Неуловимый принцип
Про одного израильского политика ходит такой анекдот: во время своего официального
визита в Москву он посетил Большой Театр. Ровно через 15 минут после начала гениального
«Лебединого озера» наш дипломат покинул зал. На просьбу обескураженных москвичей
объяснить свое поведение израильтянин наивно развел руками: «А что сидеть-то
и тратить драгоценное время? Принцип я уже уловил!»
И хотя этот анекдот наверняка вызовет легкую улыбку над дилетанством этого политика,
нередко, сами того не замечая, мы вполне разделяем его подход. Мы более чем уверены,
что есть достаточно серьезных вещей, чей глубокий смысл мы способны постичь с
первого взгляда.
Многие из нас понаслышке знакомы с еврейскими законами и традициями. Кто-то изучал
в школе отрывки из ТаНаХа (Тора-Пророки-Писания), по большому счету вырванные
из контекста. Кому-то даже «посчастливилось» сдавать формальные экзамены «по
иудаизму» в израильских университетах (непонятным образом преображающие насыщенную
философскую систему в набор сухих серых правил, лишенных их первоначальной блестящей
логики). А кто-то попросту сделал «логические» умозаключения из обрывков израильской
светской прессы (в свою очередь имеющей об иудаизме весьма отдаленные понятия)
и уличных разговоров. И мало кто пытается всерьез углубить свои знания, и, к
несчастью, еще меньше – претворить эти знания в жизнь. «А зачем? «Принцип-то
мы уловили!» К чему же терять наше драгоценное время?»
Странно. Ведь это даже не вопрос художественной оценки шедевра П.И. Чайковского.
Речь идет о выборе жизненного пути - пути к счастью и полной самореализации,
чей успех гарантирован опытом не одного десятка поколений. Так разве по такому
поводу уместно ограничиться поверхностным взглядом, не желая по-настоящему разобраться,
прежде чем принять окончательное решение?
Недельная глава «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать»).
Эта недельная глава повествует о законах зажигания Храмового светильника – Меноры
и о назначении 70 старейшин помощниками Моше. В ней также рассказывается о наказании
евреев, недовольствовавшихся манной, а требующих мяса, и вспоминающих о якобы
прекрасной жизни евреев (это рабов-то!) в Египте. Удовлетворение своих прихотей
их-то и погубило.
В своей знаменитой жалобе на постоянное питание небесной манной евреи вспоминают
«огурцы, дыни, арбузы, лук-порей, лук и чеснок». Почему именно эти продукты?
Что в них особенного?
Одно из необъяснимых чудес манны было то, что оно обладало практически всеми
вкусовыми качествами и свойствами всех продуктов. Питаясь манной, каждый мог
заказать себе вкус любого блюда. Любого, кроме ... вышеперечисленных. Дело в
том, что именно эти продукты питания плохо влияют на молоко кормящих матерей!
А теперь прочувствуйте ситуацию. Около 3 миллионов человек лишены определенных
вкусовых ощущений и за того, что среди них находятся несколько кормящих матерей.
Допустим даже, что таких женщин было немало. Пускай даже сотни, или тысячи. Да
хотя бы и все! Но почему из-за этого должны страдать еще и 600 000 мужчин, и
десятки тысяч детей, уже вышедших из младенческого возраста?
Забота о будущем – непременный девиз человечества во все века на всем земном
шаре. Но где та переходная черта, за которой красивый лозунг по-настоящему претворяется
в действительность? Чем мы готовы поступиться ради будущего поколения? Готовы
ли мы пожертвовать часами своего сна, своим спокойствием, своими привычками ради
здорового сна, здоровых привычек и спокойствия наших детей? Готовы ли мы на время
отказаться от таких пустяков, как луковый суп или салат из огурцов? На словах
– бессомненно! На деле? Скорей всего. Надо попытаться.
Но наши дети, наше будущее – не поле для экспериментов! А то, вдруг не получится?
Что тогда?
