Если мы войну забудем…
- У моей жены ужасная память!
- Что, ничего не помнит?
- Хуже! Ничего не забывает!
О шести ключевых событиях жизни еврейского народа Тора заповедает нам помнить:
о шабате, о выходе из Египта, о Синайском откровении, о грехе золотого тельца,
об эпизоде с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о
собственном брате и о войне с народом Амалек.
Странные заповеди - разве памяти можно что-либо приказать? Ведь память зависит
от строения человеческой психики? Частично, да. Но Тора не требует от нас машинального
зазубривания формул, дат и исторических фактов. На языке Торы «помнить» значит
сделать частью своей сущности, себя самого.
Ну, допустим, раз в неделю мы можем вспомнить о святости субботы. С трудом, но
можно прочувствовать и освобождение из рабства, получение Торы, расскаяние за
грехи. Еще трудней, но все-таки возможно ощутить ответственность за каждое сказанное
слово, за каждый поступок, помня о наказании Мирьям. Но к чему нам помнить какую-то
войну?Да и вообще, разве мало было войн у еврейского народа, разве мало было
блистательных побед?
Но в том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа
не было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии,
ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам.
Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый,
едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их
грязной по своей природе натурой руководило лишь влечение к абсолютному злу,
сопротивление малейшим росткам
добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской идеологии с ее гуманными
принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий, Амалек пытался всеми
силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами чудес, произошедших
с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом Израиля «не более
чем сказка».
И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы
не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими
народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам
Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало,
наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ!
Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим
позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га».
И так, пользуясь слабостями каждого из нас, нашей усталостью и измученностью
наш «внутренний Амалек» «подкрадывается» в наши сердца и учит нас не бояться
Б-га.
И потому нам приказывает Тора: «и когда Б-г даст тебе покой от всех врагов вокруг,
в земле, которую твой Б-г дает тебе в наследие сотри память Амалека из-под небес,
не забудь!». До каких пор мы должны помнить о вечной борьбе с Амалеком? До тех
пор, пока эта борьба, и внешняя, и внутренняя существует, пока память Амалека
не стерлась в наших душах, пока идеология безбожия, характерная этому народу
не перестанет быть частью нашей сущности.
А пока Тора дает нам возможность выполнить заповедь «помни, что сделал тебе Амалек
при выходе из Египта…», прослушав в синагоге в последнюю субботу перед праздником
Пурим этот небольшой отрывок из Торы.
Недельная глава «Ваикра» («Позвал»)
С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра.
В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору
заповедей, связанных со службой в Храме, и других аспектов святости еврейской
жизни. Первая недельная глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает
тему различных жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных
видов жертв.
Итак, книга «Ваикра» знакомит нас с различными сторонами понятия «святости».
К величайшему сожалению, религиозные ассоциации большинства русскоязычных читателей
в гораздо большей степени навеяны христианством, чем еврейским мировозрением.
К примеру, термин «святой». Наше воображение сразу рисует нам седовласого старца,
отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. А ведь для евреев
«быть святым» не расплывчатый идеал, а реальная цель, доступная каждому, ступившему
на путь Торы. И недаром именно
с книги Ваикра, книги еврейской святости, начинается обучение Торе самых маленьких
детей – с самого начала еврей должен понимать свое призвание. Прямым текстом
призывает нас Тора «будьте святы, ибо свят Я, Всевышний, ваш Б-г»! Но что же
такое «святость по-еврейски»?
Буквально – «обособление». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе
христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не
приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных
наслаждений и радостей жизни, но в рамках Б-жественных законов.
Таким образом, для того чтобы быть святым, не обязательно проводить всю свою
жизнь в постах, перебиваясь с хлеба на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические
склонности, придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем
не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно
не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся
на сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не
нужно скрываться за семью замками
в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями,
несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить,
не взирая на косые взгляды окружающих…
Жемчужины еврейского комментария
«А ты устал и измучен, и (Амалек) не боялся Б-га» (Дварим )
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос:
какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и
тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек
опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование
усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный
фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде
народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский
народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если
бы не тонкий рациональный
расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое
слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул
– в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них
места нет. Подчеркнул и… был разгромлен.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
В приближении Пурима неплохо бы остановиться и на гастрономическом аспекте этого
праздника. Тем более, что с едой связаны две заповеди, характерные для Пурима
- обильное пиршество (именно пиршество, «миште Пурим», а не просто трапеза)
и съестные подарки («мишлоах-манот», «шалахмонес» – как минимум два подарка,
содержащие как минимум два готовых к употреблению в тот же день блюда каждый).
Обычно, первые кулинарные ассоциации, возникающие в связи с Пуримом это специальные
пирожки «озней-Аман» («оменташи»). Но сегодня поговорим о другом, быть может,
менее распространенном и менее известном обычае Пуримского пиршества – подавать
блюда из различных бобов. Дело в том, что, по традиции, именно богатые белками
и железом бобы (а в частности хумус) заменяли Эстер, персидской царице еврейского
происхождения, неукоснительно соблюдавшей кашрут даже во дворце, в окружении
злейших антисемитов, мясные продукты.
Бобовая закуска
Отварите стакан смеси замоченных на ночь бобов (цветная фасоль,хумус и т.п.).
Смешайте с обжаренными луковицей, морковью, 2-3 дольками чеснока , стаканом рубленных
грецких орехов. Добавьте пучок зелени, соль, перец, паприку, 1-2 ложки кетчупа
и четверть стакана воды. Протушите все вместе минут десять. Остудите.
Хумус в соусе болоньез
Отварите замоченный на ночь стакан хумуса. Между тем разогрейте в толстостенной
сковородке 3-4 ложки растительного масла, добавьте туда пол-кило соленого мясного
фарша, порезанную луковицу и зубчик чеснока и обжарьте со всех сторон. Вскипятите
полтора стакана воды с половиной стакана кетчупа или томатной пасты, пол-чайной
ложки перца, столовой ложки измельченной зелени кинзы или петрушки и залейте
жаренный фарш. Тушите около часа под крышкой. Залейте горячим соусом хумус и
сразу подавайте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
*
- Мадам Рабинович, вы уже научили своего Абрашу говорить?
-Да, теперь мы учим его молчать.
*
- Слушай, ты не знаешь, почему у евреев такие большие носы?
- Потому что воздух бесплатный...
Leilui nishmata shel Mina-Sheina bat Shmuel tnzb”h