Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава "Шмини" ("Восьмой")


Информационный Канал Subscribe.Ru

Начать и кончить!

Подготовка к Песаха в еврейском доме -  это целое событие, поглащающее всех его
членов на целый месяц, а то и более. Но если к внешней стороне праздника мы заранее
столь тщательно готовимся, то не стоит ли заранее позаботиться и о его духовной
стороне? Наша редакция попытается хотя бы частично взять на себя эту заботу.
Итак, начнем, пожалуй.
Центральной частью первой, праздничной ночи Песах – Седера (в переводе – «проядок»)
– безусловно является чтение Пасхальной Агады: четко сформулированного нашими
мудрецами рассказа о выходе евреев из Египта. В полную противоположность общепринятому
правилу «начали за здравие, а кончили за упокой» (или в более современном пересказе
«хотели как лучше, а получилось как всегда»), текст Агады построен по принципу
«начинается с плохого, а кончается плохим». В этом – суть еврейского подхода
ко всему происходящему. Недаром еврейский день начинается с...вечера, как сказано
«И был вечер, и было утро – один день». Мы твердо верим, что все неустойки, неудачи
и несчастья в конце концов станут достояние прошлого и являются лишь прелюдией
к свету, виднеющемуся в конце туннеля каждому, кто действительно хочет его видеть.
Все хорошее в празднике Песах – очевидно: что может быть лучше долгожданного
выхода на свободу (о том, что такое свобода по-еврейски мы поговорим в наших
следующих рассылках)? Но что-же это за плохое, с которого начинается наша Агада?
С описания ужасов египетского рабства? Нет! Еще раньше! Намного раньше - «Вначале
наши предки были идолопоклонниками... «Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту
сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора,
и служили другим богам»».
Не кажется ли вам странным упрек наших предков в идолопоклонстве и вообще упоминания
Тераха и Нахора в данной ситуации –  в час когда мы празднуем фактически становление
еврейского народа? Где еще мы слышали, чтобы афишировались истоки еврейской истории
до первого еврея Авраама? И причем здесь Нахор?
Многие из нас заблуждаются, считая Песах не более чем днем национального рождения,
а его ритуалы, как и все связанное с еврейской религией – не более, чем исторической
традицией. Наверное, так было всегда, но на сегодняшний день данная тенденция
заблуждения чувствуется особенно остро.
Вот именно против этого с самого начала и выступает Пасхальная Агада. Вы считаете
сегодняшний праздник всего лишь данью прошлых традиций? С чего бы это? Если уж
вспоминать о корнях, то ваши предки вообще были идолопоклонниками  и родной брат
нашего праотца Авраама так на всю жизнь и продолжил «традицию отцов», а уж кто
решил, что «мы пойдем другим путем», так это сам Авраам! Так что разговоры о
традициях здесь неуместны. Точно также как неуместны мнения о том, что целью
Пасхального Седера является исключительно воспитание будущих поколений. Как сказано,
даже если на Седере не присутствуют дети, ведущий Седер обязан проводить его
по всем правилам для остальных окружающих. Если же еврей находится в полном одиночестве,
он все равно обязан провести Пасхальный Седер по всем канонам для...самого себя!
Мы празднуем Песах не как дань дряхлому прошлому, а потому что и сегодня, и завтра,
и «в каждом поколении человек обязан ощущать, как будто бы он сам вышел из Египта».
Мы соблюдаем Тору не как бремя, взваленное на наши плечи (и головы) нашими предками,
а потому что это – наша жизнь!

Недельная глава «Шмини» («Восьмой»)

На этот раз недельную главу фактически можно разделить на три центральных эпизода:
торжественное открытие службы в переходном Храме, гибель двух сыновей Аарона
на глазах у всех присутствующих и основные положения о кашруте.

