он у меня прощения.
«Понимаете, я поссорился с женой. Я еду с ней мириться, но...»
И мне стало понятно, что этот бедный человек совсем не уверен в том, что жена
сумеет его простить. А между тем его жгло страстное желание быть прощенным. Увы!
Он не понимал, что точно также как человек, обуреваемый жаждой, стремится напиться
из любого источника, но выбери он вместо пресной воды, соленые воды моря, и это
не только не утолит, но лишь еще сильнее разожжет его жажду, так и незаслуженное
прощение из неверного источника приведет лишь к подобному результату...
Текущий еврейский месяц Элуль, предшествующий суровому Дню Суда – Еврейского
Нового Года, Рош-Ашана, как раз и предназначен для воплощения в жизнь этого,
присущего в той или иной степени каждому, желания - жажды заслужить прощение.
В этот месяц евреи сильнее, чем когда-либо стремятся заслужить прощение, прощение
у Творца, прощение друг у друга. И хотя раскаяние доступно каждому круглый год,
нет более благоприятного для этого времени, чем месяц Элуль и последующие Десять
Дней Расскаяния.
В этом месяце евреи (кто с начала месяца, кто лишь в последнюю неделю Элуля)
читают по ночам специальные молитвы – слихот (прощения). Но все это не было бы
так полезно, если бы при этом мы не помнили бы важного урока попытки напиться
соленой водой и не подкрепляли бы свои просьбы о прощении конкретными действиями,
наглядно доказывающими, что мы-таки делаем все, что в наших силах, чтобы добиться
ЗАСЛУЖЕННОГО прощения!
Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь»)
Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей?
Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся
74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски,
различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается
особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.
Для многих любая религия является синонимом фатализма: все и так заранее предопределено
свыше, а значит нет смысла во всех наших стараниях. Такие мысли чаще всего приводят
или к параллизирующей пассивности, или к озлобленной вседозволенности (ведь всегда
можно будет скинуть свои злодеяния на счет того, кто якобы руководит мной как
марионеткой). Что же говорит по этому поводу иудаизм? Посмотрим сегодняшнюю недельную
главу.
«Когда будешь строить новый дом, сделай ограждение на твоей крыше, чтобы не пролилась
кровь в твоем доме, если упадет с нее падающий.» (Дварим 22:8) Итак, будучи религией
парадокса, иудаизму как всегда успешно удается «объять необъятное» и связать
на первый взгляд совершенно противоречивые вещи: с одной стороны – «упадет с
нее падающий» ( т.е., как объясняет Талмуд, тот, которому суждено упасть), а
с другой – «сделай ограждение». Но, позвольте, ведь если человеку и так суждено
упасть, то к чему делать ограждение?
Но в том-то и дело, что даже если что-то предопределено в общих чертах, это никоим
образом не освобождает меня от моих личных обязанностей!
Да, если мне не достался IQ супер-гения, я никогда не стану вторым Эйштейном,
но зато в пределах своих способностей, я могу развить их ровно настолько, насколько
пожелаю. И недаром вздыхал знаменитый праведник рав Зюся, что если на неподкупном
небесном суде его спросят, почему он не был Моше-рабейну, он найдет, что ответить,
но вот если ему зададут вопрос, почему он не был настоящим равом Зюсей (другими
словами, почему он не реализовал свой потенциал на все сто процентов), то он
просто не знает, что и ответить.
И неважно, что и как предопределено в глобальных событиях мирового масштаба,
я лично обязан прилагать максимальные усилия для того, чтобы несмотря ни на что
оставаться человеком, сохраняющим те самые Б-жественные «образ и подобие» так,
как того требует Тора. Типичный пример – наказание египтян. Казалось бы, за что
их наказывать, если в самой Торе черным по белому написано, как Творец говорит
Аврааму, что евреям суждено быть порабощенными в Египте? Но в том-то и дело,
что хотя в общих чертах, пророчество и существовало,
но кто сказал, что лично ты, Рамсес, или ты, Тутанхамон, или ты, Владимир Ильич
должен быть тем, кто возьмет в своих руки кнут поработителя? И хотя Жаботинский
в свое время гордо считал одним из признаков Израиля в качестве «нормального
государства» наличиев нем своих преступников и девиц легкого поведения, весьма
сомнительно, что кто-то станет грабителем исключительно из оснований, что по
статистике в каждом городе должно быть N–ное количество бандитов.
