Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 42 (10 февраля 2008 г.)


Секс в Библии: Брак с чужеземцем

Джеральд Ларю

В Библии часто упоминаются браки между евреями и представителями других народов, в том числе и тех, которые служили не Ягве, а другим богам. Однако в большинстве библейских рассказов такие браки осуждаются. Авраам беспокоился о том, что его сын Исаак может жениться на хананеянке. В поисках жены для него патриарх послал своего слугу в дом Нахора, своего брата. Исаак женился на своей двоюродной сестре Ревекке, которую слуга счел женщиной, подходящей для сына своего хозяина. Ревекка согласилась выйти замуж, даже не видя своего будущего мужа; а когда она все-таки повстречалась с ним, она не дала ему посмотреть на свое лицо, закрыв его покрывалом (Быт. 24). После заключения брачного соглашения он взял ее в свой шатер, где и началась их брачная жизнь.

Однако далеко не каждый иудей придерживался этих традиций. Исав женился на хананеянках (Быт. 26:2). Иосиф (Быт. 41:45) и Моисей (Исх. 2:21) тоже взяли себе в жены чужеземок. Когда Самосон выразил свое желание жениться на филистимлянке, его родители воспротивились, но безуспешно (Суд. 14). Эти немногие примеры смешанных браков ключевых персонажей Библии, возможно, свидетельствуют о том, что в реальности такие союзы встречались гораздо чаще.

В период после Исхода (V век до н.э.) Неемия и Ездра с новым рвением взялись за проблему смешанных браков. Неемия требовал от жителей Иерусалима принести клятву не отдавать своих дочерей замуж за чужеземцев и не брать в жены своим сыновьям представительниц других народов. Ездра в своих требованиях пошел еще дальше. Он потребовал расторжения уже существующих браков с чужеземками (Ездр. 10:11). Большинство ученых убеждены в том, что история Руфи была придумана в это самое время в качестве контраргумента против запросов Неемии и Ездры. Моавитянка Руфь вышла замуж за Вооза, который был иудеем, и от этого союза пошел род царя Давида. Если самый знаменитый царь Израиля произошел от смешанного брака, значит, не так-то это и плохо!

Первые христиане также стремились защитить чистоту веры. Апостол Павел запретил брак с неверующими. В своем кратком письме, которое сегодня именуется Вторым посланием к Коринфянам, он писал:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (Сатаной)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (2 Кор. 6:14-16).

Павел подкреплял свое заявление несколькими цитатами из Ветхого Завета, в том числе и заповедью, которая в его интерпретации звучала как требование отделения христиан от неверующих. В том случае, если христианин вступал в брак с неверующим и партнер-"язычник" не хотел расторгать брак, Павел считал, что супружеские отношения должны продолжаться.

Учение первых христиан отражает идею данной свыше веры, отделяющей верующих от неверующих, которые могут запятнать чистоту христианина.

Важность внутриконфессионального брака признается до сих пор. Для того, чтобы священник или раввин освятил брак между представителями разных конфессий, один из партнеров в большинстве случаев доожен пройти через своего рода церемонию обращения и иногда даже дать согласие воспитывать детей в вере супруга. В иудейских и христианских общинах страхи, связанные со смешанными браками, до сих пор не искоренены. Смешанный брак разрушает привычные религиозные модели и, следовательно, ослабляет единство веры. Кроме того, происходит смешение мышления истинного верующего с "языческими" идеями или с тем, что так или иначе искажает так называемую истину. Такой союз с религиозной точки зрения не будет благословлен Богом. Большинство консервативных христиан настаивают на том, чтобы оба супруга исповедовали "единую веру". Католические священники не венчают пары, если один из партнеров хочет оставаться иудеем, атеистом или протестантом. Иудейские священники, за редким исключением, также не поженят иудея с неиудеем.

Некоторые священники относятся к бракам между представителями разных рас столь же нетерпимо, как и бракам исповедующих разные веры. Несмотря на то, что партнеры могут принадлежать к одной конфессии, священники настаивают на том, что у их детей будут проблемы с адаптацией в обществе. Павел мог писать о единстве веры в Христа, когда не будет ни рабов ни свободных, ни иудеев ни неиудеев (Гал. 3:28), однако расовый и религиозный фанатизм до сих пор весьма распространен среди консервативных религиозных групп.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Секс в Библии: Половое просвещение в древнем Израиле. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Половое просвещение. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Современная семья. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Семья в библейские времена. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии. Джеральд Ларю

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное