Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Пурим


Информационный Канал Subscribe.Ru

Если мы войну забудем…

- У моей жены ужасная память!
- Что, ничего не помнит?
- Хуже! Ничего не забывает!

О шести ключевых событиях жизни еврейского народа Тора заповедает нам помнить:
о шабате, о выходе из Египта, о Синайском откровении, о грехе золотого тельца,
об эпизоде с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о
собственном брате и о войне с народом Амалек.
Странные заповеди -  разве памяти можно что-либо приказать? Ведь память зависит
от  строения человеческой психики? Частично, да. Но Тора не требует от нас машинального
зазубривания формул, дат и исторических фактов. На языке Торы «помнить» значит
сделать частью своей сущности, себя самого.
Ну, допустим, раз в неделю мы можем вспомнить о святости субботы. С трудом, но
можно прочувствовать и освобождение из рабства, получение Торы, расскаяние за
грехи. Еще трудней, но все-таки возможно ощутить ответственность за каждое сказанное
слово, за каждый поступок, помня о наказании Мирьям. Но к чему нам помнить какую-то
войну?Да и вообще, разве мало было войн у еврейского народа, разве мало было
блистательных побед?
Но в том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа
не было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии,
ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам.
Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый,
едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их
грязной по своей природе натурой руководило лишь  влечение к абсолютному злу,
сопротивление малейшим росткам добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской
идеологии с ее гуманными принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий,
Амалек пытался всеми силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами
чудес, произошедших с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом
Израиля «не более чем сказка».
 И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы
не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими
народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам
Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало,
наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ!
 Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим
позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га».
И так, пользуясь слабостями каждого из нас, нашей усталостью и измученностью
наш «внутренний Амалек» «подкрадывается» в наши сердца и учит нас не бояться
Б-га.
И потому нам приказывает Тора: «и когда Б-г даст тебе покой от всех врагов вокруг,
в земле, которую твой Б-г дает тебе в наследие сотри память Амалека из-под небес,
не забудь!». До каких пор мы должны помнить о вечной борьбе с Амалеком? До тех
пор, пока эта борьба, и внешняя, и внутренняя существует, пока память Амалека
не стерлась в наших душах, пока идеология безбожия, характерная этому народу
не перестанет быть частью нашей сущности.
А пока Тора дает нам возможность выполнить заповедь «помни, что сделал тебе Амалек
при выходе из Египта…», прослушав в синагоге в эту субботу - последнюю субботу
перед праздником Пурим - этот небольшой отрывок из Торы.

Недельная глава «Ваикра»

С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра.
В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору
заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной (не путать с гигиенической!)
чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная
глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных
жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных видов жертв.
Итак, мы вступаем в обсуждение наиболее «сухих», «статичных» и во многом непонятных
глав Торы. Здесь практически нет никаких пикантных историй, никаких острых сюжетных
поворотов и даже законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки
от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия даже религиозных
евреев.
А теперь догадайтесь, с чего начинают трехлетние еврейские мальчики свое обучение
Торе?  С начала истории сотворения мира? Или, может быть, с ключевого момента
еврейской истории -  выхода евреев из Египта? В любом случае, в Торе есть достаточно
богатого материала, чтобы заинтриговать и заинтересовать малолетнего ребенка.
Но на самом деле по еврейскому обычаю первое знакомство евреев с Торой проходит...через
книгу Ваика, как сказано «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу
ритуальной чистоты».
Зачем? Почему? Потому что именно таким образом еврей с детства получает самый
важный, наглядный урок: Тора – это не сказка, не сборник исторических  мифов
и рассказов. Тора – это жизнь. В ней, также как и в жизни, многое трудно, непонятно,
почти необъяснимо. Ее многие законы совершенно не вяжутся с нашим стандартым
мышлением. Но c’est la vie! Это – жизнь! Жизнь - со всеми ее сложностями и красотами!
И только твердо усвоив этот принципиальный урок, еврей начинает свое более близкое
знакомство с более конкретными и гораздо более любопытными и колоритными аспектами
Торы. Знакомство, длящееся всю жизнь...
А теперь, когда и мы получили этот «детский урок», давайте и мы перейдем к к
вышесказанному. Один известный американский раввин однажды посетил один из престижных,
еврейских, детских садов. К своему удивлению, первое с чем он столкнулся при
входе в помещение была большая, шикарная мезуза, находящаяся не на должном уровне
верхней трети косяка двери, а где-то на уровне ее самой нижней трети. На вопрос
раввина, воспитатели ответили, что таким образом они с детства прививают ребенку
любовь к Торе, давая ему возможность каждое утро поцеловать мезузу. Без лишних
слов раввин попросил молоток, установил мезузу на положенное место и...принес
детскую табуреточку. Теперь каждый ребенок сможет поцеловать мезузу, с легкостью
встав на табурет. «Для того, чтобы привить ребенку любовь к Торе, нет необходимости
«опускать» Тору до уровня ребенка, попутно нарушая ее заповеди. Необходимо искать
пути, как поднять ребенка до уровня Торы,» пояснил раввин свое поведение. Неплохо
бы это запомнить и нам!


