Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 41 (3 февраля 2008 г.)


Секс в Библии: Полигамия

Джеральд Ларю

Большинство мужчин в библейские времена обходились только одной женой, однако некоторые имели больше. Как и когда возникла полигамия, никто толком не знает. Некоторые указывают на Ламеха, потомка Каина, первого упомянутого в Библии человека, у которого были две жены, а не одна (Быт. 4:19). Ламех изображается дурным человеком, который на любой вред, причиненный его роду, отвечает кровной местью. Итак, начало полигамии связывается с небезупречным с точки зрения нравственности человеком. Однако Ламех - вымышленный персонаж, и связанная с ним легенда предназначена для того, чтобы объяснить происхождение музыки и кузнечного дела.

Упор, который Библия делает на важность семьи, и в особенности на рождение сыновей, возможно, является фактором, способствующим развитию полигамии. Сарра, будучи бесплодной, отдала свою служанку Агарь в жены Аврааму, чтобы произвести потомство (Быт. 16:3). Две жены Иакова были сестрами, и Рахиль в период бесплодия предложила мужу свою рабыню Валлу (Быт. 30:1-4). Это позволяет сделать вывод, что разрастание семьи, и в особенности воспитание сыновей, вне всякого сомнения, способствовало появлению полигамных браков.

Когда члены царских семей женились на женщинах из других городов и стран, это способствовало укреплению отношений между могущественными родами и представителями власти. Царь Давид, завоевав Иерусалим, женился на иевусейской женщине, облегчив таким образом, переход от правления иевусеев к правлению иудеев (2 Цар. 5:3). Его сын Соломон, чей гарем включал "семьсот жен и триста наложниц", был очень озабочен установлением дипломатических отношений со всеми своими соседями (3 Цар. 11:1-3). Кроме того, можно предполагать, что правитель должен был постоянно доказывать свою сексуальную состоятельность. Культы плодородия Ближнего Востока восхваляли половую силу их многочисленных божеств, а целью обрядов было выпрашивание у этих дающих жизнь сверхъестественных существ увеличения урожая и поголовья скота и птицы. Сильный царь был символом сильной нации; сексуально активный монарх доказывал свою родственную связь с Божеством. Тяга к власти и желание удержать власть способствовали развитию полигамии среди особ царского рода.

Полигамные браки вовсе не обязательно становились счастливыми. Если муж предпочитал одну женщину другой, у "нелюбимой" вполне могла возникнуть зависть, как это произошло в случае с Ровоамом, любившим Мааху (2 Пар. 11:21). Если одна жена рожала детей, а другая - нет, начинались распри. Агарь, родившая Аврааму сына, смотрела на бесплодную Сарру свысока (Быт. 16:4). Нет ничего удивительного в том, что еврейское слово "тсара", означавшее "вторая жена", происходит от корня со значением "причинять боль", "досаждать", "чувствовать себя соперником". Возникали ли конфликты в тех случаях, когда жен было больше двух, сказать трудно. Внутри большого гарема, возможно, существовала некоторая иерархия. Одна из жен могла быть старшей, как вышедшая из наиболее влиятельной семьи.

Церковь Святых последнего дня, которая возникла в Америке в XIX веке и постепенно превратилась в известную во всем мире религию мормонов, провозгласила полигамию не просто нормальной, но даже предпочтительной формой брака. Основатели церкви узаконили полигамию в своих заповедях, основываясь на прецедентах Ветхого Завета. К концу столетия сектанты вступили в конфронтацию с приверженцами других религий и правительством Соединенных Штатов. Полигамные браки перестали практиковаться, и мормоны приняли те модели, которым следовала остальная часть американского общества.

Помимо конфликтов мормонов с представителями других конфессий и правительством США существовали и другие факторы, которые привели к отказу от полигамии, и в первую очередь проблема наследства. По гражданским законам, женой признавалась лишь первая жена. Другая проблема была связана с различными нематериальными факторами, в том числе и с завистью, возникавшей между женщинами.

Полигамия, то есть брак с несколькими супругами одновременно, была фактически запрещена в западном мире. Возможно, она была заменена более новой моделью смены партнеров – системой, при которой люди женятся, разводятся, женятся вновь, снова разводятся – и так далее, до бесконечности.

(продолжение следует)


Предыдущие статьи:

Секс в Библии: Половое просвещение в древнем Израиле. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии: Половое просвещение. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Современная семья. Джеральд Ларю   |   Секс с Библии: Семья в библейские времена. Джеральд Ларю   |   Секс в Библии. Джеральд Ларю

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное