Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность .Шаббат шалом!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обратная перспектива

   Одного известного раввина нашего времени попросили прокомментировать первую
высадку человека на Луну. «Как велик Человек! Способен добраться даже до Луны!»
восторжено воскликнул раввин и, вздохнув, добавил: «И как Человек мал! Не может
достучаться до сердца даже самых близких людей …»
     Мы привыкли давать оценки, опираясь на «объективные» внешние критерии. Мы
судим о богатстве человека по количеству нулей в его банковском счете, о его
силе – по объему его бицепсов, о его значимости – по степени уважения к нему
других, а о уме – по оценкам в дневнике, наличии ученых степеней. С этой точки
зрения достижения Человека измеряются техническим прогрессом, небоскребами, захватом
космического пространства.
    Еврейский подход предлагает совершенно другую перспективу. Одно из базисных
кредо иудаизма - «начни с себя». Не в последнюю очередь, оно относится и к самоощущению.
Для того чтобы многого достичь, совсем не обязательно лететь куда-то за тысячи
километров. Достаточно правильно оценить себя, свой безграничный потенциал, свою
Б-жественную душу и столь же Б-жественные души твоих окружающих.
   В «Пиркей-авот» (изречения еврейских мудрецов) сказано:
«Кто умен?- Тот, кто учится у каждого!
Кто силен? -Тот, кто побеждает свои страсти!
Кто богат? -Тот, кто доволен своей долей!
Кто уважаем? -Тот, кто уважает других!»
   Даже самый великий ученый, брезгующий искрами знания, залюченными в других
людях, не умен. Точно так же даже чемпион мира любой весовой категории не силен,
если он при этом не волен вырваться из плена своих чувств и эммоций. Кто-то может
иметь миллионы, но он не богат, если  при этом ему не хватает дополнительных
благ для счастья - любой нищий, довольный своей судьбой, богаче его. И достичь
уважения можно лишь уважая личность других.
    Зато иудаизм дает каждому из нас шанс стать богатым, сильным, умным, уважаемым,
а главное счастливым независимо от всей внешней мишуры. Надо только научиться
смотреть на жизнь под правильной перспективой.

Недельная глава – Бамидбар («В пустыне»)
Глава Бамидбар открывает  одноименную четвертую книгу Пятикнижия. В ней описывается
перепись евреев и порядок их расположени в походе и на стоянках.

Как уже было сказано, большая часть нынешней главы посвященна исчислению евреев.
Казалось бы, простой факт и к чему обычно скупая на слова Тора уделяет этому
событию практически целую недельную главу?
Но в том-то и дело, что в повседневных ситуацих еврейский закон, мягко говоря,
никак не приветствует пересчет евреев. Ведь сама Тора сравнивает число потомков
Авраама, Ицхака и Яакова с заведомо несчислимыми звездами, морскими песчинками,
или прахом земли. (На каком уровне оправдываются эти сравнения  - светим ли мы
как звезды, или – не дай Б-г - попираемы как прах , зависит уже от нашего личного
поведения.) И вообще, считается, что на вещах неисчисляемых, неперепровереямых
дотошнейшим образом десятки и сотни раз, таится благословение. Пример? Вот, пожалуйста.
Однажды, два брата нашли неимоверный клад - по сундуку золотых монет. Так как
они и без этого были небедны, каждый решил оставить свое богатство на черный
день. Современных банков тогда еще не существовало, и братья решили закопать
найденные сокровища в своем саду. Хаим отсчитал 50 шагов от забора и там тщательно
закопал свое богатство, а Мендель отсчитал свои 50 шагов от крыльца.
Но на беду Хаима, через щель в заборе за ним подглядывал сосед  и улучив благоприятный
момент, ближайшей же ночью залез в соседский сад и безнаказанно присвоил себе
соседский клад. Хаим же был по натуре человеком беспечным, и справедливо считаясь
зажиточным хозяином, жил себе припеваюче, твердо зная, что он не пропадет и в
самый черный день и не подозревая о своей огромной потере, и ни о чем не беспокоился
до самой последней минуты своей жизни.
Мендель же был совсем другим человеком. Мысль о том, что с его сокровищами что-нибудь
да могло бы случится не оставляла его ни на минуту в покое. Наконец, через две
недели он не выдержал и пошел проверить состояние своего клада. И – о, ужас –
клада там не было! Да и быть не могло: в крайнем возбуждении Мендель сбился со
счета и вместо 50 отсчитал от крыльца 55 шагов. Обезумевший от горя, Мендель
всю жизнь страдал о своей мнимой потере...
Так кто же из братьев был богаче? Объективно – Мендель. Его-то клад никто и не
думал трогать. Но эта объективность была для него совершенно бесполезна. Ведь
он не осознавал ее, так что за прок в таком богатстве? Объективно обокраденный
Хаим на деле оказался куда счастливее своего беспокойного братца. Вот это-то
и истинное благословение, благословение внутренне,  в гораздо большей степени
зависящее от нашего личного настроя, чем от объективной реальности.
Так зачем же вдруг понадобилось пересчитывать евреев? Не претендуя на знание
всех явных и скрытых причин этого действия, давайте попытаемся оценить его историческое
значение. Перепись происходила перед событиями Шавуота – дня Дарования Торы.
В результате получилось около 600 000 взрослых мужчин (от 20 лет и выше).  Количество
женщин, детей и подростков Тора предоставляет вам самим расчитать приблизительно.
Трудно представить себе, что даже самый гениальный оратор (а Моше-рабейну, как
мы помним, вообще заикался) был способен ввести столь многочисленейшую публику
в так называемый «религиозный экстаз». Ни одна существующая религия не претендует
на подобный масштаб количества прямых свидетелей откровения ее основ. Не говорят
ли факты сами за себя?

Жемчужины еврейского комментария.
«Надав и Авиу погибли перед Б-гоа, принося Б-гу в жертву чуждый огонь.»
В нашей главе вновь упоминается трагическая гибель Надава и Авиу – двух старших
сыновей Аарона. Неоднократное обращение Торы к этому событию в очередной раз
подчеркивает его важность.
Еврейские источники единогласно утверждают, что Надав и Авиу были людьми праведными.
Но их грех заключался в том, что из самых искренних и чистых побуждений, желая
по-своему разумению усовершенствовать служение в Храме, они взяли на себя ответственность
дополнить точнейшие инструкции самого Творца, данные Моше-рабэйну.
Конечно, в отличие от современных реформистов, их поведение было продиктовано
не попыткой идти на поводу будничных слабостей, под отговоркой «неактульности»
вечных законов, а возвышенными религиозными чувствами. Они не хотели ничего убавлять,
а всего лишь добавить что-то свое оригинальное. Тем не менее, Тора свидетельствует,
что даже такого рода «улучшения и усовершенствования», идущие в разрез с буквой
закона, представляют собой «чужой огонь», не заповеданный Б-гом. Тем более, когда
это происходит на виду у всех в самом сердце Храма. Тогда  и публичное наказание
с небес последовало незамедлительно…
Вот, что добавляет Барух Алеви Эпштейн в своем комментарии «Тора Тмима»: евреям
было отлично известно, что главная цель Храма в целом и жертвоприношений в частности
– искуплять грехи еврейского народа. Поэтому едва началась служба в Храме, евреи
могли бы относиться к заповедям более поверхностно, не боясь нарушать всевозможные
запреты -  ведь искупление-то рядом!
Но Б-г наглядно показал: ни сам Храм, ни богатейшие жертвоприношения не защищают
тех, кто сознательно преступает законы Всевышнего. И только если человек согрешил
ненароком, по забывчивости или по незнанию, его жертвоприношения и само существование
Храма помогают ему искупить этот неумышленный грех.
И хотя Надав и Авиу, в принципе, были праведниками, преднамеренно ослушавшись
Творца, они были тотчас же наказаны и даже их нахождение внутри самого Храма
не спасло их от заслуженной кары!

Женский уголок

Поговорим чуть-чуть о месте женщины в иудаизме. Еврейская традиция однозначно
заявляет: «В заслугу праведных еврейских женщин евреи вышли из Египта, и в заслугу
же еврейских праведниц мы заслужим будущего избавления».
В то время как порабощенные представители «сильного пола», измученные тяжким
рабством, постепенно свыкались со своей участью, еврейские женщины, не желая
смиряться с рабским образом жизни, ни на минуту не теряли мотивацию и веру в
скорое избавление и направляли все свои силы на сохранение еврейского духа семейного
очага. В то время как в отличие от своих мужей они наотрез отказались участвовать
в сотворении золотого тельца, на строительство походного Храма, женщины первыми
спешат пожертвовать  свои драгоценные украшения.
И не случайно в отличие от всех других национальностей, принадлежность к еврейскому
народу определяется не по отцу, а по матери. Ведь именно благодаря постоянству
и верности своим корням наших дорогих женщин и существует еврейский народ.
Святость кашерного еврейского стола нередко сравнивается с жертвенником. И на
этот раз мы решили посвятить нашу женскую рубрику теме украшения блюд.

Бокалы с…закуской
Необычайно эффектно выглядят даже самые простые салаты и закуски, поданые не
в стандартной общей салатнице, а лично каждому сидящему за столом в стеклянном,
или еще лучше, в хрустальном бокале. Особенно украшают стол бокалы с различными
паштетами или экзотическими салатами из грибов, ананасов, твердых сыров.

Фаршированные овощи.
Салатными массами можно заполнить половинки разноцветных перцев, очищенных от
семян, вареных яиц, помидоры разных размеров  с предварительно срезанными верхушками
и вынутой мякотью, шляпки грибов. Небольшие порции салатов можно завернуть в
капустные листья или в листовой салат. Кочан белокочанной капусты с вырезанной
сердцевиной может служить натуральной салатницей для винегрета, а краснокочанной
– идеально подходит для оливье.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
 ***
(телефонный разговор)
-       Алло, как дела?
-       Спасибо, все - слава Б-гу.
 - (озадаченно) Простите, я ошибся номером…
    ***
В автобусе ярый антиссемит  делится вслух своими размышлениями об еврейской расе.
Стоявшая неподалеку еврейка зевнула.
-Я вижу, Вы были бы готовы съесть меня за мои слова- съязвил он.
-Ну что Вы ,- парировала она - мы же, евреи, не едим свинины!

Взгляд в вечность - это http://www.geocities.com/vzglad


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное