Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 18 (12 августа 2007 г.)


Как я верую: Религиозный феномен и выбор религии
Пьер Тейяр де Шарден

В силу того, что структура Вселенной, описанной выше, унитарна и устремлена к центру, тот путь развития, который последовательно прошла моя вера, не мог изолироваться от эволюции человеческой мысли. Если Единое открывается каждому из своих элементов для того, чтобы привлечь его к себе, и если всякая наделенная самосознанием деятельность испытывает органическую потребность оправдать свое усилие в своих собственных глазах, тогда рождение моей веры представляет собой лишь бесконечно малую частицу гораздо более широкого и решительного процесса, общего всем людям. И поэтому сама логика моего роста заставляет меня подняться над моим индивидуализмом и обнаружить перед собой общий религиозный опыт человечества - чтобы включиться в него.

Этот акт присоединения имеет внешнюю форму веры; я знаю, что многие души, втайне чувствительные к Божественному, отвращаются от исповедания веры. Религия - это сугубо частное дело, так думают или готовы думать самые умные из нас. Я уже косвенным образом осудил это индивидуалистическое притязание с позиции духовной эволюции, к которой привела меня моя вера в мир. По-моему, религиозный феномен в целом есть реакция коллективного человеческого сознания и коллективной человеческой деятельности в ходе их развития на Вселенную как таковую. Он выражает в общечеловеческих масштабах горячую веру в Единое, которую,как мне кажется, я обнаружил в себе. Ведь у него не должно и быть иного содержания, помимо всей совокупности земного мышления. Возникшая из потребности Земли разъяснить для себя Бога, религия присуща и сопредельна не отдельному человеку, а всему человечеству. В ней, как и в науке, бесчисленные человеческие искания накапливаются, исправляются и постепенно находят свое место. Разве я могу не участвовать в них? Где еще я найду подтверждение и подкрепление тому движению, которое незаметно привело меня к ногам обожаемого, но еще молчаливого Присутствия? Я не вознамерился бы, конечно, самостоятельно создать всю науку. Точно так же мое стремление верить может получить завершение, только если будет включено в общечеловеческий опыт и продолжено в нем. Я должен не колеблясь погрузиться в огромный поток религий, которого только что достигла струйка моих частных усилий. Но волны вокруг меня так мутны. Они несутся в разных направлениях. Со всех сторон меня зовут во имя какого-нибудь божественного откровения. Какому из этих противоположных с виду течений должен я довериться, чтобы волна донесла меня к океану?

Древние апологеты при выборе религии руководствовались главным образом соображениями чуда. То, что доктрина представала в сопровождении свиты сил, "превосходящих естественные", считалось преимуществом и гарантировало, что она исходит от Бога. Только Творец мог поставить эту печать. Поэтому если был установлен факт чуда, то людям ничего не оставалось, как вследствие очень простого силлогизма принять указания, данные чудотворцем, независимо от их желания или нежелания им следовать. Предполагалось, естественно, что слово Божие удовлетворяло и умы, и сердца Его созданий, и факт существования гармонии между нашими желаниями и Откровением был само собой разумеющимся.

Лично я легко могу допустить чудо, лишь бы оно не шло в разрез (как учит Церковь) со все более многочисленными и точными законами, обнаруживаемыми в естественной эволюции мира. Более того, будучи уверен, что материальный детерминизм есть лишь остаточная зависимость от Духа, я полагаю, что вокруг главной оси одухотворения, представленной "истинной религией", должно осуществляться (более, чем где бы то ни было) постепенное освобождение тел. Но именно потому, что это непрерывное перемещение к верхнему пределу наших возможностей мне представляется непременным следствием эволюции, естественно вытекающим из самой ее сущности, я более не рассматриваю его как нечто оторванное, как если бы Бог разорвал и не зашил ткань явлений. Правильно понятое чудо остается в моих глазах критерием истины, но подчиненным и вторичным. В конечном итоге единственной причиной, способной побудить меня избрать ту или иную религию, может быть только (как вытекает из первой части данной работы) гармония высшего порядка, существующая между этой религией и личным кредо, к которому меня привела естественная эволюция моей веры.

Вера в единство мира, вера в существование и бессмертие Духа, рождающегося из синтеза миров, - эти три верования приводят к поклонению центру (личному и наделяющему личностью) конвергенции Вселенной; таковы, повторяю, основы этого кредо.

Христианство есть преимущественно религия вечного и личного. Бог мыслит, любит, говорит, наказывает, награждает, как Некто. Его Вселенная достигает высшей точки в бессмертных душах, ответственных навеки за свою судьбу. Так ожидает во всем своем величии и открывается над верующими то самое небо, которое для гуманных пантеистов оставалось бесстрастным и закрытым. Это озарение, достигающее огромных вершин, обладает необычайной силой притягательности. Но мне долго казалось, что путь к этим вершинам с Земли был разорван, как если бы от меня требовалось взобраться на облака... По-видимому, христианство не верит в человеческий прогресс. Оно не развило или не пробудило в себе чувство Земли... Как же было мне, питающемуся соками материи, не почувствовать тогда, что я принял его мораль и богословие вынужденно и условно. Мои высшие чаяния, которые не могли удовлетвориться пантеистическими учениями ни Востока, ни Запада, полностью исполняются верой в Иисуса. Но, с другой стороны, разве не отнимается у меня та единственная почва, на которой я мог возрастать в ожидании Божественного бессмертия, - вера в мир? Может быть, моей личной религии присущи такие исключительные и новые требования, что ни одна старая формула не может их удовлетворить?

Я мог этого опасаться.
И тогда мне явился Всемирный Христос.

(продолжение следует)


Рекомендую книгу:

Евангелие от Фомы в новом переводе с коптского оригинала

Предыдущие статьи:

Религия и наука. Часть I. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть II. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть III. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть VI. А.Н. Уайтхед

За пределами догмы

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное