Нелогичный народ
Еврейский закон нередко упрекают в нелогичности. Ведь наряду с
такими «общечеловеческими» гуманными законами, как «не убей», «не укради», «не
мсти и не злопамятствуй», «возлюби своего ближнего», или заповедей воспитательного
плана вроде кашрута, приучающего нас к избирательности (совсем не все что попало
под руку можно засунуть в рот) и терпеливости (например, между сочным шашлыком
и ароматной пиццой надо немножко подождать), существуют заповеди, смысл которых
нам не совсем понятен. Обрезание?
Выкуп первенца? Накладывание тфиллин? Запрет надевать одежду из шерсти
вместе со льном, или запрет писать в субботу???
Но, постойте, разве все в нашей жизни логически объяснимо?! О плодах .развития
идей «разумного гуманизма», оторванных от своих религиозных корней, скрытых в
«средневековых обрядах», мы можем судить хотя бы на примере нашей бывшей родины
или нацистской Германии.
А можно было бы сказать... Но не желая вдаваться в систематичный разбор глубокой
логики наших «нелогичных» на первый взгляд законов, насегодня мы бы хотели осветить
совсем другую тему. А именно, вопрос векового существования нашего народа,
в то время как все другие нации без исключеня, однажды загоревшись на
горизонте истории, постелено блекли и угасали .
Вот что пишет по этому поводу Ф.М.Достоевский: «Приписывать status
in statu (“государство в государстве”) одним лишь гонениям и чувству самосохранения
недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело
бы и сохранять себя такой срок. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной,
а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может
быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова».
И вот вопреки всякой логике, благодаря соблюдению «нелогичных» законов (или,
выражаясь словами русского классика, неся в себе мировую глубокую идею) мы и
живем в веках, служа духовным маяком всего человечества...
Недельная глава «Пкудей»
На этой неделе в синагогах завершается чтение книги Шмот, второй книги Пятикнижия
(Торы). Эта недельная глава, посвященная отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований
на походный Храм и их точном использовании по назначению. Другими словами глава
«Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных строительству переносного Храма.
Итак, на протяжении пяти глав мы подробнейшим образом изучали строение походного
Храма, всех его принадлежностей, одежд священников. И мы не раз подчеркивали
прямую параллель между строительством Храма и воспитанием человеческой личности.
Но нет, подождите, мы сказали на протяжении пяти глав? Но ведь ровно посередине
пространного объяснения «вклинивается» глава «Ки тиса» с позорной историей золотого
тельца. Сам собой напрашивается вопрос: зачем? Неужели, вместо того, чтобы разрывать
единое повествование нельзя было найти более подходящего места для этого эпизода?
Не для кого из нас не секрет, что человек не робот. Еврейские источники категорично
заявляют «нет праведника на земле, который бы не грешил». И в процессе строительства
своего «Храма», своей личности у каждого из нас случаются «поломки» и «недочеты».
Одни могут махнуть на них рукой, но как же будет выглядеть их «Храм»? Другие
рискуют впасть в отчаяние, параллизирующее любое дальнейшее «строительство»,
при первой же ошибке. Так где же выход из этого психологического тупика?
Сама Тора дает нам ответ на этот проблематичный вопрос. Прямо в центре описания
строительства переносного Храма «темным пятном» выступает грех золотого тельца.
Казалось бы, как можно после такого потрясения спокойно продолжать размеренный
рассказ о ритуальной утвари и т.п.?
Но Тора не просто продолжает, а явно подчеркивает, что все было выполнено
точно по плану Творца. 18 раз в нашей главе после каждого упоминания той или
иной принадлежности Храма написано «как приказал Б-г Моше» - все было сделано
без малейшего отклонения. Так где же ключ к этой загадке?
Сказано: «уровень, на котором находятся раскаявшиеся грешники, - не достигают
его даже праведники!» Искреннее расскаяние - оно и есть ключ к решению поставленной
проблемы. Настоящее раскаяние, подобное расскаянию поколения золотого тельца,
способно творить настоящие чудеса! Только тут стоит заметить, что в еврейском
понимании «настоящее раскаяние» состоит не только из угрызений совести и сожаления
в содеянном проступке, но и, как всегда, из конкретных действий - признания
вслух своих прегрешений (попытка
заслужить прощения у людей и у Всевышнего) и однозначного и бесповоротного решения
избежать подобных проступков в будущем
И вот когда все эти три этапа пройдены, несмотря на все «сбои» и «провалы»
по дороге, у нас вновь и вновь появляется возможность отстроить «наш Храм» во
всем его великолепии!
Женский уголок
Кулинарным апогеем приближающегося праздника Пурим бесспорно являются так называемые
«озней-Аман» (оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной
формы с начинкой темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита
Амана, рискнувшего раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет
нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман»
у каждой еврейской хозяйки - свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни
готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут
служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно
легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный
недостаток - невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы
можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот»
(предварительно предупредив о их молочном содержимом).
Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам
сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного)
творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте чайную ложку лимонного
сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса
охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто
не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий
лист и разделите на кружочки
с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите начинку, поднимите края
и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите «озней-Аман» на слегка
смазаный противень. Печь около получаса при температуре 180 градусов.
Начинка из чернослива.
Разварите 300 г чернослива. Протрите через сито, добавьте немного белого вина,
100 г рубленных орехов, сахара, корицы и гвоздики по вкусу.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
*
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- А что, нельзя?
-В принципе можно. Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!
Маленький Шмулик впервые в жизни попал на кладбище и читает по слогам: "Здесь
покоится почтенный раввин...", "Здесь покоится добродетельный праведник...",
"Здесь покоится щедрый благотворитель..."
-Папа, папа! А что, воры и обманщики никогда не умирают?
Leilui nishmata shel Mina-Sheina bat Shmuel tnzb”h