Пусть дыня и чеснок, в минимальных количествах съеденные кормящей матерью, не
нанесут непроправимого вреда ее грудному младенцу, не скажутся на всем его жизненном
пути, но в том-то и дело, что жизнь состоит из сплошных мелочей. Пусть каждая
из них ничтожна, но их совокупность таит в себе громадный разрушительный заряд.
Как объяснить ребенку, что существуют «нельзя» и «надо», если для тебя есть только
«так хочется»?
И эта забота – удел не только кормящих матерей. Чем готов поступиться заботливый
любящий муж, чтобы его кормящая жена, лишенная определенных гастрономических
удовольствий, не чувствовала себя ущербно? От чего готов отказаться брат, товарищ,
сосед, чтобы не ставить в неловкое положение семьи своих братьев, товарищей и
соседей. Вот с этих-то мелочей и начинается глобальная забота о будущем. О будущем
и настоящем!
Жемчужины еврейского комментария.
«А народу скажи: приготовтесь к завтрашнему дню и вы будете есть мясо...пока
оно не выйдет у вас из носа...»
Комментарий Ор –аХайим удивляется: зачем откладывать все назавтра? Неужели нельзя
было послать перепелов, которыми «насытились» нечестивцы до губительного состояния,
о котором были заранее предупреждены, тотчас же?
И объясняет: евреям были предоставлены почти целые сутки для размышления. От
них некто не скрывал возможных последствий завтрашнего чрезмерного чревоугодия.
Надо было только подготовиться должным образом. Расскайся они в своих побуждениях,
и все могло бы кончится не так печально. То же самое мясо перепелов пошло бы
им только на пользу. Но, увы! Евреи не приняли смысл отсрочки к сведению и были
сурово наказаны.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.
Женский уголок
Наверное, каждая хозяйка мечтает удивить своих гостей чем-нибудь эффектным, колоритным
с одной стороны, и достаточно легким и быстрым в приготовлении с другой. Еврейская
традиция черезвычайно дорожит временем замужней женщины. Так женщины освобождены
от всех повелевающих заповедей, связаных со временем – они не накладывают тфилин,
которые заповедано накладывать только по утрам, не обязаны спать в шалаше втечение
праздника Суккот (опять-таки, заповедь, возможная лишь в строго ограниченое время)
и т.д. Да и предписание максимально уменьшить контакты посторонних мужчин с
замужними женщинами отчасти продиктовано этими же мотивами – нежеланием отнимать
столь дорогое время наших женщин.
И хотя не каждая современная хозяйка может позволить себе все роскоши новейшей
кухонной технологии, практически каждая плита оснащена духовкой и грилем, позволяющими
съэкономить немало времени, а многие женщины даже не предполагают, насколько
способна преобразить вкус пищи субботняя плата. Итак, мы надеемся, что сегодняшние
рецепты в той или иной степени одновременно ответят на большинство вышеперечисленых
критериев.
Фаршированная курица
Тушку средней курицы посолите, обмажьте специями и чесноком внутри и снаружи.
Слегка обжарьте по пол-стакана отварного риса, изюма и орехов. 4-5 средних яблока
разрежьте на четвертинки и проварите минут 5. Разваренные яблоки мелко нарежьте,
добавьте к рису, смешайте с 50 г маргарина и заполните полученной смесью курицу.
Печь в духовке два-два с половиной часа при средней температуре.
Картофельный кугель с мясом
На мелкой терке натрите 7-8 картофелин. Посолите, добавьте 3 яйца и 2-3 столовых
ложки просеянной муки. Разделите полученную массу на две части, а посередине
положите 500 г посоленого говяжьего фарша. Печь в смазанной постным маслом форме
50 мин. при температуре 1800С, а затем оставить на ночь на субботней плате.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
В кабинет с надписью "Логопед" робко просовывается голова:
- Мона?
-Не мона, а нуна! - отвечает логопед
***
-Миша, почему ты все никак не можешь жениться? Неужели все женщины настолько
привередливые?
-Все? Нет! Только моя мама!
Все это и многое другое - "Взгляд в вечность" - www.geocities.com/vzglad