Нелогичный народ
Еврейский закон нередко упрекают в нелогичности. Ведь наряду с
такими «общечеловеческими» гуманными законами, как «не убей», «не укради», «не
мсти и не злопамятствуй», «возлюби своего ближнего», или заповедей воспитательного
плана вроде кашрута, приучающего нас к избирательности (совсем не все что попало
под руку можно засунуть в рот) и терпеливости (например, между сочным шашлыком
и ароматной пиццой надо немножко подождать), существуют заповеди, смысл которых
нам не совсем понятен. Обрезание? Выкуп первенца? Накладывание тфиллин?
Запрет надевать одежду из шерсти вместе со льном, или запрет писать в субботу???
Но, постойте, разве все в нашей жизни логически объяснимо?! О плодах развития
идей «разумного гуманизма», оторванных от своих религиозных корней, скрытых в
«средневековых обрядах», мы можем судить хотя бы на примере нашей бывшей родины
или нацистской Германии.
А можно было бы сказать... Но не желая вдаваться в систематичный разбор глубокой
логики наших «нелогичных» на первый взгляд законов, насегодня мы бы хотели осветить
совсем другую тему. А именно, вопрос векового существования нашего народа, в
то время как все другие нации без исключеня, однажды загоревшись на горизонте
истории, постелено блекли и угасали .
Вот что пишет по этому поводу Ф.М.Достоевский: «Приписывать status
in statu (“государство в государстве”) одним лишь гонениям и чувству самосохранения
недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело
бы и сохранять себя такой срок. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной,
а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может
быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова».
И вот вопреки всякой логике, благодаря соблюдению «нелогичных» законов (или,
выражаясь словами русского классика, “неся в себе мировую глубокую идею”) мы
и живем в веках, служа духовным маяком всего человечества...
Недельная глава «Пкудей»("Отчеты")
На этой неделе в синагогах завершается чтение книги Шмот, второй книги Пятикнижия
(Торы). Эта недельная глава, посвященная отчету Моше-рабэйну о размере пожертвований
на походный Храм и их точном использовании по назначению. Другими словами глава
«Пкудей» завершает цикл глав, всецело посвященных строительству переносного Храма.
Итак, на протяжении пяти глав мы подробнейшим образом изучали строение походного
Храма, всех его принадлежностей, одежд священников. И мы не раз подчеркивали
прямую параллель между строительством Храма и воспитанием человеческой личности.
Но нет, подождите, мы сказали на протяжении пяти глав? Но ведь ровно посередине
пространного объяснения «вклинивается» глава «Ки тиса» с позорной историей золотого
тельца. Сам собой напрашивается вопрос: зачем? Неужели, вместо того, чтобы разрывать
единое повествование нельзя было найти более подходящего места для этого эпизода?
Не для кого из нас не секрет, что человек не робот. Еврейские источники категорично
заявляют «нет праведника на земле, который бы не грешил». И в процессе строительства
своего «Храма», своей личности у каждого из нас случаются «поломки» и «недочеты».
Одни могут махнуть на них рукой, но как же будет выглядеть их «Храм»? Другие
рискуют впасть в отчаяние, параллизирующее любое дальнейшее «строительство»,
при первой же ошибке. Так где же выход из этого психологического тупика?
Сама Тора дает нам ответ на этот проблематичный вопрос. Прямо в центре описания
строительства переносного Храма «темным пятном» выступает грех золотого тельца.
Казалось бы, как можно после такого потрясения спокойно продолжать размеренный
рассказ о ритуальной утвари и т.п.?
Но Тора не просто продолжает, а явно подчеркивает, что все было выполнено
точно по плану Творца. 18 раз в нашей главе после каждого упоминания той или
иной принадлежности Храма написано «как приказал Б-г Моше» - все было сделано
без малейшего отклонения. Так где же ключ к этой загадке?
Сказано: «уровень, на котором находятся раскаявшиеся грешники, - не достигают
его даже праведники!» Искреннее расскаяние - оно и есть ключ к решению поставленной
проблемы. Настоящее раскаяние, подобное расскаянию поколения золотого тельца,
способно творить настоящие чудеса! Только тут стоит заметить, что в еврейском
понимании «настоящее раскаяние» состоит не только из угрызений совести и сожаления
в содеянном проступке, но и, как всегда, из конкретных действий - признания
вслух своих прегрешений (попытка заслужить прощения у людей и у Всевышнего) и
однозначного и бесповоротного решения избежать подобных проступков в будущем
И вот когда все эти три этапа пройдены, несмотря на все «сбои» и «провалы»
по дороге, у нас вновь и вновь появляется возможность отстроить «наш Храм» во
всем его великолепии!
Жемчужины еврейского комментария
«Моше осмотрел все сделанное, увидел, что всю работу исполнили так, как Б-г повелел
– точно так- и Моше их благословил» (Шмот 39:43)
Итак, после того, как вся работа по возведению переходного Храма была завершена,
Моше-рабейну от чистого сердца поблагодарил народ за его труд. Рав Рейше удивляется:
а за что, собственно говоря, народу полагалось особое «спасибо»? В конце концов,
сам Б-г повелел построить переходной Храм, весь процесс строительства происходил
под личным надзором Моше-рабейну. Разве при данных условиях евреи могли себе
позволить НЕ строить Храм, строить его не так, как Б-г повелел или работать,
спустя рукава?
Благословение Моше-рабейну учит нас основополагающему принципу иудаизма – благодарности.
Недаром, как мы уже говорили, само слово «иудей» («йеуди» на Святом Языке) происходит
от ивритского глагола «благодарить». Недаром каждый верующий еврей еще в постели
начинает свой день со слов «Я благодарю тебя, Царь Вселенной за то, что Ты милостиво
вернул мне мою душу. Велика твоя верность!»
Работая исключительно над собственными, личными качествами (а не пытаясь для
начала переисправить качества окружающих), мы должны научиться испытывать признательность
за каждое доброе дело по отношению к нам, независимо от мотивов, руководящих
тем, кто его сделал (необходимость, материальное вознаграждение или просто самодурство).
Работа над чистотой помыслов, двигающих благодетелей – личное дело данных благодотелей.
Наше же дело - работа над развитием этого искреннего чувства благодарности.
Евреи не могли не построить походной Храм соответственно инструкции Творца. Тем
не менее, Моше-рабейну находит необходимым наилучшим образом поблагодарить народ
за все его старания, благословив их от чистого сердца.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
В преддверии Пурима неплохо бы остановиться и на гастрономическом аспекте этого
праздника. Тем более, что с едой связаны две заповеди, характерные для Пурима
- обильное пиршество (именно пиршество, «миште Пурим», а не просто трапеза)
и съестные подарки («мишлоах-манот», «шалахмонес» – как минимум два подарка,
содержащие как минимум два готовых к употреблению в тот же день блюда каждый).
Обычно, первые кулинарные ассоциации, возникающие в связи с Пуримом это специальные
пирожки «озней-Аман» («оменташи»). Но им мы надеемся посвятить нашу рубрику непосредственно
в праздничном номере нашей газеты.
А сегодня поговорим о другом, быть может, менее распространенном и менее известном
обычае Пуримского пиршества – подавать блюда из различных бобов. Дело в том,
что, по традиции, именно богатые белками и железом бобы (а в частности хумус)
заменяли Эстер, персидской царице еврейского происхождения, неукоснительно соблюдавшей
кашрут даже во дворце, в окружении злейших антисемитов, мясные продукты.
Бобовая закуска
Отварите стакан смеси замоченных на ночь бобов (цветная фасоль, хумус и т.п.).
Смешайте с обжаренными луковицей, морковью, 2-3 дольками чеснока , стаканом рубленных
грецких орехов. Добавьте пучок зелени, соль, перец, паприку, 1-2 ложки кетчупа
и четверть стакана воды. Протушите все вместе минут десять. Остудите.
Хумус (нут) в соусе болоньез
Отварите замоченный на ночь стакан хумуса. Между тем разогрейте в толстостенной
сковородке 3-4 ложки растительного масла, добавьте туда пол-кило соленого мясного
фарша, порезанную луковицу и зубчик чеснока и обжарьте со всех сторон. Вскипятите
полтора стакана воды с половиной стакана кетчупа или томатной пасты, пол-чайной
ложки перца, столовой ложки измельченной зелени кинзы или петрушки и залейте
жаренный фарш. Тушите около часа под крышкой. Залейте горячим соусом хумус и
сразу подавайте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Папа, а кто такой банкрот?
- Банкрот, Изя, это тот, кто кладет деньги в карманы брюк, а пиджак отдает описывать
за долги.
Новоиспеченная невеста звонит матери:
- Мама, если б ты знала, как я ужасно счастлива!
- А что случилось, Фанечка?
- Вчера я впервые приготовила своему Мишеньке обед!
- Ну и как, успешно?
- Еще как! Он сразу согласился нанять кухарку!
У Вас возникли очередные вопросы, сомнения или предложения? Непременно обращайтесь
к нам по адресу: vzglad@hotmail.com