Еврейский мудрец рабби Акива около 2000 лет тому назад резюмировал все вышесказанное
одной единственной фразой: «Все (в глобальном плане) – предопределено, но (каждому
лично) дана свобода воли.» Желаем каждому читателю использовать эту свободу по
назначению! Шабат шалом!
Спрашивали? Отвечаем!
Вот вы писали, по закону, еврей должен прощать долги в седьмой год.
А какой год считать седьмым?
Для начала давайте разберемся с темой прощения долгов. Итак, в седьмой год прощаются
все частные долги между евреями. Но остаются в силе, во-первых, долги неевреев
евреям, т.к. Тора однозначно не требует от евреев отношения к неевреям на более
высоком уровне, чем логически требуют это сами неевреи. То есть, если сами неевреи
не прощают друг другу долги в седьмой год, то нет никакого права требовать этого
и от евреев.
Кроме того остаются в силе долговые обязательства не частному лицу, а коллективному
органу еврейского суда. Когда на определенном этапе еврейской истории некоторые
богатые евреи в преддверии седьмого года предпочитали отвергать просьбы бедняков
одолжить им ту или иную сумму, Гилель предложил таким богачам и беднякам оформлять
свои долговые обязательства через еврейский суд. В данном случае суд являлся
формальным посредником, как бы одалживающим деньги у богачей и одалживающий эти
же деньги беднякам. При подобных
условиях, как уже было оговорено, долг не аннулируется. Данное постановление
Гилеля актуально и по сей день, и многие евреи перед седьмым годом обращаются
в еврейский суд для оформления подобного рода ссуд.
Но какой же все-таки год считается седьмым? Подсчет идет с того момента, как
Земля Израиля стала принадлежать Народу Израиля, точнее была разделена между
12 еврейскими коленами. Это произошло в 2503 году от сотворения мира, т.е. в
1257 г. до н.э. Значит, первый год шмиты (седьмой год) пришелся на 2510 год,
а ближайший год шмиты ожидает нас через 5 лет, в 5768 (2008) году.
Напоминаем, что мы всегда будем рады ответить на ваши письма, посланные по адресу:
vzglad@hotmail.com
Женский уголок
К сожалению, в наше время многие слова, как и многие вещи, утратили свою первозданную
ценность. Возьмем для примера знакомое слово «прости». Как часто мы используем
его действительно по назначению, искренне выражая свое сожаление за нашу вину?
Если уж мы и склонны употреблять это нелегкое слово, то совершенно в противоположном
контексте, вроде «Прости, но ты неправ!»
Как уже было сказано, месяц Элуль идеально подходит для выражени раскаяния о
своих проступках и для попытки заслужить прощения. А у кого, как не у самых близких,
нам больше всего есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к
этому прямо сейчас и не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому
назначению?
А следующие блюда помогут каждому смягчить горький привкус обид, остающихся,
как мы надеемся, навсегда в прошлом.
Салат «особый»
Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных
маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным
на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов
со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат.
Десерт «солнце за облаками»
Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского
шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными
вишнями.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Лазарь, ты не мог бы одолжить мне на пару недель три тысячи долларов?
- Сколько-сколько? Да такую сумму я не одолжу и родному брату!
- Ну, кто лучше тебя знает твоих родственников...
Пресс-конференция мультимиллионера, банкира Розенблюма.
- В чем, по-Вашему, заключается главный секрет удачи.
- Секрет удачи заключается в одном лишь слове - терпение. Если вы
обладаете терпением, вы сможете сделать абсолютно все. И это вовсе не преувеличение!
- То есть, следуя Вашим правилам, можно и воду перенести в решете?
- Безусловно! Нужно лишь иметь терпение, чтобы дождаться, когда она
замерзнет!
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h