Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 19 (19 августа 2007 г.)


Как я верую: Всемирный Христос и конвергенция религий
Пьер Тейяр де Шарден

Всемирный Христос, как я понимаю, есть синтез Христа и Вселенной. Это не новое божество, но неминуемое объяснение Тайны, к которой сводится христианство, - Воплощения.

Пока его описывают или говорят о нем на языке юридических понятий. Воплощение кажется простым явлением, которое могло бы произойти в любом по характеру мире. Велик мир или мал, статичен он или эволюционирует, Богу очень легко его дать своему Сыну, поскольку речь, в общем, идет лишь об акте признания. Совсем в ином свете предстает дело, если рассматривать с органической точки зрения, лежащей в основе всякого подлинного познания реальности...

Если мы, христиане, хотим сохранить за Христом те самые качества, которые являются основой Его власти и нашего поклонения, то самое лучшее и, может быть, единственное, что мы можем сделать, это принять современные представления об эволюции. Под давлением науки и философии мир все больше и больше предстает перед нашим опытом и мыслью как связная система деятельности, восходящей постепенно к свободе и познанию. Единственное удовлетворительное объяснение этому процессу, как я уже говорил, состоит в том, чтобы считать его необратимым и конвергирующим. Так перед нами начинает принимать очертания всемирный космический центр, в котором все сходится, где все объясняет себя, ощущает себя и управляет собой. И в этом физическом полюсе мировой эволюции необходимо, по-моему, поместить и признать всю полноту Христа, ибо ни в каком ином по характеру космосе и ни в каком ином месте ни одно существо, каким бы Божественным оно ни было, не может выполнить функцию всеобщего соединения и всеобщего одушевления, которую христианское учение признает за Иисусом. Эволюция, открывая вершину мира, делает Христа возможным точно так же, как Христос, наделяя смыслом мир, делает возможной эволюцию.

Что касается меня, то я, не колеблясь, пошел в единственном направлении, в котором не показалось возможным развить и, следовательно, спасти мою веру. Воскресшего Иисуса, которого другие научили меня познавать, я попробовал поместить во главе Вселенной, сызмальства любимой мною. И в результате уже двадцать пять лет я не перестаю восхищаться бесконечными возможностями, которые открывает перед религиозной мыслью "универсализация" Христа.

Мир вокруг меня становится Божественным. Однако это пламя меня не уничтожает, эти волны меня не растворяют. Ибо в противовес ложным монистическим учениям, пассивность которых приводит к неосознанности, тот "пан-христианизм", который передо мною открывается, целью кропотливой дифференциации ставит единение. Я стану другим, только будучи самим собой. Я приду к Духу, только высвободив до конца силы материи. Всеобщий Христос свершится и станет достижимым лишь в конце мировой эволюции. В Нем я обрел то, чего жаждало все мое существо - личностную Вселенную, господство которой делает меня личностью. И я владею этой "душой мира" не только как эфемерным порождением моей индивидуальной мысли, но и как плодом длительного исторического откровения, в котором даже наименее верующие вынуждены признать одну из основных направляющих человеческого прогресса.

Самое удивительное, наверное, это то, что Всемирный Христос, в котором находит удовлетворение моя личная вера, есть не что иное, как подлинное проявление Христа Евангельского. Это, несомненно, Христос, обновленный контактом с современным миром, но Христос, расширившийся для того, чтобы остаться самим собой. Меня упрекали в новаторстве. Но чем более я размышлял над великолепными космическими свойствами, которыми щедро наделил воскресшего Христа апостол Павел, чем больше я думал над всепобеждающим значением христианских добродетелей, тем яснее понимал, что христианство обретет всю свою силу, лишь будучи доведено (как я люблю делать) до вселенских масштабов. Неутомимо оплодотворяя друг друга, моя личная вера в мир и моя христианская вера в Иисуса непрестанно развиваются и углубляются. По этому признаку взаимного согласия между тем, что только зарождается во мне, и тем, что уже живет в христианской религии, я окончательно понял, что нашел в ней искомое дополнение к себе, и я ей вверился.

В большом человеческом потоке три течения (восточное, гуманное, христианское) все еще противостоят друг другу. Однако имеются живые признаки их сближения. Восток, по-видимому, уже почти отказался от первоначальной пассивности своего пантеизма. Культ прогресса все шире распахивает свои космогонические системы перед силами духа и свободы. Христианство начинает примиряться с усилиями человечества. Во всех трех течениях тайно трудится тот же дух, который создал меня самого.

Но тогда, может быть, решение, которое ищет современное человечество, и есть по сути то же самое, которое я нашел? Я так думаю, и с этими мыслями связаны все мои надежды. Общая конвергенция религий во Всемирном Христе, который, в сущности, удовлетворяет всех, - такой мне представляется единственная возможность обращения мира и единственная форма религии будущего.

(окончание следует)


Рекомендую книгу:

Евангелие от Фомы в новом переводе с коптского оригинала

Предыдущие статьи:

Религия и наука. Часть I. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть II. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть III. А.Н. Уайтхед   |   Религия и наука. Часть VI. А.Н. Уайтхед

За пределами догмы

Архив рассылки "Библия, реинкарнация и всеобщее спасение"

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное