Я перечислил основные положения и особенности моей веры. Мне остается только сказать, какую ясность и безопасность я нахожу в тех взглядах, которых я придерживаюсь. И на этом я должен закончить рассказ о моей вере.
Я заявил, что убежден в существовании личной Божественной цели мировой эволюции, и можно подумать, что перед моей жизнью открывается ясное, светлое будущее. В самом деле, смерть представляется мне подобной одному из тех снов, после которого, мы уверены, нас ожидает великолепное утро.
Но это совсем не так. Да, я действительно должен прожить жизнь так, как если бы в конце мира меня ожидал Христос, и, однако, я вовсе не испытываю особой уверенности в Его существовании. Верить - не значит видеть. Как и всякий другой, мне думается, я движусь среди теней веры.
Тени веры... Чтобы объяснить эту темноту, так несовместимую с Божественным светом, отцы Церкви говорят нам, что Господь намеренно скрывается, чтобы испытать нашу любовь. Нужно безнадежно запутаться в бесплодных умствованиях, нужно никогда не сталкиваться в себе и в других с мукой сомнения, чтобы не почувствовать всю мерзость такого объяснения. Неужели, Боже, Ты допустил бы, чтобы Твои создания пребывали пред Тобой в растерянности и тоске, взывая о помощи? Тебе было бы достаточно только направить их к Себе, показать
один единственный луч Твоего взора, один лишь краешек Твоей одежды, и Ты бы этого не сделал?
Тени веры, на мой взгляд, есть лишь один из частных случаев проблемы зла. И я не вижу иной возможности преодолеть смертный соблазн, как признать, что Бог позволяет нам страдать, грешить, сомневаться потому, что Он не может нас сразу исцелить и показаться нам. А не может Он только потому, что на той стадии, на которой находится мир, мы еще не способны на лучшее устройство и освещение.
В процессе развертывающегося во времени творения зло неизбежно. И здесь на спасительный выход указывает опять-таки эволюция.
Бог, я убежден, не скрывается, чтобы мы Его искали, так же как Он не заставляет нас страдать, чтобы возросли наши заслуги. Наоборот, склонившись к поднимающемуся к Нему творению, Он изо всех сил трудится над тем, чтобы освятить и просветить его. Как мать, следит Он за своим младенцем. Но мой взор еще не в состоянии Его различить. Возможно, потребуются целые эпохи для того, чтобы наши глаза открылись для света.
Наши сомнения, как и наши беды, это цена и само условие вселенского свершения. Я согласен идти на этих условиях до конца пути, в котором я все более утверждаюсь, к горизонтам, все более тонущим в тумане.
Вот как я верую.
Пекин. 28 октября 1934 г.
(приводится с сокращениями)
Перевод с французского З.А. Масленниковой
Из книги: Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М: ООО "Издательство АСТ", 2002. стр. 451-486