Девушка (читает): Другими словами, как мы видим
по этому обращению, освобождение - не последнее слово в
совершенствовании.
Прабхупада: Да. Здесь есть один момент. Он [Санатана
Госвами] говорит: "Ты освободил меня. Теперь позволь мне знать, в чем мой
долг". Это очень важный момент. Философы-майавади, они думают, что
освобождение - это высшая цель. Так же как в философии Будды, нирвана.
Нирвана означает уничтожение материального существования.
Нирвана. Они думают, что как только есть уничтожение материального
существования, это окончательная цель. Философы-майавади или имперсоналисты,
они думают, чтобы не только получить свободу от материального бытия, но и
остаться в духовном положении, джнанам, просто в знании, что: "Я
духовная душа. Я слился с духовной душой", это их цель.
Но здесь, Санатана Госвами, он принадлежит к философии вайшнавов. Он
говорит: "Теперь в чем мой долг?" Это означает, что после освобождения - не
так, что всё есть пустота или деятельность остановлена. Нет. На самом деле,
деятельность начинается после освобождения. В настоящий момент наша
деятельность - это не освобожденная деятельность. В настоящий момент вся
наша деятельность обусловлена, но на самом деле я не... Так как я духовная
душа, следовательно я не [нахожусь] под [властью] материальных условий. Но
так или иначе, сейчас я помещен в материальные условия.
Это также объяснено в Бхагавад-гите: брахма-бхутах прасаннатма.
Когда кто-то действительно освобожден, брахма-бхутах, это
называется брахма-бхутах. Когда кто-то не освобожден, это
называется джива-бхутах. Так же как мы, обычные живые существа, мы
- под [властью] обозначений, и в концепции этого тела мы мыслим всё. Но на
самом деле, я не это тело. Я не материя. Я духовная душа. Когда это
понимание приходит, это - точка освобождения. И после этого освобождения
начинается реальное служение.