Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечностьPurim sameach


Информационный Канал Subscribe.Ru

Детский праздник?
Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо?
«Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие.
Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился.
«Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,»
останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий,
и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»
В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа
Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно.
Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет,
то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести
позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано
вершить любое зло, грабить и убивать.
История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими
в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом
Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман,
задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить
весь еврейский народ. 
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был
повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев
Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.
Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно»
в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный
антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение),
«случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно»
он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно
в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он
наткнулся именно на эпизод
раскрытия заговора Мордехаем  и еще несколько подобных «случайностей». Так в
борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»:
«Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те,
кто считают Пурим не более чем детским праздником, ссылаясь на внешнюю оболочку
шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями и забывая
об истиных причинах этой нашей радости. Ведь точно так же как чудесное Провидение
было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье
евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл.

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)
Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений
и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается
о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в
Храме.

 
Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации
пропитаны духом христианских стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь
идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением.   Возьмем для примера понятие
«жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля  - «жертва - пожираемое,
уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод
или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его,
то, чего лишаюсь, пострадавший
от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого,
что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов».  Обратите
внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».

На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное
«каров» (близкий). Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя»,
не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га.
Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой
абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок -  ощущение
связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил,
источник жизненной энергии и
Его постоянную поддержку в любой ситуации. 
Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших
вопроса. Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом
стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике -  разве это
не потеря? А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением
и поддержкой Творца?
Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике
– очередной христианский стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно
полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву
даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает
(опять-таки в зависимости от разновидности жервты) поедание мяса жертвенного
животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как
правило, других источников
заработка, в торжественной  обстановке в Иерусалиме. А подобные расходы мало
чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев
населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком
в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!
Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует
по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они
действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного
притяжения сущесвовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации.

Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции,
безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем.
И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии
жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и
действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции,
открытые нам самим Творцом.

Жемчужины еврейского комментария

 «И говорил Аман царю Ахашверошу: «Есть один народ, который рассеян по всем пределам
твоего государства и ведет образ жизни, отличный от нас, и законы их отличаются
от законов всех народов. Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить
их? А я отвешу в руки служителей (царя) десять тысяч талантов (мера веса) серебра,
чтобы внести в казну царскую»,                   
И сказал царь Аману: «Серебро это забери себе, а также (еврейский) народ, поступи
с ним, как тебе угодно». (Мегилат Эстер, часть 3) 
 
Для пояснения этих цитат наши мудрецы в Талмуде (трактат Мегила 13) приводят
следующую притчу:
«Было 2 соседа-помещика: у одного была яма в поле, а у другого - холм. Разумеется,
что это им очень мешало во всех земледельческих работах. Хозяин ямы думал: «Как
хорошо было бы, если бы я смог взять холм соседа и засыпать яму». А другой думал
наоборот: «Если бы у меня была яма соседа, я бы сгреб свой холм в нее». Эти помещики
обычно проводили свой досуг в пивной и вот они повстречались. Опустошив бутылку
водки, хозяин ямы обратился к хозяину холма: «Может быть, ты согласишься продать
мне за хорошую цену твой
холм?» Его собутыльник, обрадовавшись, ответил: «Никаких денег мне не надо. Я
буду тебе благодарен, если ты снимешь его даром». Ахашверош и Аман подобны этим
помещикам. Для них обоих еврейский народ был как заноза. Поэтому царь Ахашверош
очень обрадовался, услышав предложение Амана уничтожить еврейский народ.
     Из этого ясно, что они оба были ярые антисемиты и все-таки автор книги «Анав
Йосеф» нашел разницу в их антисемитском подходе к еврейскому народу. В глазах
царя евреи выглядели возвышенными людьми: учеными, людьми высокой культуры, поэтому
они представлялись ему холмом, который ему и его народу мешает жить развратной
жизнью. А подход Амана к еврейскому народу выражал собой ненависть и полное пренебрежение.
Как он выразился: «Они не стоят того, чтобы жить на свете». Поэтому мудрецы сказали,
что в его глазах
евреи были. подобны глубокой яме, т.е. самому низкому уровню.  (По материалам
«Хазон-Авнер»)
  По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.


Женский уголок
Забота “аидише маме” давно уже стала притчей во языцах. Еврейская женщина. Мать.
Неповторимый вкус гефилте-фиш и аромат куринного бульона… Но не обидно ли, что
роль еврейской женщине (кстати, согласно еврейским источникам, заведомо сотворенной
более духовной, чем мужчина) в первую очередь ассоциируется у нас с кухонными
запахами и возней с ребятней?
Раввин Исраэль Салантер, основоположник еврейского этического движения Мусар,
любил повторять, что наша духовность есть ни что иное, как забота о материальности
другого. Как правило, мы любим “наставлять овец заблудших на путь истинный”,
при этом ни мало ни заботясь о том, сытный ли был у них завтрак и завтракали
ли они вообще. На самом деле, гораздо большую пользу могли бы принести не наши
пустые увещевания, а искренняя забота о ближнем, наш личный пример человеколюбия
(а заодно и выполнения заповеди “Возлюби
ближнего как самого себя”).
Поэтому-то “аидише маме”, на чьи хрупкие плечи ложится нелегкая забота о воспитании
детей, превращения их из плаксивых эгоистичных существ в Настоящих Людей, и должна
в первую очередь быть воплощением полного альтруизма и нежной заботы.
А куриный бульон с креплах (пельмени по-еврейски), между прочим, принято подавать
в Пурим (а также перед Йом-Кипуром и в последний день праздника Суккот). Также
как хоменташи (озней-аман) , они показывают, что «не все золото, что блестит»,
и внешняя оболочка не всегда соответствует внутреннему содержанию. И в плохую,
и, слава Б-гу, в хорошую сторону. Так, хоть во всем свитке Эстер не разу не упомянуто
имя Б-га, вся эта книга (как и вся наша жизнь) наполнена Его скрытым присутствием.
И так же, как и креплах
в конце концов, оно всплывает на поверхность! Веселего Вам праздника:
  
Сварите обычный бульон из половины тушки небольшой курицы с добавлением лука,
моркови, кореньев, зелени, соли и мясных костей по Вашему собственному вкусу
и усмотрению. Перемелите куринное мясо с яйцом, маленькой жаренной луковицей
и перцем. Положите по чайной ложечки фарша на квадратики теста из стакана муки,
яйца, соли и четверти стакана воды. (Длина стороны каждого квадратика – 5-7см).
Сложите квадратики пополам (в виде треугольников) и хорошенько залепите углы
и края. Опустите креплах в кипящий бульон,
подождите пока они всплывут и поварите еще минут 15. Приятного аппетита!

Напоминаем вам, что на сайте еврейской певицы Аелет-Ашахар (творческий псевдоним,
кстати являющийся одним из имен царицы Эстер) – www.freewebs.com/aelet вы можете
услышать песни и о «а идише маме», и о раве Салантере, и о пуримской символике
Аелет Ашахар.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Мама! Хватит забивать ребенку голову всякими бабушкиными сказками!!!
- Между прочим, чтоб ты знала, сказки - это страшные истории, осторожно подготавливающие
детей к чтению газет и просмотру теленовостей.

Рабинович звонит в редакцию газеты: Я бы хотел дать объявление в Вашей газете:
"Кто найдет любимую кошечку моей жены, тот получит $500!"
- Я не ослышался? $500? 
- Да, именно так. Эту омеpзительную тваpь я вчеpа утопил!

Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel tnzv”h

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Отписаться

В избранное