Целибат - это обет безбрачия. При этом предполагается, что человек не ведет половую жизнь. Пророк Иеремия не вступал в брачные отношения с женщинами. Он воздерживался от них потому, что был убежден: его образ жизни согласуется с волей Ягве:
И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем (Иер. 16:1).
Означает ли словосочетание "на месте сем", что у Иеремии были жена и дети в другом месте, например в Египте, куда он был увезен после разрушения Иерусалима, неизвестно (Иер. 43:6).
Были и другие люди, соблюдавшие целибат по религиозным причинам. Филон Александрийский утверждает, что ессеи избегали сексуальных отношений. Гораздо больше информации по этому вопросу можно почерпнуть из Свитков Мертвого моря, которые были найдены поблизости от предполагаемого места обитания ессеев – в Кумране, на северо-западном конце Мертвого моря. Члены этой иудейской секты верили в то, что они заключили с Ягве Новый Завет. Они считали, что как Дети Света, они будут участвовать в заключительной эсхатологической
битве с Велиаром и Детьми Мрака. Их община существовала по законам военного лагеря. Лагерь должен был быть в состоянии полной боевой готовности на случай священной войны. Чтобы предотвратить возможное "осквернение" или разврат, к которым могли привести половые отношения с женщиной, и не навлечь на себя немилость Бога, Дети Света избегали брака.
Иоанн Креститель, не имевший жены, тоже чувствовал, что ему необходимо хранить обет безбрачия, потому что он призван на служение Богу. Христос и некоторые его последователи, включая апостола Павла, тоже были не женаты. Когда ученики спросили Иисуса о том, не лучше ли остаться холостым, коли развод запрещен и неудачный брак расторгнуть никак нельзя, Он ответил: "Не все вмещают слово сие, но кому дано". Затем Он сказал, что некоторые родились скопцами, некоторые были оскоплены, некоторые "сделали сами себя скопцами
для Царства Небесного". "Кто может вместить, да вместит", - закончил Он (Мф. 19:1-12). Иными словами, Христос не требовал целибата от своих последователей; это было предназначено только для тех, кто мог принять это (само собой понятно, что кастрацию Он не предлагал!) Иисус приветствовал тех, кто оставил семью, в том числе жену и детей, ради Царства Божия (Лк. 18:26), что означало принятие обета безбрачия по религиозной причине (см. также Лк. 14:26). Не имевший семьи Павел высказывал пожелание, чтобы его последователи
были такими же, как он (1 Кор. 7:7).
Предписания Христа и общины ессеев шли вразрез с традиционными иудейскими представлениями о приоритете брака и семьи. Тем не менее никто не возмущался тем, что Иеремия хранил обет безбрачия. Когда это делали отдельные люди, а в особенности аскеты, это не являлось вызовом обществу.
Нет ничего удивительного в том, что западное христианство придает огромное значение целибату среди духовенства. Библейское оправдание этому - стих из Евангелия от Матфея (19:11). Добровольное воздержание позволяет священникам сосредоточиваться на делах религии и работе для Царства Божия, не обременяя себя семейными обязанностями. В то время как римский католицизм (за редкими исключениями) заставляет священников хранить безбрачие, восточные церкви позволяют дьяконам и духовенству жениться, однако архиереем женатый
человек стать не может.
Как же соблюдающие целибат справляются со своими естественными сексуальными потребностями? Как правило, такой человек подавляет либидо или направляет его в другое русло, то есть происходит сублимация. Это не всегда практиковалось в римской церкви. В определенные периоды священникам позволялось вступать в брак, хотя идеалом оставался целибат. Временами допускались только "духовные браки", когда священник жил со своей "духовной супругой" и даже иногда делил с ней постель, храня при этом целомудрие. История церкви
пестрит нарушениями правила целибата как мужским, так и женским духовенством, и вплоть до сегодняшнего дня то и дело узнаешь о том, что кто-то преступил церковные обеты.
Как правило, не имеющие семьи священники учатся контролировать свои желания. Они отдают очень много времени и сил своим обязанностям и буквально хоронят себя в работе, не оставляя, таким образом, времени для похотливых мыслей. Молитва, служба и преданность своему делу помогают им избавиться от нежелательных чувств и мыслей. Чем дольше воздержание, тем слабее становится либидо.