Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Пурим
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Если мы войну забудем… - У моей жены ужасная память! - Что, ничего не помнит? - Хуже! Ничего не забывает! О шести ключевых событиях жизни еврейского народа Тора заповедает нам помнить: о шабате, о выходе из Египта, о Синайском откровении, о грехе золотого тельца, об эпизоде с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о собственном брате и о войне с народом Амалек. Странные заповеди - разве памяти можно что-либо приказать? Ведь память зависит от строения человеческой психики? Частично, да. Но Тора не требует от нас машинального зазубривания формул, дат и исторических фактов. На языке Торы «помнить» значит сделать частью своей сущности, себя самого. Ну, допустим, раз в неделю мы можем вспомнить о святости субботы. С трудом, но можно прочувствовать и освобождение из рабства, получение Торы, расскаяние за грехи. Еще трудней, но все-таки возможно ощутить ответственность за каждое сказанное слово, за каждый поступок, помня о наказании Мирьям. Но к чему нам помнить какую-то войну?Да и вообще, разве мало было войн у еврейского народа, разве мало было блистательных побед? Но в том-то и дело, что война с Амалеком не стандартная война. У этого народа не было никакой конкретной причины воевать с нами. Ни территориальные претензии, ни физическая угроза «израильского агрессора» не имели никакого отношения к амалекитянам. Тем не менее, они добровольно отправились за тысячи километров разгромить слабый, едва очнувшийся после двухсотлетнего египетского рабства, еврейский народ. Их грязной по своей природе натурой руководило лишь влечение к абсолютному злу, сопротивление малейшим росткам добра и, следовательно, лютая ненависть к еврейской идеологии с ее гуманными принципами. Ссылаясь на случайность происходящих событий, Амалек пытался всеми силами охладить пыл остальных народов, пораженных масштабами чудес, произошедших с евреями и доказать им, что особая связь между Б-гом и народом Израиля «не более чем сказка». И эта война продолжается по сей день. Сегодня, когда все народы смешались, мы не можем точно определить амалекитян. Но Амалек смешался не только с другими народами, поселив в них всех зерно антисемитизма. К сожалению, «моральным» принципам Амалека удалось прокрасться и в наши еврейские души и как часто наше дурное начало, наш «внутренний Амалек», охлаждает пыл чистых порывов наших душ! Вот как описывает Тора военную тактику Амалека: «подкрался сзади к ослабшим позади тебя (еврейского народа), а ты устал и измучен, и не боялся он Б-га». И так, пользуясь слабостями каждого из нас, нашей усталостью и измученностью наш «внутренний Амалек» «подкрадывается» в наши сердца и учит нас не бояться Б-га. И потому нам приказывает Тора: «и когда Б-г даст тебе покой от всех врагов вокруг, в земле, которую твой Б-г дает тебе в наследие сотри память Амалека из-под небес, не забудь!». До каких пор мы должны помнить о вечной борьбе с Амалеком? До тех пор, пока эта борьба, и внешняя, и внутренняя существует, пока память Амалека не стерлась в наших душах, пока идеология безбожия, характерная этому народу не перестанет быть частью нашей сущности. А пока Тора дает нам возможность выполнить заповедь «помни, что сделал тебе Амалек при выходе из Египта…», прослушав в синагоге в эту субботу - последнюю субботу перед праздником Пурим - этот небольшой отрывок из Торы. Недельная глава «Ваикра» С этой недели в синагогах начинают читать третью книгу Пятикнижия (Торы) – Ваикра. В ней почти совсем отсутствует сюжетная канва. Она почти целиком посвящена разбору заповедей, связанных со службой в Храме, ритуальной (не путать с гигиенической!) чистотой и нечистотой и других аспектов святости еврейской жизни. Первая недельная глава этой книги носит то же название – Ваикра. Она обсуждает тему различных жертвоприношений, подробно описывая пять наиболее распространенных видов жертв. Итак, мы вступаем в обсуждение наиболее «сухих», «статичных» и во многом непонятных глав Торы. Здесь практически нет никаких пикантных историй, никаких острых сюжетных поворотов и даже законы, разбирающиеся в этих главах, по большей части далеки от нашей повседневной жизни и довольно трудны для восприятия даже религиозных евреев. А теперь догадайтесь, с чего начинают трехлетние еврейские мальчики свое обучение Торе? С начала истории сотворения мира? Или, может быть, с ключевого момента еврейской истории - выхода евреев из Египта? В любом случае, в Торе есть достаточно богатого материала, чтобы заинтриговать и заинтересовать малолетнего ребенка. Но на самом деле по еврейскому обычаю первое знакомство евреев с Торой проходит...