Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Shabbat shalom!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обратная перспектива

   Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую
высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!»
восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может
достучаться до сердца даже самых близких людей …»
     Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы
судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его
силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему
других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки
зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом
космического пространства.
    Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных
кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению.
Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи
километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою
Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
   В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано: 
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей! 
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
   Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других
людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен,
если он при этом находится в плену своих чувств. Кто-то может иметь миллионы,
но он не богат, если  при этом он не доволен тем, что у него есть - любой нищий,
довольный своей судьбой, богаче его. И достичь уважения можно лишь уважая личность
других.
    Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым,
а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться
смотреть на жизнь под правильной перспективой.

Недельная глава «Ваякхэль»

Эта недельная глава начинается с очередного предупреждения соблюдать субботу,
а затем в ней перечисляются все пожертвования на строительство Храма и подобрно
описывается строение каждой его части.

Большая часть нашей недельной главы повторяет слово в слово подробные указания
Творца о строительстве Храма и всей его утвари, чтобы этим подчеркнуть, что строя
Храм, евреи ни на йоту не уклонились от Б-жественного замысла. В главе Трума
мы уже сталкивались с проблемой надобности скурпулезнейшего описания всех  этих
крючочков, ниточек, животных шкур и тканных покрытий (часть из которых вообще
не была видна под внешним покровом). Мы объяснили, что модель Храма идентична
«модели» человека и, уделяя внимание детальнейшему
описанию строения Храма, Тора, в сущности, уделяет внимание аллегорическому описанию
становления человеческой личности. 
Но не проявляется ли тут некая «мелочность» иудаизма, предающего чересчур большое
значение как разным «ниточкам» и «крючочкам», так и разным «мизерным» заповедям
и обычаям? То ли дело, религия наших «сводных братьев»-арабов – «убей неверного
и получи прямой пропуск в рай для всей своей родни»! Или еще лучше у христиан
– тут даже обязательств никаких не требуется - «поверуй и спасешься!». А у нас?
Ближнего своего полюби, отца и мать бойся и почитай, мясо с молоком не ешь, телевизор
в шабат не включай, десятину
бедным отделяй и т.д. и т. д. и т.д. и т. п.
В свое время в Советском Союзе пользовалась успехом советская сказка «Старик
Хоттабыч». Один ее эпизод описывает, как Хоттабыч, видя обычный телефон, по которому
пионер Волька с воодушевлением беседовал со своим другом Женей, решает сделать
Вольке скромный презент – телефонный аппарат из цельного куска мрамора. Вначале
Волька несказано радуется такому шикарному подарку, но потом,  к своему сожалению
обнаруживает, что радовался зря. И хотя внешне телефон Хоттабыча отличался от
настоящего разве что своим совершенством,
было бы глупо ожидать от него какой-либо практической пользы. Ибо внутри он был
пуст. Точнее заполнен прекраснейшим мрамором. Но сложнейший телефонный механизм
со всеми винтиками и проволочками в нем напрочь отсутствовал.
Да, быть может, для старика Хоттабыча (да и для многих других обывателей) все
эти винтики излишни. Может быть, за великолепием внешнего покрова переносного
Храма не заметно всех ниточек и крючочков, на основании которых он держится.
И вполне возможно, что обилие заповедей кажется чрезмерным и даже отчасти «мелочным»
(«Ну кому станет плохо, если я, к примеру, покурю в субботу?»). Но, к сожалению,
иначе аппарат не работает. И кому как не Создателю известны точные «инструкции»?
«Мраморные» суррогаты еврейской религии нередко привлекают взгляд своим изяществом,
внешним лоском, а главное, легкостью в обращении, но, увы, они лишены внутреннего
механизма, позволяещего связь с Творцом.
Кстати в сказке, сразу после злополучной истории с телефонным аппаратом, Хоттабыч
приступил к изучению механики, чтобы в будущем избежать подобных недоразумений.

А мы?

Жемчужины еврейского комментария

«И каждый мудрый сердцем среди вас пусть придет и сделает»

Рав Йеуда-Лейб Хасман задает справедливый вопрос: почему Тора связывает мудрость
с сердцем, тогда как орган, гораздо более связаный с понятием «мудрости» - человеческий
мозг?
И отвечает: большинство людей заблуждается, судя о мудрости человека по его интеллекту
вне зависимости от его поведения, зачастую продиктованного попросту эмоциями.
Но Тора видит положение вещей в совсем ином свете – по-настоящему мудр лишь тот,
кто абстрактные знания проводит через свое сердце и, прочувствовав их,  воплощает
в жизнь. То есть, у истинно мудрого человека нет противоречия между его знаниями,
чувствами и поступками.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок

Застолье всегда являлось неотъемлемой частью еврейской жизни – ещё бы!  Ведь
каждый шаббат  евреи собираются на целых три трапезы за субботним столом, накрытым
праздничной белой скатертью. Никто никуда не торопится. Царит атмосфера полного
покоя. И вот тут-то и время еврейской хозяйке показать своё мастерство. Ведь
по традиции  кроме обязательных вина (виноградного сока) и хал субботние трапезы,
как правило, включают в себя и рыбные, и мясные блюда, а также различные салаты
и десерт.
А насколько еврейская кухня связана с еврейской религией мы подчас  и не догадываемся.
Так, такая родная фаршированная рыба («гефилте фиш») появилась на свет благодаря
 находчивости евреев, желающих сохранить на субботнем столе форму  рыбы (и ее
кулинарные свойства)  и одновременно избежать алахических трудностей связанных
с извлечением костей в субботу.
Чтобы сделать ваше меню более разнообразным и оригинальным мы предлагаем вам
еще несколько рецептов: 
 

Морковно-рыбный пирог 

На мелкой терке натрите 8 морковей. Добавьте по 1 ч.л. соли и имбиря. Разделите
на две равные части. 500 г рыбного филе (предпочительно камбалы) посолите, поперчите,
обмакните  в соевый соус с щепоткой сахара и слегка обжарьте на постном масле.
             
В смазанную форму для выпечки положите половину морковной массы. Сверху-слой
рыбы. На него-оставшуюся половину тертой моркови. На самый верх  положите нарезанный
кольцами лук. Печь 40 мин. при средней температуре.



Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана растительного масла,
6 нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара,  чайной ложки соли и щепоткой
перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике.
Обжарьте на среднем огне. Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

У баронессы де Ротшильд начинаются pодовые схватки. Барон сpочно вызывает вpача.
Осмотpев pоженицу, тот говоpит:
 - Еще есть время. Можем выгpать в каpты.
Они уходят в кабинет барона и садятся игpать. Из спальни доносится кpик: "Oh,
mon Dieu!". Супpуг неpвно вскакивает, но вpач говоpит:
- Еще pано. Сдавайте.
Вскоpе из спальни слышится: "Oh, mein Gott!". Барон поpывается бежать, но вpач
спокойно говоpит:
- Hет, нет еще. Сдавайте.
Чеpез несколько минут они слышат: "Гевалт!"
- Вот теперь пора!

В Кнессете оратор, известный своей несдержанностью, завершает речь словами: Попробуй
сделай что-нибудь, если половина членов Кнессета - идиоты!
Наутро фраза попадает в газеты, и общественное мнение грозит обернуться не в
пользу автора. На очередном заседании Кнессета он выходит на трибуну и говорит:
«Я тут позволил себе бестактность и вынужден извиниться: половина членов Кнессета
- не идиоты!»


Leilui nishmata shel Mina-Sheina bat Shmuel tnzb”h
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.vzglyad
Отписаться

В избранное