Обратная перспектива
Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую
высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!»
восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может
достучаться до сердца даже самых близких людей …»
Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы
судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его
силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему
других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки
зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом
космического пространства.
Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных
кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению.
Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи
километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою
Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано:
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей!
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других
людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен,
если он при этом находится в плену своих чувств. Кто-то может иметь миллионы,
но он не богат, если при этом он не доволен тем, что у него есть - любой нищий,
довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность
других.
Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым,
а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться
смотреть на жизнь под правильной перспективой.
Недельная глава «Ваякхэль»
Эта недельная глава начинается с очередного предупреждения соблюдать субботу,
а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма и подобрно
описывается строение каждой его части.
Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания
Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя
Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла. В главе Трума
мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех этих
крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще
не была видна под внешним покровом). Мы объяснили, что модель Храма идентична
«модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему
описанию строения Храма, Тора, в сущности, уделяет внимание аллегорическому описанию
становления человеческой личности.
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое
значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям
и обычаям? То ли дело, религия наших «сводных братьев»-арабов – «убей неверного
и получи прямой пропуск в рай для всей своей родни»! Или еще лучше у христиан
– тут даже обязательств никаких не требуется - «поверуй и спасешься!». А у нас?
Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор
в шабат не включай, десятину
бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик
Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому
пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать
Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале
Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом, к своему сожалению
обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от
настоящего разве что своим совершенством,
было бы глупо ожидать от него какой-либо практической пользы. Ибо внутри он был
пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором. Но сложнейший телефонный механизм
со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все
эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного
Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным»
(«Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению,
иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом,
внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего
механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч
приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.
А мы?
Жемчужины еврейского комментария
«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает»
Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость
с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий
мозг?
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту
вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями.
Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот,
кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их, воплощает
в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями,
чувствами и поступками.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Застолье всегда являлось неотъемлемой частью еврейской жизни – ещё бы! Ведь
каждый шаббат евреи собираются на целых три трапезы за субботним столом, накрытым
праздничной белой скатертью. Никто никуда не торопится. Царит атмосфера полного
покоя. И вот тут-то и время еврейской хозяйке показать своё мастерство. Ведь
по традиции кроме обязательных вина (виноградного сока) и хал субботние трапезы,
как правило, включают в себя и рыбные, и мясные блюда, а также различные салаты
и десерт.
А насколько еврейская кухня связана с еврейской религией мы подчас и не догадываемся.
Так, такая родная фаршированная рыба («гефилте фиш») появилась на свет благодаря
находчивости евреев, желающих сохранить на субботнем столе форму рыбы (и ее
кулинарные свойства) и одновременно избежать алахических трудностей связанных
с извлечением костей в субботу.
Чтобы сделать ваше меню более разнообразным и оригинальным мы предлагаем вам
еще несколько рецептов:
Морковно-рыбный пирог
На мелкой терке натрите 8 морковей. Добавьте по 1 ч.л. соли и имбиря. Разделите
на две равные части. 500 г рыбного филе (предпочительно камбалы) посолите, поперчите,
обмакните в соевый соус с щепоткой сахара и слегка обжарьте на постном масле.
В смазанную форму для выпечки положите половину морковной массы. Сверху-слой
рыбы. На него-оставшуюся половину тертой моркови. На самый верх положите нарезанный
кольцами лук. Печь 40 мин. при средней температуре.
Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана растительного масла,
6 нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара, чайной ложки соли и щепоткой
перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике.
Обжарьте на среднем огне. Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
У баронессы де Ротшильд начинаются pодовые схватки. Барон сpочно вызывает вpача.
Осмотpев pоженицу, тот говоpит:
- Еще есть время. Можем выгpать в каpты.
Они уходят в кабинет барона и садятся игpать. Из спальни доносится кpик: "Oh,
mon Dieu!". Супpуг неpвно вскакивает, но вpач говоpит:
- Еще pано. Сдавайте.
Вскоpе из спальни слышится: "Oh, mein Gott!". Барон поpывается бежать, но вpач
спокойно говоpит:
- Hет, нет еще. Сдавайте.
Чеpез несколько минут они слышат: "Гевалт!"
- Вот теперь пора!
В Кнессете оратор, известный своей несдержанностью, завершает речь словами: Попробуй
сделай что-нибудь, если половина членов Кнессета - идиоты!
Наутро фраза попадает в газеты, и общественное мнение грозит обернуться не в
пользу автора. На очередном заседании Кнессета он выходит на трибуну и говорит:
«Я тут позволил себе бестактность и вынужден извиниться: половина членов Кнессета
- не идиоты!»
Leilui nishmata shel Mina-Sheina bat Shmuel tnzb”h