через книгу Ваика, как сказано «придут ритуально чистые (дети) и будут изучать книгу ритуальной чистоты». Зачем? Почему? Потому что именно таким образом еврей с детства получает самый важный, наглядный урок: Тора – это не сказка, не сборник исторических мифов и рассказов. Тора – это жизнь. В ней, также как и в жизни, многое трудно, непонятно, почти необъяснимо. Ее многие законы совершенно не вяжутся с нашим стандартым мышлением. Но c’est la vie! Это – жизнь! Жизнь - со всеми ее сложностями и красотами! И только твердо усвоив этот принципиальный урок, еврей начинает свое более близкое знакомство с более конкретными и гораздо более любопытными и колоритными аспектами Торы. Знакомство, длящееся всю жизнь... А теперь, когда и мы получили этот «детский урок», давайте и мы перейдем к к вышесказанному. Один известный американский раввин однажды посетил один из престижных, еврейских, детских садов. К своему удивлению, первое с чем он столкнулся при входе в помещение была большая, шикарная мезуза, находящаяся не на должном уровне верхней трети косяка двери, а где-то на уровне ее самой нижней трети. На вопрос раввина, воспитатели ответили, что таким образом они с детства прививают ребенку любовь к Торе, давая ему возможность каждое утро поцеловать мезузу. Без лишних слов раввин попросил молоток, установил мезузу на положенное место и...принес детскую табуреточку. Теперь каждый ребенок сможет поцеловать мезузу, с легкостью встав на табурет. «Для того, чтобы привить ребенку любовь к Торе, нет необходимости «опускать» Тору до уровня ребенка, попутно нарушая ее заповеди. Необходимо искать пути, как поднять ребенка до уровня Торы,» пояснил раввин свое поведение. Неплохо бы это запомнить и нам! Спрашивали? Отвечаем! У меня давно сложилось впечатление о том, что Пурим – исключительно детский праздник. Не слишком ли много внимание уделяют и взрослые евреи этому празднику? Представьте себе, что кто-то упал с крыши высотного дома и не разбился. Чудо? «Чудо!» воскликнут некоторые. «Случайность,» равнодушно пожмут плечами другие. Тогда представьте себе, что тот же человек опять упал с той же крыши и…не разбился. «Настоящее чудо!» всплеснет руками большая часть наших читателей. «Опять случайность,» останутся при своем остальные. Ну, а если то же самое повторится и в третий, и в четвертый раз? Это чудо или очередная случайность?! «Это уже привычка!» В прошлом номере мы уже говорили, что главным методом борьбы антисемитского народа Амалека против Творца была попытка доказать, что все в нашей жизни случайно. Ведь как заметил Достоевский устами своего героя Раскольникова – если Б-га нет, то все разрешено. А это значит, что можно не только без малейших угрызений совести позволять себе все плотские удовольствия и наслаждения, но и просто безнаказано вершить любое зло, грабить и убивать. История Пурима - небольшой этап в истории вечной войны между евреями, несущими в мир основы богобоязненности и, следовательно, нравственности и их вечным врагом Амалеком. На этот раз на арену истории вышел «достойный» потомок Амалека – Аман, задумавший, заручившись полной поддержкой персидского монарха, в один день истребить весь еврейский народ. Но не пугайтесь, его коварному плану не удалось претвориться в жизнь. Аман был повешен на дереве, приготовленном им лично для повешения духовного лидера евреев Мордехая, а мы, евреи, живем по сей день. Что же привело к такому развороту событий? Цепочка «случайностей»: «случайно» в качестве новой супруги персидский царь Ахашверош (кстати, сам по себе отъявленный антисемит) избрал еврейку Эстер (до поры до времени скрывавшую свое происхождение), «случайно» еврей Мордехай подслушал заговор о покушении на Ахашвероша, «случайно» он оказался родственником Эстер, «случайно» Ахашвероша мучала бессоница именно в ту ночь, когда Аман готовил виселицу для Мордехая, «случайно» в летописи он наткнулся именно на эпизод раскрытия заговора Мордехаем и еще несколько подобных «случайностей». Так в борьбе с Амалеком проявился принцип Б-жественной справедливости – «мера за меру»: «Ты утверждаешь, что все случайно? Что ж, в водовороте случайностей ты и погибнешь!» Вот такие глубокие идеи лежат в основе праздника Пурим. И очень ошибаются те, кто забывая об истиных причинах нашей радости, ссылаясь на внешнюю оболочку шумного веселья, пестрых карнавальных костюмов и обмена сладостями, считают Пурим не более чем детским праздником, выражая глубочайший смысл Пурима (и большинства других еврейских праздника) одной фразой: ОНИ ПЫТАЛИСЬ УНИЧТОЖИТЬ НАС, МЫ ПОБЕДИЛИ, ДАВАЙТЕ ПОКУШАЕМ . Ведь точно так же как чудесное Провидение было скрыто под маской ряда совпадений, по-детски искренее и беззаботное веселье евреев в Пурим на самом деле таит в себе глубочайший смысл. Хаг самеах! Счастливого вам всем праздника! Еще вопросы? Как всегда, мы ждем их по адресу – vzglad@hotmail.com (ответы публикуются по степени актуальности) Женский уголок Кулинарным апогеем праздника Пурим бесспорно являются так называемые «озней-Аман» (оменташи, «уши Амана»). Речь идет об особых пирожках треугольной формы с начинкой темного цвета (символизирующую темные мысли заклятого антисемита Амана, рискнувшего раз и навсегда решить «еврейский вопрос»). Но даже в рамках самых устоявшихся и распространенных традиций иудаизм предоставляет нам свободу фантазии и, следовательно, свободу действия. Так и в случае «озней-Аман» у каждой еврейской хозяйки - свой оригинальный рецепт этого лакомства. Одни готовят его на дрожжевой основе, другие используют песочное тесто. Начинкой могут служить мак, финики, чернослив. Мы хотим поделиться с вами необычным рецептом молочных «озней-Аман». Они достаточно легки в приготовлении и необычайно приятны на вкус. Но, пожалуй, их единственный недостаток - невозможность подать их на десерт после мясной трапезы. Зато вы можете удивить своих друзей и знакомых, положив эти оменташи в «мишлоах-манот» (предварительно предупредив о их молочном содержимом). Озней-Аман из творожного теста Просейте 2 стакана муки с двумя чайными ложками разрыхлителя. Добавьте 200 грам сливочного масла (или маргарина) и маленькую банку (250 г) жирного (девятипроцентного) творога. Тщательно смешайте все ингредиенты, добавьте чайную ложку лимонного сока и натертую цедру небольшого лимона и снова все перемешайте. Втечение получаса охладите тесто в холодильнике. (желательно обернуть в полиэтилен, чтобы тесто не впитало запахи лежащих в холодильнике продуктов). Раскатайте тесто в тонкий лист и разделите на кружочки с диаметром стакана. В центр каждого кружочка поместите начинку, поднимите края и защепите их так, чтобы получились треугольники. Положите «озней-Аман» на слегка смазаный противень. Печь около получаса при температуре 180 градусов. Начинка из чернослива. Разварите 300 г чернослива. Протрите через сито, добавьте немного белого вина, 100 г рубленных орехов, сахара, корицы и гвоздики по вкусу. Над кем смеемся? Над собой смеемся! - Доктор, мне сказали, что только Вы мне сможете помочь. Моя фамилия Кацман - Ну, знаете, медицина здесь бессильна... Многодетная семья Шнайдера пытается снять квартиру. Но как только хозяева узнают, сколько именно у него детей, ему сразу отказывают. Наконец однажды он говорит жене: - Возьми четверых детей и пойди погуляй по кладбищу. - А что, поможет? - Должно помочь. Вечером жена узнает, что муж-таки снял квартиру. - Дорогой, как же тебе это удалось? - Я пришел, с тремя детьми. Поговорил с хозяевами. Меня спрашивают, а сколько у вас детей. Я вздыхаю и честно говорю, что вообще-то семь, но моя любимая жена и четверо незабвенных детей на кладбище... «Сердечное» пожелание: Шоб ви так жили, как прибедняетесь! На выздоровление Шмуэля сына Сары.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||