Итак, как уже было упомянуто в кратком описании нашей недельной главы, одним
из ключевых моментов главы «Шмини» является трагическая смерть Надава и Авиу,
двух сыновей Аарона, прямо в разгар праздничной церемонии открытия Храма. Тора
неоднократно обращается к этому событию, что в очередной раз подчеркивает его
важность. Что же все-таки произошло?
Процитируем текст Торы: «И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок
и взяли в них огонь и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой
огонь, который Он им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли
они перед Б-гом» .
Еврейские источники утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными. Но их
грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая по-своему
разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность
дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну.
Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано
не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «неактульности»
вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять,
а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует,
что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой
закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда
это происходит на виду у всех в самом сердце Храма. Тогда  и публичное наказание
с небес последовало незамедлительно…
Но неужели законы Торы трехтысячелетней давности актуальны и по сей день? Ну
там «не убей» или «не прелюбодействуй» - еще куда ни шло, но взять хотя бы все
те же законы кашрута или, допустим, обрезания – не пора ли им стать достоянием
далекого прошлого?
     На эту тему приведем следующую полушутливую притчу. Один богатый еврейский
торговец должен был срочно поехать в другой город, чтобы успеть закрыть одну
очень прибыльную сделку. Дело было морозной русской зимой лет двести тому назад.
Торговец нанял извозчика (тоже еврея), предупредив, что им необходимо поторопиться
и доехать в  нужный город не позднее чем через три дня. Извозчик прикинул:  расстояние
не большое, при хорошей погоде можно добраться дня за полтора, а зимой, учитывая
даже самые сильные метели – не больше чем за два дня. А заработок торговец предлагал
изрядный. И к обоюдной радости они договорились.
   Вначале, несмотря на снег и встречный ветер, они ехали быстро. Так что уже
к концу первого дня до города было рукой подать. Остановившись в придорожном
еврейском трактире, извозчик решил расслабиться – за счет обещанного заработка
изрядно пил, кутил и угощал всех остальных целые сутки, а на беспокойные взгляды
торговца уверенно махал рукой: мол, ничего, успеем!
  Но они-таки не успели. В своем весьма нетрезвом состоянии извозчик сбился с
дороги, а налетевшая вьюга совсем испортила дело. Когда дней через пять они,
наконец, добрались до места назначения, ни о какой прибыльной сделке уже не могло
быть и речи.
   Раздраженный торговец требовал у извозчика компенсации, на что извозчик, ссылаясь
на тяжелые погодные условия, требовал в ответ плату не за три, а за все пять
дней дороги.
    Оба еврея обратились в раввинский суд (тогда еще пользующийся непрекословным
авторитетом), решившим дело на основании законов Торы отнюдь не в пользу извозчика.
Тот нехотя смирился с решением, но про себя еще долго ворчал: «Конечно, дарование
Торы происходило-то летом в пустыне! Происходи оно зимой в России ее законы явно
были бы на моей стороне!»
   Несмотря на объективные трудности любой эпохи (всевозможные «вьюги» и «метели»)
у каждого еврея есть возможность идти путями Торы. И совсем не допустимо ссылаться
на мнимую неактуальность Торы, когда основным препятствием к соблюдению заповедей
является наше собственное поведение.

Жемчужины еврейского комментария

«И взяли сыновья Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок и взяли в них огонь
и положили на него благовония и принесли в жертву Б-гу чужой огонь, который Он
им не заповедовал. И вышел от Б-га огонь и пожрал их и погибли они перед Б-гом»
(Ваикра 10:1-2)
Вот как комментирует этот эпизод Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора
Тмима»: евреям было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений
в частности – искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба
в Храме, евреи могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать
всевозможные запреты -  ведь искупление-то рядом!
Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают
тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил
ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование
Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех.
И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись
Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма
не спасло их от заслуженной кары!

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.


Женский уголок

Как мы уже обещали, в предпасхальных номерах мы хотим предложить нашим дорогим
женщинам несколько интересных и достаточно несложных рецептов, помогающих одновременно
и разнообразить праздничное меню, и избежать нарушения законов этого серьезного
праздника. Итак, что же можно приготовить вместо привычных макарон, каш и бутербродов
с хлебом?
Сегодня перед вами – два рецепта для сладкого стола. Один из них  - харосет –
является также обязательным компонентом специального большого блюда на Седер,
где наряду с ним лежат яйцо, овощи (картошка), горький овощ (листовой салат или
кусочки хрена), тертый хрен и поджаренное куриное крылышко (съедаемое только
на следующее утро). Харосет символизирует глину, из которой еврейские рабы в
Египте изготовляли кирпичи для строительства пирамид.
 Но не случайно основными ингредиентами харосета являются плоды, с которыми в
еврейских источниках сравнивается наш народ. Египтяне замышляли смешать нас с
землей и в моральном (через постоянные унижения и полное порабощение), и просто
в физическом смысле, замуровывая еврейских детей вместо недостающих кирпичей
и бросая новорожденных мальчиков в воды Нила. Но у них ничего не получилось,
как не получилось и у всех антисемитов последующих поколений. А сладкий харосет
из года в год является незаменимым элементом Седера.


Харосет

На средней терке натрите 2-3 очищенных спелых яблока. Добавьте по трети стакана
молотых орехов, миндаля и нарезанных фиников. Заправьте двумя с половиной столовыми
ложками красного вина и по пол чайной ложки гвоздики и корицы.

Трайпел из мацы

8 пластинок мацы замочить в красном вине, завернуть в мокрое полотенце и оставить
на несколько часов. Разложить в 4слоя (по две мацы в каждом). Каждый слой намазать
фруктовым вареньем. Покройте мацу ассорти из различных нарезанных фруктов, свежих
или консервированных (чем больше, тем лучше) и залейте взбитыми сливками. Сверху
украсьте готовый трайпел ядрами орехов и шоколадной стружкой


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Рабинович давно прекратил переписку со своими родственниками за границей. Его
вызывают в КГБ и требуют написать родственникам "бодрое" письмо. "Дорогие, приезжайте
к нам, - пишет Рабинович, - мы строим социализм. Если приедете, скоро увидите
дедушку Бораха, бабушку Лею, прабабушку Сару. У нас тут - рай!"

Отец — дочери:
— Выходи замуж за Шмулика. Вот уж кто тебя по-настоящему любит.
— Ты уверен, папа?
— Абсолютно. Вот уже шесть месяцев я занимаю у него деньги, а он по-прежнему
к нам ходит!

У Вас возникли новые вопросы или Вы еще не получили ответы на старые? Редакция
«Взгляд в вечность» всегда к Вашим услугам по адресу – vzglad@hotmail.com!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное