Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Недельная глава "Цав" ("Прикажи")


Информационный Канал Subscribe.Ru

Первым делом, первым делом – самолеты...

Один из самых распространенных вопросов, возникающих практически у каждого, кто
столкнулся с иудаизмом – к чему все эти непонятные заповеди? «Не убей», «не укради»
- это понятно. «Не возжелай добра ближнего», «не прелюбодействуй»- гм, тоже пойдет.
Но всякие так тфиллин-филактерии, кисти цицит или запрет включать свет в субботу
– это-то зачем? Задавая этот вопрос религиозному еврею, обычно получаешь ответ,
что это способствует духовному росту, делает нас лучше и т.д. и т.п. А недвусмысленные,
недоуменные взгляды, как правило, парируются следующей фразой «пока ты сам в
это не войдешь, то не поймешь и не почувствуешь!» Вот так-то. Ответ, признаемся
честно, правильный, но мало что проясняющий.
А вот «Дедушка из Новардока» как ласково называли главу йешивы Новардок, раби
Горвица пояснял свой ответ немного наглядней и убедительней. Представьте себе
маленького ребенка, уже несколько раз видевшего парящий в небе самолет. А теперь
попытайтесь объяснить ему, что внутри этой «летающей маленькой палочки», оставляющей
за собой красивый белый след на лазурном фоне неба, есть и пилот, и сотни пассажиров,
которым любезные стюардессы подают прохладительные напитки и сытные обеды. Более
доверчивый ребенок будет с открытым ртом внимать новой сказке. Более любознательный
попытается узнать, каким же образом это все-таки возможно. Но в любом случае
абсолютно уверить ребенка в истинности нашего рассказа о содержании самолета
вряд будет возможно. Разве что...прокатившись самому на самолете. Вряд ли он
(да и его родители) будут от этого больше разбираться в устройстве самолета,
но у него будет огромное преимущество – он действительно летел в самолете. И
лишь квалифицированный летчик по-настоящему знает секреты управления самолетом.
Для нерелигиозного наблюдателя со стороны попытка разобраться в смысле непонятных
заповедей Торы и их связи с исправлением характера (а то и всего мира) подобна
«сказке о самолете» рассказанной ребенку, неоднакратно наблюдающему его полет
с земли. Для простого религиозного еврея эта связь все также остается загадкой.
С одной лишь разницей – он совершенно четко и ясно ощущает, что он летит. Летит
– сквозь века и тысячелетия. Летит –  в вечность. Но лишь те немногие, кто серьезно
решили посвятить все свое время и все свои силы на изучение этого «летного механизма»,
быть может, в один прекрасный день проникнуть во все тонкости «летного мастерства».
Итак, пожелаем всем нам счастливого пути!

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)

Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений
и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается
о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в
Храме.

Итак, книга «Ваикра» знакомит нас с различными сторонами понятия «святости».
К величайшему сожалению, религиозные ассоциации большинства русскоязычных читателей
в гораздо большей степени навеяны христианством, чем еврейским мировозрением.
К примеру, термин «святой». Наше воображение сразу рисует нам седовласого старца,
отрешенного от мира сего, какой-то далекий, недостижимый идеал. А ведь для евреев
«быть святым» не расплывчатый идеал, а реальная цель, доступная каждому, ступившему
на путь Торы. И недаром именно с книги Ваикра, книги еврейской святости, начинается
обучение Торе самых маленьких детей – с самого начала еврей должен понимать свое
призвание. Прямым текстом призывает нас Тора «будьте святы, ибо свят Я, Всевышний,
ваш Б-г»! Но что же такое «святость по-еврейски»?
Буквально – «обособление». Не полное отрешение «от бренных мирских утех» в духе
христианства (аскетизм и наложение на себя дополнительных обетов не только не
приветствуется, но и порицается Торой), а только «обособление», получение всевозможных
наслаждений и радостей жизни, но в рамках  Б-жественных законов.
Таким образом, для того чтобы быть святым, не обязательно проводить всю свою
жизнь в постах, перебиваясь с хлеба на воду. Достаточно, несмотря на свои гастрономические
склонности, придерживаться элементарных правил кашрута. Не обязательно и совсем
не желательно подставлять ударившему тебя обидчику «вторую щеку» - достаточно
не мстить, не злопамятствовать и не сплетничать, несмотря на всю скопившуюся
на сердце боль. И, вообще, для того чтобы быть святым в еврейском понимании не
нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский
образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия,
соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих…

Спрашивали? Отвечаем!

Недавно в редакцию поступил следующий вопрос из Ашхабада: сколько свечей должно
быть у меноры и что это означает?

На первую часть вопроса ответ однозначен и прост – у Меноры было семь свечей.
Именно поэтому ее нередко называют «семисвечником».
Что касается второй части вопроса, то тут необходимо для начала подчеркнуть несколько
важных аспектов. Скажите, пожалуйста, что может символизировать тот факт, что
сегодня на завтрак Вы ели, к примеру, манную кашу? Или, скажем, что символизирует
голубая каемочка на Вашей тарелочке?
Есть вещи, к которым мы (совершенно справедливо) относимся как к само-собой разумеющимся,
тогда как в других мы привыкли искать исключительно символический смысл. Область
религии, как правило, в нашем сознании полностью соответствует этой второй, «символической»
категории. Это вполне объяснимо, но не совсем корректно, а порой даже опасно.
Например, приближается праздник Песах, в течении семи дней которого евреям запрещено
употреблять и даже просто держать у себя дома что-либо «квасное»(изделия из пшеничной,
ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки). Известна, символика «квасного»
как «дутой» гордыни, «дурного начала» и т.п, и, уничтожая остатки квасного, мы
должны не забывать и о необходимости уничтожать той самой гордыни в наших сердцах.
Однако, если еврей замкнется лишь на этой символической стороне заповеди, полностью
проигнорировав ее прямую, «формальную» часть, он не просто не выполнит, а попросту
нарушит данную заповедь Торы.
Да, символика присутствует даже в каждой букве Торы, в каждом ее аспекте. Но,
прежде всего, необходимо помнить, что эта символика никоим образом не должна
затмевать собой явный, открытый смысл Торы. Тем более, что как у граненного алмаза,
у Торы – 70 различных «символических лиц» и объяснений. И наши учителя рекомендуют
относиться к разного рода «мистически-эзотерическим» открытиям не более как к
«десерту» основной мудрости Торы.
Итак, у Меноры – семь свечей, потому что именно так заповедовал Всевышний. Ни
больше, ни меньше. А теперь перейдем к...одному из семидесяти символических объяснений
семисвечника.
Итак, Менора символизирует ту самую, основную Мудрость Торы. Здесь стоит упомянуть,
что сделана она была из цельного куска золота с одним центральным стержнем и
с тремя ветвями с каждой стороны, повернутых в сторону этого центрального стержня.
Точно также и в отношении Мудрости Торы. В главе Лех-леха мы уже говорили, что
иудаизм – религия индивидуализма. Здесь каждый ищет свой собственный, личный,
подходящий себе путь. Каждый из нас выбирает свою ветвь. Но при этом нельзя забывать
о том, что каждая ветвь, предполагает свой собственный рост, свое собственное
цветение, но...ни в коем случае не отклоняется от основного стержня – стержня
613 прямых заповедей Торы. И именно поэтому весь сложнейший механизм Меноры был
создан из одного единого, цельного куска золота. Единые общие рамки, в которых
каждый ищет свой личный путь духовного роста – вот один из секретов Меноры. Вот
 она – Мудрость Торы!

Будем рады получать все новые и новые вопросы. Напоминаем, что наш адрес – vzglad@hotmail.com

Женский уголок

До праздника Песах осталось меньше месяца. Многие хозяйки уже начали готовиться
к этому событию и заранее очищают свой дом от малейших остатков квасного (изделий
из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки) – от хлебных крошек
до недопитых бутылок пива и пшеничной водки. А в голове уже продумываются разные
идеи пасхального меню. Ведь не так то просто на целую неделю отказаться от всего
мучного кроме изделий из мацы и мацовой муки, а для ашкеназов и от риса, круп,
бобовых, привычных соевого, подсолнечного и кукурузного масла (заменив их, как
правило, ореховым, пальмовым или оливковым).
Вот тут и наступает время применить всю свою богатую кулинарную фантазию и выдумку,
чтобы, несмотря на все это сделать Песах незабываемым праздником не только с
религиозной, но и с гастрономической точки зрения. И поверьте, еврейским женщинам
это очень-таки удается. Дети обожают кокосовые, ореховые, картофельные печенья.
А кто устоит против кнейдлах или мацовых запеканок? И в ближайших номерах нашей
газеты мы постараемся обогатить ваш пасхальный стол интересными рецептами.

Запеканка из мацы с сыром.
Разломать 3 мацы, намочить в молоке (пол-стакана), добавить 2 яйца, 100 г голландского
сыра, нарезанного тонкими полосками шириной пол-сантиметра, по чайной ложке соли
и перца. Перемешать. Жарить на сливочном масле с обеих сторон до подрумянивания.

Бабушкины кнейдлах
В двух столовых ложках расплавленного куриного жира поджарить мелконарезанную
маленькую луковицу и шкварки. Смешать с двумя небольшими яйцами. Добавить к стакану
мацовой муки, посолить, залить кипятком (около двух третей стакана). Скатать
шарики средней величины и варить 15 минут в чуть кипящем курином бульоне.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Рабиновича допрашивают в ЧК:
- Где вы были в 17-м году?
- В Бердичеве.
- А где вы были в 18-м году?
- В Житомире.
- Мы вас задержим до выяснения всех обстоятельств.
- Простите, пожалуйста, а где Вы были в 1894 году?
- А что особого было в этом году?
- Да так, пустяк... Тогда в России была эпидемия холеры...

- Абрам, тебе не стыдно так ко мне относиться после того, как я отдала тебе лучшие
годы своей жизни7!
- Ага. И получила в замен лучшие стpаницы моей чековой книжки!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное