Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Хаг Самеах и Шабат шалом!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Шавуот. К вопросу о (лже-)скромности
Итак, в четверг мы празднуем Шавуот – праздник дарования Торы. Более 3300 лет
тому назад наши предки стояли под горой Синай, своими ушами слышали «десять заповедей»
и получили Учение, определившие моральный уровень, судьбу и характер еврейского
народа на многие века.
Но чем же особенна гора Синай, что именно там евреи удостоились принять Тору?
Надо признаться, что ни гигантскими масштабами, ни уникальным месторасположением,
ни удивительной привлекательностью она не отличалась. Гора как гора. Но перефразируя
Евтушенко, можно смело сказать, что она была интересна «самой неинтересностью
своей».
Мы уже помним, что Моше рабейну, руководитель еврейского народа, не отличался
особым ораторским даром. Более того, он был заикой. Невозможно даже представить
себе, чтобы заика был способен ввести огромную «наивную» публику (а одних лишь
мужчин, учавствоваших в Синайском откровении, было более 600000) в религиозный
экстаз. Таким образом, нельзя упрекнуть еврейский народ в том,  что избрав путь
Торы, путь, ведущий нас сквозь века, мы руководствовались не ее глубоким содержанием,
а всего-навсего красотой той формы, в которой она была подана. Точно так же нельзя
 сослаться на поразительную обстановку и исключительные условия как повод для
принятия Торы. Наоборот! Насколько потрясающим должен быть смысл Учения, добровольно
и беспрекословно принятого «жестоковыйным», упрямым еврейским народом, невзирая
на всю видимую неказистость ее изложения!
И еще одно. Какое, по-вашему, качество Тора считает краеугольным камнем самосовершенствования,
другими словами всей цели жизни? Не гибкость ума (ибо есть что-то, что уму неподвластно),
ни мягкость сердца (ибо есть ситуации, в которых необходимо проявлять суровость
и твердость), а... скромность. В еврейской традиции неказистая гора Синай стала
вековым символом скромности. Но если именно скромность, «невозвышенность» так
ценнится в иудаизме, и именно в заслугу своей  «невыпячемости» гора Синай была
выбрана местом дарования Торы, то почему бы не препочесть ей какую-нибудь долину
или низину?
Мы часто путаем скромность с ложной приниженностью. Нет, никоим образом Тора
не приветствует втаптывание себя в грязь. Человек ни на минуту не должен забывать
о великом Б-жественном источнике своей души и гордиться этим – одно это уже делает
его «горой». Скромность по-еврейски – это безупречная самооценка, четкое осознание
своего места в жизни. Ни больше, ни меньше. Гора Синай.

Недельная глава «Насо» («определи число»)
Сегодняшняя недельная глава – самая длинная в Торе. Помимо окончания подсчета
Левитов, в ней содержатся 18 заповедей и подробное описания церемонии ежедневных
пожертвований глав еврейских колен по случаю открытия переносного Храма.

Самая длинная глава. Еще бы! Около трети главы занимает подробнейшее описания
даров 12 руководителей еврейского народа. В первый день -  глава колена Йеуды,
Нахшон сын Аминадава, во второй – Нетанэль сын Цуара, глава колена Иссахара и
т.д.  всего двеннадцать раз с полным перечнем подарков. И все это перечисляется
в Торе, в которой порой самые сложнейшие детали законов обозначены лишь легким
намеком! И ладно бы, каждый принес особое жертвоприношение, а то ведь все двеннадцат
принесли одно и то же – серебряный сосуд, серебряный кубок, золотую ложку и одинаковое
количество жертвенных животных!
Каждый поступок состоит из двух частей: конкретного внешнего действия и личного
внутреннего намерения. Как правило, мы предпочитаем, чтобы нас судили по нашим
намерениям («с наилучшими пожеланиями», «я ненарочно», «ну вот, мы хотели, как
лучше, а получилось, как всегда!»), о других же, опять же как правило, мы судим
исключително по внешней стороне их поступков (иногда ехидно замечая, что «благими
намерениями устлана дорога в ад).
По отношению к религии одни подчеркивают главенство «веры в сердце», другие –
исключително внешнюю символику, не пытаясь вникнуть в ту глубину, что стоит за
ней.
 Так что же важнее?Какому аспекту поступка нам отдать ветвь первенства?
С точки зрения внешнего действия, преподношения глав колен были совершенно одинаковы.
Но каждый внес в него свой личный смысл. Каждый видел в своем подарке что-то
свое, что-то совершенно исключительное! Поэтому-то Тора и распространяется о
каждом пожертвовании отдельно. Оно действительно уникально. Уникально по намерению,
стоящему за ним, и потому заслуживает отедльного упоминания.
И тем не менее, сами намерения Тора нам не упоминает. Они подробно разбираются
в различных комментариях, но в самом тексте Торы они не лежат на поверхности.
Потому что, как бы велики не были наши намерения, они несостоятельны без воплощения
в действие. Как мы только что наблюдали,  иудаизм предает огромное значение частным
намерениям, но давайте все-таки не забывать, что религия евреев, это - религия
действия!

Жемчужины еврейского комментария
Итак, уникальное событие – дарование Торы на горе Синай. Какие же необыкновенные
знания получили наши предки в тот день? В чем он, секрет вечности учения вечного
народа?  Любителей «крутой» мистики здесь вновь ожидает разочарование. Вот те
десять речений (в неточном переводе -  «десять заповедей»), которые услышали
около 3 миллионов евреев на горе Синай. Не выделяясь из числа других заповедей
с алахической точки зрения, в более широком аспекте они, тем не менее, являются
квинтессенцией всего сказаного в Торе и именно из них вытекают все 613 заповедей.
Итак, перечислим эти «речения»:
-       Я - Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из Страны Египетской, из дома рабства.
-       Да не будет у тебя других богов, кроме Меня…
      - Не упоминай имени Г-спода, Б-га твоего, понапрасну.
- Помни день субботний, чтобы освящать его. Шесть дней работай, а в седьмой -
суббота              Г-споду.' Не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни
дочь твоя, ни рабы твои, ни скот твой, ни странник во вратах твоих…
- Почитай отца своего и мать свою…
- Не убивай.
-Не прелюбодействуй.
- Не кради.
-Не лжесвидетельствуй.
-       Не желай …ничего чужого
Комментатор Торы Рамбан (раби Моше бен Нахман, всемирно известный под именем
Нахманид) замечает, что все эти заповеди написаны  в единственном лице (Б-г твой,
да не будет у тебя, помни и т.д.), хотя обращены не к индивиду, а к целому народу.
И поясняет: этим предостерегает Тора каждого еврея о наказании за пренебрежение
заповедями (и соответствено о награде за их выполнение), и таким образом Б-г
обращается с предупреждением к каждому лично, чтобы  не думали, что стоит идти
за большинством и, греша вместе со всеми, каждый спасется в отдельности. В небесном
суде такие отговорки не действуют.

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное
в Торе , касается каждого из нас лично».Об актуальности этого комментария и в
наши дни судите сами.

Женский уголок
Как уже было сказано, еврейская кухня теснейшим образом связана с еврейскими
законами и традициями. И надо сказать, что зачастую именно они становятся «катализаторами»
разнообразия  наших кулинарных блюд. Благотворное влияние наших обычаев особенно
наглядно на праздничных столах – медовик (леках), цимес и фаршированная птица
 в глазури на Рош-Ашана, ханукальные оладьи (латкес) и пончики (суфганиёт), треугольные
«уши Амана» на Пурим и различные блюда из мацы на Песах. И это только самые броские
примеры широчайшего ассортимента еврейской праздничной кухни. Ведь наряду с этими
популярнейшими традиционными блюдами каждая хозяйка старается в меру своей фантазии
и возможностей удивит своих гостей и домашних чем-нибудь оригинальным и экзотичным
в рамках «кулинарного духа» того или иного праздника.
Хотя бы одну из двух обязательных праздничных трапез в Шавуот принято делать
молочной. Аллегория молока в этом контексте достаточна проста: в этот день нам
только дарят Тору, мы еще не успели, как следует, вникнуть в нее, другими словами,
мы еще как неопытные младенцы. А, как известно, единственная пища грудного младенца
– молоко. К тому же и сама Тора, и святая земля Израиля нередко ассоциируются
с молоком. Достаточно вспомнить устойчивую цитату из Торы – «земля текущая молоком
и медом».
Так давайте же перейдем непосредственно к кулинарному разделу нашей рубрики.

Острая творожная закуска.
Баночку девятипроцентного мягкого творога смешайте с паприкой и перцем (по одной
чайной ложки). Добавьте 150 г сыра, тертого на мелкой терке, измельченную головку
чеснока, 20 г сливочного масла, тонкие полоски красного болгарского перца  и
100 г маслин (желательно черных). Перемешайте, посолите и охладите.

Лазанья
Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном
(орегано) и двумя дольками чеснока.  500 г творога типа «коттедж» смешайте с
яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите.  В форму для выпечки
уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте
в горячей духовке минут пятнадцать.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Блaгoдapю Вac, тeтушкa, зa пoдapoк!
-O,что ты, Бенечка! He зa чтo!
- Если честно, я тoжe тaк думaю, нo мaмa cкaзaлa, чтoбы я Вac вce paвнo
пoблaгoдapил.


-Ну, Изя, чем закончился твой спор с женой?
-Последнее слово как всегда осталось за мной! Да, да, не удивляйся. Я ей прямо
сказал: ладно, покупай все, что хочешь, и оставь меня в покое!

"Взгляд в вечность" в интернете: http://www.geocities.com/vzglad


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное