Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность Шабат шалом!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Похождения самцов-богомолов и размышления о крепости водки.

Одним из наиболее частых и, наверное, самых наболевших вопросов, поступающих
к нам в редакцию, был: За что все так ненавидят евреев?
Увы, мы не первые, кто задались этим вопросом. Вот что пишет праведник нашего
поколения раввин Ицхак Зильбер в свое замечательной книге «Беседы о Торе»:
«Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно
приходишь к выводу, что антисемитизм – явление абсолютно иррацианальное... Если
в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны и жалки, то в других – за то,
что мы богачи, буржуи и эксплуататоры. Если на одном краю земли мы вызываем ненависть
своей крепкой верой, то на другом нас считают распространителями опасного вольнодумства...В
одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой мы живем...,
в других же – там, где мы активно участвуем в общественной жизни...- нас ненавидят
именно за это. Логики в антисемитизме искать не приходится...
Отметим любопытный факт: чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов,
мировоззрением которых мы увлекались...Существует разновидность насекомых (богомол),
самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто подобное происходило
и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую
идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало...»
Но и рав Зильбер был не первым раввином, столкнувшимся с проблемой антисемитизма.
Однажды евреи в одном местечке обратились к своему раввину с вопросом о причинах
всеобщей ненависти к евреям. Раввин незадумываясь ответил: «Окружающие презирают
нас за то, что мы не умеем пить водку. И настала пора положить этому конец. Пусть
завтра каждый принесет по бутылке водки, мы сольем все в общую бочку и будем
понемногу учиться пить.»
 Абрам сообщил об этом известии своей жене, и та дала ему дельный совет: «Мы
не особенно богаты! Зачем же тратить деньги на бутылку водки? Принеси бутылку
 чистой воды и в общем количестве никто этого и не заметит! Ведь в нашем местечке
столько евреев!» Когда на следующее утро все пришли со своими бутылками и слили
их воедино, раввин налил каждому по целому стакану. Все попробовали,  а там –
чистая вода. «Вот за это нас и не любят!» заключил мудрый раввин.
Вы уже подумали, что подобно антисемитам мы намекаем на то,что нас не любят за
так называемые «еврейские штучки». Но на самом деле, истина намного глубже и
этот простенький анекдот может нас многому научить. Во-первых, не забывайте,
что подчас за внешне нелепой и глуповатой логикой раввина, стоит необычайная
житейская мудрость, основанная на опыте не одного поколения. И мы не всегда и
не сразу можем понять глубинные мотивы и основания его советов и постановлений.
Но самое главное, давайте не обманывать себя, что наше личное поведение, отношение
к еврейству с его заповедями и их исполнением не играет никакой роли в общей
судьбе еврейского народа. Мы все пьем из одного источника, и да не будет наша
«вода» разбавлять крепость «водки» (а подчас и «марочного вина многовекой выдержки»)
 наших собратьев!

Недельная глава – «Беар» («на горе Синай»)
Недельная глава «Беар» разбирает законы, касающиеся особого поведения с землей
Израиля и еврейскими рабами, а также возращается к некоторым законам о поддержки
малоимущих слоев общества – геров (людей, неевреев по происхождению, принявших
на себя все заповеди Торы и, следовательно, ставших полноценными евреями, но
из-за непринадлежности к одному из израильских колен лишенных собственных земляных
наделов) и просто бедняков. Глава заканчивается известными словами: «Не делайте
себе божков и статуй, и идолопоклонических андарт не ставьте себе  и не давайте
в своей земле поклоняться на разрисованных камнях – ведь Я – ваш Б-г. Мои шабаты
соблюдайте и испытывайте трепет перед моим храмом – Я - Б-г», проводящими прозрачную
параллель между идолопоклонством,  соблюдением шабата и богобоязненностью.

Нередко можно встретить людей, не соблюдающих практически ничего, но при этом
гордящихся своей «верой  в сердце». И обычно бытует мнение, что самое трудное
в религии – соблюдение конкретных заповедей, тогда как вера и упование на Творца
– вещи само собой разумеющиеся. Люди, убежденные в этом, наверно незнакомы со
следующим анекдотом. Один еврей решил подзаняться альпинизмом. Ну, как полагается,
забрался в горы и…повис над пропастью. Еврей в отчаянии начинает молиться и о,
чудо! С неба выгдлядывает ангел и заводит конфиденциальный разговор: Еврей?
-       Стопроцентный!
-       Обрезанный?
-       Обрезанный, обрезанный!!!
-       На Песах ешь квасное?
-       Упаси Б-же! Только мацу!
-       В Единого Б-га веришь? На Него лишь уповаешь?
-       На Него! Только на Него!!!
-       Ну так, давай, отпускай руки и Он тебя спасет!
(еврей про себя): Так, с этим все ясно…Эй, есть там кто-нибудь еще?..
    Итак, на деле все происходит наоборот. Соблюдение большинства заповедей требует
небольших затрат времени, сил и вырабатывается с привычкой, тогда как работа
над настоящей «верой в сердце», борьба между верой и сомнением, беспрерывно продолжается
всю жизнь.
Тут необходимо отметить, что иудаизм категорически запрещает надеяться на чудо
в рамках повседневной реальности. Напротив, мы обязаны приложить максимум усилий
для того, чтобы своими руками сделать нашу жизнь счастливой. Но при этом мы должны
четко осознавать, что в конечном итоге все зависит от воли Всевышнего.
В нынешней недельной главе приводится одна из удивительнейших заповедей, воспитывающая
в нас полную веру в Творца. Каждый седьмой год все евреи поголовно на всей территории
Святой Земли обязаны воздерживаться от любых сельскохозяйственных работ – ни
пахать, ни сеять,  ни собирать урожай. Урожай же, вырасший в этот год сам по
себе, становиться бесхозным и каждый имеет право им воспользоваться.
И хотя Творец клятвенно обещает, что не будет ни одного случая, когда тот или
иной еврей будет голодать или потерпит убыток из-за соблюдения заповеди шмиты,
и эта клятва ни разу не подводила на протяжении веков, сколько же истинной веры
в сердце необходимо для соблюдения этой заповеди!

Жемчужины еврейского комментария
Помимо главы Беар, на этой неделе мы читаем и заключительную главы книги Ваикра
– Бехукотай (Согласно Моим законам) . В ней прямым текстом описывается судьба
евреев, если те будут следовать законам Торы и их участь, в случае отступления
от них.  О трагических деталях вы можете самостоятельно прочитать в Торе. Мы
же не хотим останавливаться на проклятиях, и предпочтем разбирать благославения.
Итак, одним из заключительных описаний того изобилия, на которое евреи могут
спокойно расчитывать, если все они будут идти путями Творца является следующее:
«Я дам вам мир на земле».  И хотя подобное обещание красноречиво само по себе,
комментатор Раши добавляет: до этого Б-г обещал евреям всевозможные материальные
блага, но если нет мира -  и прежде всего мира между самими евреями – все они
теряют свое значение. Ведь мир – это все и пока  его нет – нет ничего, даже если
есть все! Поэтому в заключение перечня всех наград за достойное поведение Творец
обещает нам и высшее благо – мир.

Женский уголок
Евреи всегдо и везде отличались особым отношением к рыбе. Достаточно вспомнить
все ту же «гефильте-фиш»ю И опять же даже в этом кулинарном пристрастие евреев
прослеживается теснейшая связь и с алахическими законами, и с глубокими аллегорическими
объяснениями.
Во-первых, в отличие от мяса, с рыбой связано мало тонкостей в отношении кашрута.
Кроме базисных требований наличия плавников и чешуи рыба не нуждается ни в специальном
способе убоя - шхите, ни в высаливании и т.п. Считаясь «нейтральным» («парве»
- ни молочным, ни мясным) продуктом, рыба может играть роль и в мясной, и в молочной
трапезах, хотя ее и не принято смешивать с чисто мясными (а в некоторых общинах
и с молочными) блюдами. Так  весьма не желательно, к примеру, заправлять мясной
салат анчоусной пастой, но селедка вполне может быть подана  в качестве закуски
перед шашлыком, а жареная рыба прекрасно сочетаться со сливочным мороженым. 
Таким образом, для евреев рыба является практически универсальным продуктом.
А с аллегорической точки зрения, прежде всего, следует упомянуть следующее устное
предание – в конце дней, после окончательного приговора, праведники удостоятся
участвовать в особой трапезе в шкуре гигантской рыбы Левьятан, а ее мясо послужит
основным блюдом этой трапезы. И несмотря на то, что еврейские предания нельзя
понимать буквально (как сказано «толкующий Тору буквально – злодей!»), евреи,
всегда отличавшиеся оптимизмом, стараются хотя бы в шабат, хотя бы на одну трапезу
отведать хотя бы кусочек рыбы и этим продемонстрировать свою надежду разделить
удел наших праотцов, Моше-рабэйну, Аарона, царя Давида и других праведников в
грядущем мире.
Можно продолжать и продолжать показывать различные аллегории и аналогии (а, между
прочим,   рыбы - один из символов еврейского народа), но все-таки стоит перейти
к практической стороне «рыбного вопроса» и ознакомится с новыми рецептами.

Чесночный гуляш из тунца.
Приготовьте маринад из пол-стакана уксуса, четверти стакана постного масла, 6
нарезанных долек чеснока, двух чайных ложек сахара,  чайной ложки соли и щепоткой
перца. Добавьте нарезанное кубиками мясо сырого тунца и оставьте на ночь в холодильнике.
Обжарьте на среднем огне. Подавайте в горячем виде с рисом и зеленым горошком.

Карп с изюмом и орехами.
Два целых дэниса (или карпа) посолите,  залейте постным маслом и испеките в духовке
втечение получаса при температуре 190 С. То же масло перелейте на сковороду,
добавьте 3-4 спелых помидора, треть стакана светлого изюма и треть стакана орехов
(лучше всего половинки фундука). Тушите пока помидоры не превратятся в однородную
массу. Удалите шкурки помидоров и залейте этим горячим соусом рыбу.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!

***
Еврей болен холерой и чувствует себя совсем худо. Он попросил
позвать к нему священника. Работники больницы удивились, но просьбу
выполнили. Является священника. Еврей объявляет свою последнюю волю:
- Все свои деньги я завещаю синагоге.
- Может, вам лучше позвать раввина? - возмущается священника.
- Ну, вот еще! Стану я звать раввина в инфекционную больницу!
-       ***
- Ребе, почему возникла легенда о богатстве евреев?
- Потому что они всегда за все расплачиваются

Дополнительные материалы – на нашем сайте www.geocities.com/vzglad
Убедительно просим избегать посещение нашего сайта в шаббат и еврейские праздники!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное