Свобода и независимость.
Еще в 17 веке известный философ Джон Локк, полемизируя со своим неменее великим
соотечественником Томасом Гобсом, изрек фразу, сразу ставшую крылатой: "Твоя
свобода заканчивается в дюйме от кончика носа соседа". Но он ошибался. У кончика
носа соседа заканчивается не твоя свобода, а твоя независимость. Но в чем же,
простите, тут разница?
В свое время основным хобби автора данной статьи была популярная игра «Что? Где?
Когда?». И хотя тренировки нашей команды зачастую выглядели более похожими на
КВН или даже «Устами младенца», порой именно это и придавало особую соль нашим
встречам. Какую же ностальгию вызвал во мне вдруг следующий, недавно услышанный
анекдот!
Итак, ведущий задает вопрос: «Дорогие знатоки, ровно через одну минуту вам предстоит
дать ответ на наболевший вопрос: в чем разница между роялем и унитазом.
Далее следует бурное обсуждение версий и контроверсий: Рояль – черный, а унитаз
– белый? - Нет, не годится: бывают белые рояли. - Разница в цене? Рояль гораздо
дороже? - Тоже не подойдет: если сделать золотой унитаз, то он будет подороже
любого рояля! – Эврика! Разница в диапазоне и качестве звука! Ответ готов! Разница
- в звуке!
- А теперь, внимание! Правильный ответ: все очень просто, разница между роялем
и унитазом - в их ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ! А сейчас, дополнительный вопрос: уважаемые
знатоки, если вы не знаете разницы между роялем и унитазом, можно ли вас пускать
в приличное общество?
Как ни парадоксально, но и разница между свободой и независимостью точно также
в их предназначении. Если независимость является самоцелью, то свобода является
лишь необходимым условием, базой для достижения других, конкретных целей. С другой
стороны, опять – парадокс. Если истинная свобода, как мы уже говорили в наших
предпасхальных выпусках, не зависит от внешних признаков и условий, то добиться
истинной независимости вряд ли возможно. Каждый из нас объективно зависим от
общественного мнения и погодных условий, от свежести съеденного на завтрак яйца
и от того, с какой ноги сегодня встала жена. Именно наша независимость, к нашему
прискорбию (или все-таки, к счастью?), ограничивается кончиком носа нашего соседа.
Индикатором же того, насколько мы свободны является лишь то, насколько эти внешние
факторы влияют на нашу внутреннюю сущность и на наше субъективное восприятие
нашей «зависимости».
На этой неделе Израиль праздновал свой День Независимости. Что ж, день пришел
к концу, потухли мангалы (а почему-то именно так, пикниками на природе «традиционно»
отмечают коренные израильтяне свою независимость), о политической независимости
Израиля многим остается лишь мечтать, но зато Свобода остается. Остается с теми,
кто захотел ее обрести. С теми, кто приобрел ее в праздник Песах или, быть может,
еще раньше. Остается навсегда!
Недельная глава «Эмор»(«Скажи»)
В данной недельной главе подробно разбираются законы коэнов, некоторые детали
жертвоприношений, а также законы еврейских праздников: Песах, Шавуот, Рош-Ашана,
Йом-Кипур, Сукот и Шмини-Ацерет.
Неужели нашей рассылке уже больше года, а мы до сих пор еще толком не поговорили
о краеугольной заповеди иудаизма – Царице-Субботе? Что ж, попытаемся прямо сейчас
хотя бы частично наверстать упущенное. Почему именно сегодня? Сейчас узнаем.
Те, кто внимательно читали Пасхальную Агаду, не могли не заметить шокирующую
фразу – «Если бы Он дал нам Субботу, но не привел бы нас к горе Синай - для нас
этого было бы достаточно». Одного этого достаточно, чтобы доказать нам то особое
место, которое занимает заповедь шабата среди других заповедей Торы. Заповедь
о соблюдении шабата встречается в Торе не раз и не два. Вряд ли есть еще подобная
заповедь, о которой Тора повторяет с такой частотой, причем в каждой из пяти
книг Пятикнижия. Четвертая из десяти заповедей, она предвосхищает заповеди о
почитании родителей, «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и т.п. Обсуждая
законы строительства переходного Храма – святейшего места в среде евреев, Тора
не забывает упомянуть и о важности шабата. Настолько, что насколько бы уникальной
по своей значительности не была работа по воздвижению Скинии Завета, вся она
полностью прекращалась с наступлением шабата и как будто бы отходила на второй
план перед лицом Царицы-Субботы. И в этой недельной главе, перед тем как перейти
непосредственно к описанию еврейских праздников, Тора еще раз останавливается
на этой вечной теме Вечного Закона.
Что же такого особого в этом дне? Начнем с самого начала. С недели Творения.
Итак, мы знаем, что с точки зрения Торы, мир был сотворен за шесть дней (чему
была равна продолжительность этого «дня», с какой именно точки Вселенной и кем
именно велся этот счет – разговор отдельный), а на седьмой день Творец отдыхал,
заповедовав впоследствии следовать этому примеру и Своему народу. Но не задавались
ли вы вопросом, что если весь мир был уже сотворен за шесть дней, то чем отличался
седьмой день от дня восьмого, двух тысячи тридцать четвертого и т.д.?
Дело в том, что с прекращением творения всего, что существует в мире физическом,
творение...не прекратилось. Его самая главная составная часть как раз и была
создана в тот самый шабат. С наступлением Шабата у физического мира появилась...
цель. Выражаясь языком математики, если до этого все творение развивалось обычным,
линейным образом, то с наступлением Субботы обыкновенная прямая линия превратилась
в вектор, обладающий направлением движения. С наступлением Шабата стало очевидно,
что весь процесс творения не являлся самоцелью, а был лишь качественной, необходимой
подготовкой к истиной цели Творения – освящении материи.
В принципе то, чему посвящает еврей свою субботу, как раз и показывает на то,
в чем он видит смысл и цель всех своих трудов. Продолжает ли он повседневную
рутину, видя в ней самоцель, предпочитает ли он «расслабиться на полную катушку»,
перечеркивая «выходным» свое «рабочее» поведение, или использует повседневный
физический труд в качестве «первосортного сырья» для посвящения его истинным
духовным целям? Свой выбор сделай сам!
Жемчужины еврейского комментария
«…сосчитайте 50 дней и приблизте (преподнесите) новое подношение Б-гу» (Ваикра
23:16)
Так говорит Тора о приближающемся празднике Шавуот. Комментатор Кли Якар замечает,
что в самой Торе нигде не упоминается прямым текстом общеизвестные значения праздников
Шавуот –День Дарования Торы - И Рош-Ашана - День Суда. И это, конечно, не случайно.
Дело в том, что совсем необязательно дожидаться Шавуота, чтобы принять на себя
Тору. Каждый день Она может и должна стать для нас «новым подношением», каждый
миг она может нас заново приблизить к Источнику. И точно также еврей не должен
чувствовать, что суд за его проступки ожидает его только в Рош-Ашана, а тогда-то
и настанет подходящий момент для исправления. Нет! Каждый день, каждый миг мы
как бы стоим перед судом и точно так же каждую секунду у нас есть неповторимый
шанс исправить себя.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Как мы уже говорили, существует особая заповедь почтить еврейские праздники вкусной
едой и красивой одеждой. Во многих еврейских семьях эта заповедь одновременно
является стимулом к очередному выражению обоюдных чувств: мужчины дарят своим
любимым женам новые предметы гардероба. Это необязательно должны быть шикарные
костюмы или дорогие украшения. Ведь главное – не цена, а само проявление знаков
внимания. Со своей стороны женщины стараются обрадовать своих ненаглядных мужей
их любимыми блюдами. И, конечно, не остаются обделенными и дети. И так мы всей
семьей дружно и весело справляем наши праздники.
Быть может, на Шавуот на стол наших читателей наряду с привычными и уже давно
ставшими любимыми блюдами подадут и следующие горячие молочные кушанья.
Лазанья
Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном
(орегано) и двумя дольками чеснока. 500 г творога типа «коттедж» смешайте с
яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите. В форму для выпечки
уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте
в горячей духовке минут пятнадцать.
Фаршированные горячие помидоры
Из 10 спелых крупных помидоров удалите сердцевину, сохранив при этом их форму
«чашечек». Обжарьте небольшую луковицу с содержимым маленькой банки нарезанных
консервированных шампиньонов. Отварите четверть стакана риса. Смешайте жареные
грибы, рис и сердцевину помидоров, посолите, поперчите и наполните этой начинкой
помидорные «чашечки». Залейте сметаной и запекайте на смазанном противене 15
минут при температуре 225oС. Перед подачей украсьте веточками укропа или кинзы.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Диpектоp - кандидату на должность-
- Пока мы будем платить Вам 120 тысяч pублей в месяц,
а потом, возможно, будет и больше.
-Кандидат: Пожалуй, потом я и зайду.
Незамужняя дочь отцу-миллионеру:
- О, папа! Я так волнуюсь! Сейчас придет сват с моим женихом. Чтобы мне одеть,
чтобы выглядет по-привлекательней?
- В ваших женских делах я ничего не понимаю. Но в любом случае я бы лично посоветовал
тебе сесть возле сейфа с деньгами. Hа его фоне ты явно будешь выглядеть намного
пpивлекательнее.
Вопросы? Пожелания? Темы для дискуссий? Наш почтовый ящик vzglad@hotmail.com
всегда к вашим услугам!