Спрашивали? Отвечаем!

У меня давно сложилось впечатление о том, что Пурим – исключительно детский праздник.
Не слишком ли много внимание уделяют и взрослые евреи этому празднику?

Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо?
«Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие.
Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился.
«Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,»
останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий,
и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!»
В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа
Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно.
Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет,
то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести
позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано
вершить любое зло, грабить и убивать.
История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими
в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом
Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман,
задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить
весь еврейский народ.
Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был
повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев
Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день.
Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно»
в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный
антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение),
«случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно»
он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно
в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он
наткнулся именно на эпизод раскрытия заговора Мордехаем  и еще несколько подобных
«случайностей». Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости
– «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей
ты и погибнешь!»
Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те,
кто забывая об истиных причинах нашей радости, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного
веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями, считают Пурим не
более чем детским праздником, выражая глубочайший смысл Пурима (и большинства
других еврейских праздника) одной фразой: ОНИ ПЫТАЛИСЬ УНИЧТОЖИТЬ НАС, МЫ ПОБЕДИЛИ,
ДАВАЙТЕ ПОКУШАЕМ
 . Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений,
по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в
себе глубочайший смысл. Хаг самеах! Счастливого вам всем праздника!

Еще вопросы? Как всегда, мы ждем их по адресу – vzglad@hotmail.com (ответы публикуются
по степени актуальности)

Женский уголок
Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман»
(оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой
темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего
раз и навсегда решить «еврейский вопрос»).
Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет
нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман»
у каждой еврейской хозяйки -  свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни
готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут
служить мак, финики, чернослив.
Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно
легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный
недостаток -  невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы
можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот»
(предварительно предупредив о их молочном содержимом).

Озней-Аман из творожного теста
Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам
сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного)
творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте  чайную ложку лимонного
сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса
охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто
не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий
лист и разделите на кружочки с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите
начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите
«озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре
180 градусов.

Начинка из чернослива.
Разварите 300 г чернослива. Протрите через сито, добавьте немного белого вина,
100 г рубленных орехов, сахара, корицы и гвоздики по вкусу.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Доктор, мне сказали, что только Вы мне сможете помочь. Моя
фамилия Кацман
- Ну, знаете, медицина здесь бессильна...

Многодетная семья Шнайдера пытается снять квартиру. Но как только хозяева узнают,
сколько именно у него детей, ему сразу отказывают. Наконец однажды он говорит
жене:
- Возьми четверых детей и пойди погуляй по кладбищу.
- А что, поможет?
- Должно помочь.
Вечером жена узнает, что муж-таки снял квартиру.
- Дорогой, как же тебе это удалось?
- Я пришел, с тремя детьми. Поговорил с хозяевами. Меня спрашивают,
а сколько у вас детей. Я вздыхаю и честно говорю, что вообще-то
семь, но моя любимая жена и четверо незабвенных детей на кладбище...

«Сердечное» пожелание: Шоб ви так жили, как прибедняетесь!

                На выздоровление Шмуэля сына Сары.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное